Вашингтон и Дели договорились о торговой сделке с не вполне ясными пока параметрами, но слова Дональда Трампа об «отказе» индийских компаний от закупок российской нефти не соответствуют действительности
Премьер Моди и президент Трамп, похоже, далеки от предрассудков и не считают понедельник тяжелым днем. 2 февраля американский и индийский лидеры написали, отметим, в соцсетях, что немаловажно, о достижении договоренности по торговой сделке, которую американский лидер, по своему обыкновению, назвал «наилучшей». На следующий день новость подтвердил в индийской столице министр промышленности и торговли Индии Пиюш Гоял, назвавший договоренность между лидерами «историческим поворотным моментом, который изменит индийско-американские отношения»
Подробностей по «поворотному моменту» пока мало. На утро 4 февраля было известно, что США снижают тарифы на индийские товары с 50% (дополнительные пошлины в размере 25% Индия получила летом прошлого года за то, что в покупает российскую нефть) до 18%. Индия за это, по словам Дональда Трампа, якобы пообещала перестать покупать у России нефть, а также купить у Америки товаров и сырья, включая энергоносители (американскую и, не исключено, венесуэльскую нефть) на 500 млрд долларов.
Обе эти важные детали премьер-министр Индии Нарендра Моди не подтвердил, хотя и не опроверг. Неизвестна пока и судьба ответных тарифов, введенных в прошлом году Дели на американские товары в размере (в среднем) 12%. По словам Трампа, Индия будет «двигаться» к снижению их до нуля. При этом он, правда, ничего не сообщил, что будет с американскими пошлинами на индийский импорт.
Несмотря на отсутствие официальных подтверждений и деталей рынки, естественно, положительно отреагировали на новость о достижении торговой сделки между Вашингтоном и Дели: акции индийских компаний выросли 3 февраля в среднем почти на 3%, а индийская рупия укрепилась по отношению к американскому доллару максимально за сутки с декабря 2018 года: на 1,36%, достигеув уровня до 90,265.
Переговоры между Вашингтоном и Дели по торговле продолжались несколько месяцев без особого успеха. Они резко активизировались в этом году, во многом, как считают эксперты, благодаря торговому соглашению, заключенному между Евросоюзом и Индией на прошлой неделе.
Москву, как нетрудно догадаться, в новости о торговом соглашении между США и Индией больше всего интересует российская нефть, которая была в последнее время главной проблемой в отношении к Дели со стороны Вашингтона. Отвечая на вопросы корреспондента газеты «Ведомости», пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «до сих пор каких-то заявлений (о прекращении покупок российской нефти) из Дели не слышали» и что Кремль «очень внимательно» следит за событиями вокруг сделки.
«Мы с уважением относимся к двусторонним американо-индийским отношениям, – подчеркнул Дмитрий Песков. – Но не меньшее значение мы придаем развитию нашего продвинутого стратегического партнерства с Индией – между Россией и Индией. И мы намерены дальше мирно развивать наши двусторонние отношения с Дели».
Кстати, уже упоминавшийся Пиюш Гоял заявил, что президент Путин находится по вопросу Индии в контакте с президентом Трампом.
Обращает на себя внимание, что индийская сторона, по крайней мере пока, не подтвердила слов президента Трампа об обещании премьер-министра Моди отказаться от российской нефти. Здесь очень важно то, о чем конкретно говорили Трамп и Моди. Индийцы за последние годы поднаторели в балансировании между Россией и США. Россия – давний торговый и политический партнер Индии, дружба между нашими странами проверена временем. Кроме российского оружия и военной техники, а также большого ассортимента гражданских товаров, теперь Индия очень заинтересована и в российской нефти. Индийские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) покупают и перерабатывают российскую нефть и затем продают нефтепродукты в том числе и в Европу.
Евросоюз на словах полностью отказался от нефти из России, о чем гордо и регулярно заявляют еврочиновники, но при этом покупает изготовленные из нее в Индии нефтепродукты. Индийских нефтепереработчиков нефть из России привлекает еще и очень выгодными условиями поставок. Благодаря им Индия, которая прежде не покупала российскую нефть, предъявила спрос на огромные ее объемы, повернувшие после 2022 года с европейского рынка на восток.
Дональд Трамп, вернувшись в Белый дом, восторга по этому поводу не проявил, введя минувшим летом указанные выше пошлины. А Индии, для которой американский рынок крайне важен хотя бы потому, что на него приходится почти пятая часть (18%) всего индийского экспорта, и до этого приходилось выдерживать сильнейшее давление со стороны администрации Джо Байдена, балансируя между экспортом в Америку и российской нефтью.
Раньше Дели это неплохо удавалось. После каждой новой западной санкции против российской нефти индийские НПЗ сначала снижали ее закупки, а затем находились способы обхода этих санкций. Можно предположить, что то же самое произойдет и сейчас. В то же время надо учитывать, что импорт индийскими НПЗ нефти из России в минувшем году взял курс на медленное снижение. Так, по данным Kpler, доля российской нефти в нефтяном импорте Индии в прошлом году снизилась с 37% (2024) до 33%.
Главное заключается в том, что конкретно будет говориться о российской нефти в торговом соглашении между Вашингтоном и Дели и как будет проверяться выполнение ограничений или полного запрета. «Ведомости» приводят комментарий научного сотрудника Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Глеба Макаревича, который так же, как и многие другие эксперты, призывает не торопиться с «катастрофическими» прогнозами по поставкам российской нефти в Индию.
Несколько иного взгляда на дальнейшую судьбу закупок индийскими НПЗ нефти у России придерживается «Коммерсант», начавший материал о торговой сделке между США и Индией с «ударной» статистики: в январе 2026 года закупки российской нефти Индией снизились в 3,5 раза! Правда, это в годовом выражении, то есть для сравнения попался месяц с очень высокой базой. В месячном выражении статистика выглядит менее, хотя и достаточно тревожно: в январе текущего года в сравнении с декабрем 2025 года индийские нефтепереработчики закупили российской нефти, по данным S&P Global Commodities at Sea (CAS), на 57% меньше.
Это, как подчеркивает в комментарии для газеты руководитель центра по аналитике российских акций БКС Кирилл Бахтин, последствия американских санкций против нефтяных компаний из России. Но он уверен, что уже к концу января индийский импорт должен частично восстановиться благодаря большим скидкам. Бахтин ссылается на данные агентства Platts, согласно которым в первой половине месяца дисконт на нефть из России на западном побережье Индии достиг 8,15 долларов за баррель, что является максимумом с июля 2023 года.
С другой стороны, в январскую статистику еще не вошло снижение, связанное с запретом Евросоюза на импорт топлива, переработанного из российской нефти. Последствия этого запрета, вступившего в силу 21 января 2026 года, проявятся в силу инертности позднее. Из-за евросоюзовского запрета, по мнению управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова, январь стал точкой структурного перелома в российско-индийском нефтяной торговле, естественно, со знаком минус.
Партнер Kept и руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Максим Малков, напротив, настроен оптимистично.
«Полагаем, логистика нефти в очередной раз находит возможности успешно адаптироваться к вводимым ограничениям, и реального воздействия на производственные цепочки в Индии, равно как и на экономику индийских НПЗ, это не оказывает», — говорит он.
Частично снижение импорта российской нефти компенсировала нефть из США и с Ближнего Востока, в прошлом главного ее поставщика в Индию: импорт американской нефти вырос в первом месяце 2026 г. в годовом выражении в 1,6 раза (235 тыс. бар./д.), а ближневосточной – в 1,2 раза (3 млн бар./д.).
Тем не менее, Индия осталась в прошлом году главным импортером российской нефти Urals. По данным Argus, на нее пришлись почти три четверти (73%) от всех поставок.