Нечем строить

Бум на рынке недвижимости, недофинансирование отрасли и рост стоимости сырья привели к возникновению дефицита на рынке строительных материалов в России. Несмотря на расширение мощностей, теплоизоляция, например, сможет подешеветь не раньше 2023 года. Даже при желании открыть новые производства сделать это негде из-за проблем с инфраструктурой

Производство теплоизоляции из экструзионного пенополистирола в Рязани
Читать на monocle.ru

Ослабление курса рубля и снижение ипотечной ставки стимулировали спрос на недвижимость. Девелоперы, получив дополнительные средства на эскроу-счета, смогли быстро достроить жилые объекты и начать вводить новые. Покупатели искали способ вложить средства — а таковым традиционно считается недвижимость. Продолжилось и активное строительство коммерческих объектов, таких как производственные и логистические комплексы.

«Масштабный объем работ вызвал значительный рост спроса, а затем и дефицит теплоизоляционных материалов», — говорит руководитель направления “Минеральная изоляция” компании “Технониколь” Василий Ткачев. В итоге небольшой дефицит стройматериалов, появившийся в 2020 году, продолжает расти. Спрос, в частности на теплоизоляцию, превышает предложение.

В 2020 году объем производства минеральной теплоизоляции в России составил 36,7 млн кубометров, на 6,7% больше, чем в 2019-м. Сначала участники рынка ожидали, что дефицит теплоизоляции — временный. Однако строительный всплеск продолжился и в 2021-м, а спрос на минвату в январе–марте 2021 года увеличился на 15%. Начался рост цен.

Если в марте 2020-го речь шла о повышении стоимости строительных товаров в целом на 5–10%, то с начала 2021-го они стали прибавлять по 25–30%.

Дополнительно рост стоимости стимулировала и инфляция издержек: например, цены на основное сырье для производства теплоизоляции из пенополиизоцианурата и экструзионного пенополистирола — полимеры — выросли вслед за нефтью.

Игроки рынка уже заявили об инвестициях в расширение мощностей. Но инвестиционный цикл строительства нового завода длится около двух лет, ожидать профицита мощностей раньше 2023 года не приходится. И маловероятно, что до этого момента цены на строительные материалы пойдут вниз.

Недвижимый спрос

За январь–май 2021 года в России было построено 28,8 млн кв. м жилой недвижимости, на 28,4% больше, чем в январе–мае 2020-го. Резкий рост строительства вызвал повышение спроса на металл, лес, цемент и, конечно, теплоизоляцию.

По мнению аналитиков агентства Abarus Market Research, режим самоограничения сыграл на руку производителям минеральной ваты: оказавшись в летние месяцы без туристических поездок, многие направили высвободившиеся ресурсы — деньги и время — в строительство и ремонт.

В некоторых регионах, например в Московской и Ленинградской областях, продолжается бум строительства загородных домов. А число заявок на материалы для нового строительства в сегменте ИЖС только в 2020 году выросло на 83%. Параллельно значительно сокращались импортные поставки: по итогам девяти месяцев 2020 года импорт рухнул на 54%. Кроме того, накопить товарные запасы зимой ни производителям, ни дистрибьюторам не удалось: продажи были достаточно высокими из-за теплой погоды.

Согласно прогнозам компании «Технониколь», рост потребления минеральной теплоизоляции в России продолжится, и только во втором квартале он оценивается уже в 10%.

Растущий рынок

По данным компании «Строительная информация», последние нескольких лет самый востребованный вид теплоизоляционных материалов в России — каменная вата (до 40–45%). Оставшуюся половину рынка делят между собой стекловата, а также вспененный и экструзионный пенополистиролы.

Сегодня в России каменную вату производят 28 компаний на 40 производственных площадках. Компания «Технониколь» владеет восемью заводами, выпускающими каменную вату. За ней с большим отрывом идет Rockwool (четыре предприятия), концерн «Сен-Гобен Строительная продукция Рус» (два предприятия), Челябинский завод теплоизоляционных изделий (тоже два). Остальные — мелкие региональные игроки.

Из-за обилия игроков еще год назад участники рынка говорили о низкой инвестиционной привлекательности промышленных площадок, выпускающих теплоизоляцию. Не случайно уже почти пять лет в стране не открывали новых заводов по выпуску минеральной ваты. У таких предприятий довольно низкая доходность: дешевая продукция при высокой стоимости оборудования. Средняя стоимость завода, построенного с нуля без господдержки, составляет пять миллиардов рублей, а его окупаемость — почти 20 лет.

Надежда на локдаун

Рынок строительных материалов сформирован и инертен. На нем определены лидеры и ниши, и еще год назад мало что предвещало начало строительного бума не только в России, но и во многих других странах, например в США или Турции.

Да и игроки рынка исходят из того, что текущий резко выросший спрос все же нерыночный. Он произошел вследствие непрогнозируемых причин: остановки строек в локдаун, то есть нарушения естественных циклов строительства, а также из-за льготной ипотеки, то есть государственной поддержки, стимулирующей возведение жилья.

Тем не менее многие россияне и в этом году отказываются от отпусков, а кроме того, государство продолжает поддерживать строительство: во-первых, планируется снос ветхого и аварийного жилья в рамках федерального закона о комплексном развитии территорий. Во-вторых, продолжается нацпроект «Жилье и городская среда», основная его цель — ежегодно строить 120 млн кв. м. То есть объем строительства должен вырасти еще в полтора раза по сравнению с прошлым годом, когда, по данным Росстата, было введено 80,6 млн кв. м.

Под эти цели государство планирует выдавать льготные кредиты, в том числе инфраструктурные, сроком на 15 лет под 3% годовых. Кроме того, продолжает действовать программа льготной ипотеки, которую распространили и на загородное строительство. Поэтому строители надеются, что в ближайшее время спрос на жилье сохранится, а производители, соответственно, рассчитывают на сохранение спроса на стройматериалы.

Сдерживающий фактор

В ответ на запрос рынка производители теплоизоляции заявили о строительстве новых заводов, в том числе международная группа Rockwool — во Франции, французская Saint-Gobain — в Кузбассе, корпорация «Технониколь» — на Северо-Западе России, в Приморье и Казахстане.

Основной сдерживающий фактор для быстрого строительства заводов, выпускающих стройматериалы, — отсутствие готовой инфраструктуры: несмотря на то что производители вслед за спросом готовы вкладываться в новые мощности, при освоении участка они сталкиваются либо с отсутствием коммуникаций (газа, электричества, автомобильных дорог), либо с высокой стоимостью земли. А в некоторых ТОРах есть газ, но он уже расписан на существующих резидентов. А для того, чтобы войти, нужен новый ресурс, которого нет.

«Основная проблема — инфраструктура и еще раз инфраструктура. Реально строить негде», — сказал президент и основной владелец группы компаний «Технониколь» Сергей Колесников в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021). По его словам, корпорация столкнулась с тем, что очень сложно найти площадку, которая газифицирована, имеет электричество и транспортные подъезды. Кроме того, у каждого региона есть и локальные проблемы, мешающие появлению новых производств. На Дальнем Востоке это плохая логистика и пробки на автомобильных пограничных переходах с Китаем, считает Колесников, а также и практически полное отсутствие инфраструктуры для строительства предприятий.

«Первое — это огромные расстояния, соответственно, очень сложная и дорогая логистика. Второе — системное отсутствие пограничных переходов, хотя об этом постоянно говорят на Восточном экономическом форуме. Лично я об этом слышу уже шесть лет. Автомобильные пробки на границе как были, так и есть. И это большая проблема», — пояснил предприниматель.

В Северо-Западном регионе, где корпорация планирует открыть завод за семь миллиардов рублей, она не может согласовать проект уже более полугода. «В настоящий момент проект находится на стадии обсуждения с региональным правительством. Надеемся, в ближайшее время площадка для строительства будет выбрана и утверждена», — добавил г-н Колесников.

Покупать же старую промышленную площадку выйдет дороже, чем новое строительство, поскольку практически всю устаревшую инфраструктуру придется переделывать. Да и купив старое предприятие, промышленный инвестор зачастую лишается потенциальных льгот, которые ему может предложить регион в рамках особых экономических зон или территорий опережающего развития.

Издержки производства

Стоит упомянуть и о росте себестоимости материалов. Увеличиваются, например, цены на сырье (до 70% в случае полимеров), на сопутствующие услуги (до 30%). В середине апреля Союз переработчиков пластмасс направил в правительство РФ письмо, попросив у государства помощи в стабилизации рынка — речь идет о запрете повышать цены на полимеры более чем на 10%. В документе отмечалось, в частности, что в среднем с октября 2020-го по апрель 2021 цена на полистирол выросла на 86%.

«Действительно, ситуация на рынке полимерного сырья непростая. Значительная волатильность цен, связанная с нештатными ситуациями на зарубежных заводах производителей сырья в 2020 году и нестабильными валютными курсами, вела к напряжению на рынке», — говорит операционный директор направления «Полимерные мембраны и PIR» корпорации «Технониколь» Евгений Спиряков. Впрочем, отмечает он, цены на сырье растут по всему миру. «В такой ситуации работают только экономические рычаги, например льготы по налогам на внутреннем рынке для переработчиков сырья. Все остальное ведет к разбалансировке финансовой модели производителя и, как следствие, к убыткам», — полагает г-н Спиряков.

Чтобы системно решить проблему стройматериалов, необходимы долгосрочные стимулирующие меры со стороны правительства, полагают производители. По их оценке, это позволит инвесторам реализовать проекты и окупить их в перспективе, а строительному рынку — расти.