Золотоискатели успели за деньгами

GV Gold выходит на IPO на Мосбирже. Компания привлекает хорошими дивидендами, тогда как будущее мировых цен на золото под вопросом

Ключевой актив GV Gold — золоторудное месторождение Голец Высочайший в Иркутской области
Читать на monocle.ru

Золотодобытчик «Высочайший» (английский вариант названия — GV Gold) заканчивает сбор заявок, в ближайшие дни его акции начнут торговаться на Мосбирже. В рамках начавшегося IPO может быть предложено до 37% акций компании. Первоначальная вилка ценового диапазона находится на уровне от 1650 до 2050 рублей за акцию, что позволит привлечь 450–560 млн долларов (до 42 млрд рублей). В качестве координаторов и букраннеров сделки выступают Goldman Sachs International, Sber CIB, UBS Investment Bank и «ВТБ Капитал», а также Raiffeisenbank и Sova Capital Limited.

«Исходя из установленного компанией ценового диапазона рыночная капитализация оценивается в 90,7–112,7 миллиарда рублей. Если рассматривать последние финансовые показатели компании за 2020 год, то данные оценки по рыночному мультипликатору “цена к прибыли” (P/E) может составить 9–11, что в целом находится на уровне лидера отрасли — компании “Полюс”. По прошлому году компания продемонстрировала хорошую динамику показателей, прибавив по выручке 57 процентов и увеличив чистую прибыль в 2,1 раза»,— оценивает перспективы GV Gold начальник аналитического отдела «ИК Русс-Инвест» Дмитрий Беденков. «В рамках объявленной цены IPO акции GV Gold можно назвать справедливо оцененными или даже слегка переоцененными в зависимости от того, по какой границе диапазона пройдет размещение. Компания по ключевым стоимостным показателям дешевле “Полюса”, но примерно на уровне Polymetal. Долговая нагрузка вблизи среднеотраслевых значений, уровень free-float неплохой для сектора. В целом можно сказать, что существенного апсайда (потенциала для роста цены акций. — “Эксперт”) не просматривается», — добавляет эксперт «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.

Все, что «Высочайший» может предложить инвесторам, — неплохие перспективы бизнеса, хорошие финансовые показатели и обновленная дивидендная политика. «Фактором инвестиционной привлекательности бумаг GV Gold может стать дивидендная доходность. Компания может выплачивать 40 процентов EBITDA в качестве дивидендов, согласно имеющейся дивидендной политике», — полагает Дмитрий Беденков.

Старатели родом из банковской сферы

В 1992 году один из будущих сооснователей золотодобытчика Сергей Докучаев приобрел Ланта-банк. Туда же в 1995 году устроилась работать Наталия Опалева. В 1997 году Докучаев принял решение не только кредитовать компании, добывающие и перерабатывающие золото, но и самому заняться этим бизнесом. Это и привело к созданию в марте 1998 года акционерного общества «Высочайший», оно же GV Gold, — одного из ведущих игроков отечественной золотодобычи. Будущий крупный игрок был создан на базе золоторудного месторождения Голец Высочайший в Бодайбинском районе Иркутской области (отсюда и название). Там же, в Бодайбо, находится и штаб-квартира компании. До этого лицензия на месторождение Голец принадлежала «Лензолоту», у которого в приоритетах при этом находилось уникальное золоторудное месторождение Сухой Лог. Из-за того, что партнер «Лензолота» — канадская Star Technology System не выполнила обязательства в рамках совместной разработки «Высочайшего», в 1998 году лицензия на него была отозвана, и работы возобновились уже в партнерстве «Лензолота» и Ланта-банка. Тогда же основатели «Высочайшего» задумались о выходе на рынки капитала, но после 1998 года осуществить это было непросто.

В 2001 году запустили обогатительную фабрику (ЗИФ-1) и начали производство золота, а в 2007-м крупнейший американский инвестиционный холдинг BlackRock приобрел 20% компании при оценке в пять миллионов долларов. В кризисные 2008–2009 годы компания приобрела ряд ключевых для ее деятельности лицензий (Большой Куранах и Восточная часть Хомолхинского рудного поля). В 2011 году пять процентов компании приобретает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) при оценке компании уже в один миллиард долларов (через шесть лет банк вышел из числа акционеров золотодобытчика). В 2017 году начали работу горно-обогатительные комплексы «Тарынский» и «Угахан». 

Сегодня GV Gold разделяет свои активы на географические бизнес-единицы. Их три: Иркутская, Алданская и Тарынская.

Месторождения иркутской бизнес-единицы расположены в Бодайбинском районе — центре золотодобывающей промышленности Иркутской области. Здесь «Высочайший» владеет 13 лицензиями на участки недр, расположенных в пределах основных крупных рудно-россыпных узлов: Хомолхинский, Сухоложский, Маракано-Тунгусский и Бодайбинский. Совокупные запасы — два миллиона унций. Алданская бизнес-единица (Алданский район Якутии) включает в себя месторождение Большой Куранах (крупнейшее россыпное месторождение в России) с запасами 1,5 млн унций. Тарынская бизнес-единица занимается разведкой и освоением лицензий в Оймяконском районе Якутии, где основным объектом развития является месторождение Дражное. Запас этой бизнес-единицы — 759 тыс. унций.

Аналитики ГК «Финам» отмечают, что по производству золота GV Gold почти в два раза меньше Petropavlovsk и в 9,5 раза меньше «Полюса». По уровню рентабельности и затратам компания соответствует среднему показателю по крупным золотодобытчикам. В свою очередь Дмитрий Пучкарев напоминает, что компания обозначила планы среднегодового темпа роста производства на уровне 9% в 2020–2025 годах. Это превышает среднеотраслевые показатели и может позволить GV Gold усилить позиции в рейтинге крупнейших российских золотодобытчиков.

Золотое время

«С начала 2021 года наблюдается интерес к российским ценным бумагам, включая акции, со стороны иностранных инвесторов. В то же время цены на золото с начала года демонстрируют слабую динамику и упали почти на девять процентов. Это отражается и на динамике акций ведущих мировых золотодобывающих компаний. Индекс акций золотодобывающих компаний NYSE Arca Gold Miners Index с начала года теряет почти 7,5 процента против роста в прошлом году на 22,5 процента», — оценивает выбранное GV Gold время для выхода на рынок Дмитрий Беденков. 

Золото дешевеет ожидаемо. Как отмечает Дмитрий Пучкарев, перспективы этого драгметалла на ближайшие годы колеблются от нейтральных до умеренно негативных в зависимости от динамики реальных процентных ставок и ситуации с коронавирусом. «Инвестиционный спрос на драгоценный металл в конце 2020 года заметно ослаб. Промышленный и ювелирный сегменты начали восстанавливаться, однако в полной мере компенсировать снижение интереса инвесторов они не могут. Дополнительное давление может оказать рост предложения золота за счет восстановления логистических цепочек и увеличение объемов вторичной переработки в свете благоприятной конъюнктуры», — говорит Дмитрий Пучкарев . Вот и получается, что оживающая экономика уведет инвесторов из защитных и квазизащитных активов, а значит, цена на золото, вероятно, пойдет вниз. Таким образом, GV Gold размещается практически на пике, когда шансы дорого «продаться в рынок» весьма высоки. 

Структура акционеров компании довольно проста. Основными акционерами GV Gold являются ее сооснователи Сергей Докучаев, Наталия Опалева и Валериан Тихонов, которые владеют по 20,36% капитала. BlackRock Global Funds и BlackRock Gold and General Fund имеют 9,67 и 8,32% акций соответственно, остальное разделено на небольшие пакеты между несколькими миноритариями. Докучаев, Опалева и Тихонов, а также BlackRock в ходе IPO продадут части своих пакетов, хотя и сохранят статус мажоритариев. Нет информации, будет ли размещение полностью «выходом» из капитала, вероятно, часть привлеченных средств все же пойдет в компанию. Во всяком случае, в ближайшие планы GV Gold входит увеличение добычи до 400 тыс. унций золота в год, для чего необходимо дальнейшее развитие действующих активов (включая Угахан, Тарын и Маракан), чтобы нарастить мощности по переработке и объемы производства. Пора также переводить ресурсы в запасы — это означает доразведку с целью уточнения объемов полезных ископаемых и геологоразведочные работы на перспективных участках в регионах присутствия. На все это нужны деньги, но, очевидно, вполне подъемные, так как недавно обновленная дивидендная политика обещает привлекательные выплаты — 40% от EBITDA в случае, если долговая нагрузка не превышает 1,5 EBITDA. Если соотношение чистого долга к EBITDA равно или меньше 2,5, то на выплаты пойдет 30% от EBITDA. 

Если посмотреть на результаты прошлого года, то видно, что дела у золотодобытчика идут неплохо (см. графики 1 и 2). За 2020 год было добыто 272,2 млн унций золота (против 260 млн унций в 2019 году), а благодаря ралли на золотом рынке GV Gold получила рекордную выручку 471 млн долларов (примерно 34 млрд рублей). Годом ранее выручка была меньше — 335 млн долларов. Как следует из проспекта компании, скорректированная EBITDA за 2020 год составила 248 млн долларов, что соответствует марже на уровне 53%. При этом соотношение чистого долга к скорректированной EBITDA на конец 2020 года составило 0,8 — так что для щедрых дивидендов есть основания.