В Сибирь за дипломом

Сибирские вузы входят в топы мировых университетов. Сегодня в крупных научных и образовательных центрах — Иркутске, Красноярске, Омске, Томске — можно получить образование мирового уровня, с привязкой к реальной практике

Сибирский федеральный университет (Красноярск)
Читать на monocle.ru

Осенью прошлого года в стране стартовала программа «Приоритет 2030», ее цель — сформировать пул университетов, которые станут локомотивом создания научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу, вдохнуть в вузовское образование новую жизнь. Как пояснил премьер-министр Михаил Мишустин, вузы-участники будут вырабатывать и масштабировать во всех регионах лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности. Это позволит повысить конкурентоспособность регионов и привлекательность учебных заведений страны, в том числе для иностранных студентов и именитых ученых.

В сентябре прошлого года были названы свыше 100 вузов, ставших участниками программы. Среди них 14 университетов Сибири, в том числе Сибирский государственный медицинский университет, Сибирский федеральный университет и Иркутский национальный исследовательский технический университет. Участие в программе позволит им не только продвинуться в науке и предложить стране передовые разработки, но и повысить престиж обучения в регионе, а значит, подготовить и сохранить ценные на местном рынке труда кадры. Сегодня в крупных сибирских агломерациях можно получить образование в нескольких десятках вузов, при этом качество образования во многих из них не уступает лучшим мировым высшим школам. А главное, после окончания вуза можно остаться работать здесь же. Именно такой философии придерживаются партнеры учебных заведений — компании En+ Group, «Русал», «Роснефть», Иркутская нефтяная компания и т. д., организующие специальные программы для студентов. Часто это не только технические программы обучения, но и, например, медицинские.

Учись и работай

«Наша задача — сделать так, чтобы молодежь не уезжала из регионов, а оставалась в наших университетах и научных институтах. Все мы понимаем, что выбор любого молодого человека обусловлен материальными и нематериальными факторами. Из материальных это размер оплаты труда и решение жилищных вопросов. Из нематериальных — создание особой, уникальной среды. Наши научные институты и университеты должны быть местами, где интересно и комфортно работать и есть возможность принимать участие в серьезных разработках, которые соотносятся с научной повесткой», — заявлял глава Минобрнауки Валерий Фальков. Такая работа уже ведется. Сибирские вузы стабильно занимают лидерские позиции в различных рейтингах. Так, в июне прошлого года в Рейтинге публикационной и изобретательской активности российских университетов, подготовленном журналом «Эксперт», из 43 позиций шесть — за макрорегионом. В 2020 году в рейтинг молодых университетов (THE Young University Rankings 2020) британского издания Times Higher Education попало всего два российских вуза — Высшая школа экономики и Сибирский федеральный университет. Кроме того, в Сибири стартуют масштабные программы по обновлению образовательной инфраструктуры, а сами вузы перешли к активному решению одной из ключевых проблем современного образования — применение студентами полученных знаний на практике и дальнейшее трудоустройство по профессии. Учитывая специфику региона, они в первую очередь сотрудничают с промышленными компаниями.

Кадровое решение

Важнейшим элементом уникального предложения сибирских вузов является их участие в подготовке кадров для промышленности региона. В совместной работе с компаниями совершенствуются учебные программы и оборудование, студенты получают хорошие места для производственной практики, а затем и работы. Университеты Восточной Сибири и Дальнего Востока в полной мере используют эти возможности. «Сильная сторона СФУ — наличие крупных компаний-партнеров, которые участвуют в формировании образовательной политики не номинально. Они реально согласовывают программы, формируют их под запросы своих производств, предоставляют свои площадки для практической подготовки обучающихся. Развивать партнерство с потенциальными работодателями — это наш принцип», — замечает проректор по учебной работе СФУ Денис Гуц.

У ИрНИТУ налажены связи более чем с 700 компаниями различных форм собственности. Эти связи не ограничиваются организацией производственной практики, но и подразумевают участие партнеров в подготовке кадров на разных этапах обучения. Так, ИрНИТУ совместно с Иркутской нефтяной компанией осуществляет программу переподготовки по направлению «Химия и технология производства полимеров» для обеспечения квалифицированными кадрами Иркутского завода полимеров. При поддержке Иркутского авиационного завода — филиала корпорации «Иркут» на кафедре самолетостроения и эксплуатации авиационной техники ИрНИТУ оборудованы учебные лаборатории сборочных работ и инженерного анализа. Лабораторию сборочных работ оснастили оборудованием, которое применяется при сборке МС-21. Лаборатория инженерного анализа укомплектована мощными станциями для расчета сложных сборных конструкций, элементов стапельной оснастки, конструкции планера.

Оба университета сотрудничают с одним из крупнейших работодателей не только региона, но и страны. Речь идет о подготовке кадров для En+ Group. С СФУ компания подписала соглашение еще в 2010 году. По словам Дениса Гуца, «взаимный интерес компании и вуза рационален. В стране существует буквально два университета, работающие в рамках гидроэнергетики, и один из них — наш Саяно-Шушенский филиал». Одним из ключевых совместных проектов En+ Group с ИрНИТУ стал Корпоративный учебно-исследовательский центр (КУИЦ), созданный 13 лет назад. «В центре ведутся подготовка и переподготовка по широкому спектру энергетических специальностей. Остро стоит проблема кадров в Братске, Усть-Илимске, Железногорске-Илимском. Мы заинтересованы в том, чтобы выпускники ИрНИТУ ехали в эти города и помогали нам решать производственные задачи. Мы их поддерживаем, в том числе решаем жилищные вопросы, обеспечиваем карьерным ростом, формируем программы развития», — рассказывает Наталья Альбрехт, заместитель генерального директора по управлению персоналом En+ Group. За время существования КУИЦ было подготовлено более 400 специалистов для энергетических предприятий Иркутской области. А Красноярская ГЭС практически на 100% укомплектована выпускниками СФУ.

Для университетов сотрудничество с компаниями дает многое. Опираясь на опыт партнеров, основывающих производственную деятельность на самых передовых технологиях, они обеспечивают студентам качество знаний, соответствующее современному уровню развития отрасли. Содержание образовательных программ согласуется с деятельностью партнеров, к учебному процессу подключаются сотрудники компаний, обладающие актуальными прикладными знаниями, представителей компаний привлекают к разработке тем выпускных квалификационных работ (дипломов) и включают их в комиссии, принимающие защиту ВКР. Кроме того, университетским преподавателям дают возможность выезжать на производственные площадки для ознакомления с особенностями современного производства, а программы обучения в университетах значительно теснее, чем раньше, сопрягаются с практикой — речь идет о внедрении проектных методов обучения.

Партнерство с компаниями повышает конкурентоспособность вузов. С одной стороны, оно привлекает в университеты абитуриентов, не только приходящих за качественным образованием, но и рассчитывающих после окончания курса получить хорошо оплачиваемую перспективную работу. Для компаний важно, что абитуриенты университетов в большинстве своем жители регионов, где расположены как эти учебные заведения, так и активы их партнеров. И поэтому, получив работу в компании, выпускники университетов, скорее всего, закрепятся на своих рабочих местах.

Пойти в IT

На кафедре теплоэнергетики ИрНИТУ запущен совместный пилотный проект «Будущий преподаватель» для магистров и аспирантов. Из семи человек, пожелавших в нем участвовать, отобрали двоих. Они пройдут углубленную практику на площадках Еn+ Group: на тепловых электрических станциях, гидроэлектростанциях, предприятиях тепловых и электрических сетей. Пока они обучаются, университет обеспечивает им достойную стипендию, а после защиты кандидатской диссертации преподаватели будут получать заработную плату не ниже, чем специалисты на производстве.

С 2021 года в ИрНИТУ студенты третьего курса бакалавриата и специалитета полностью перешли на проектное обучение. В расписании выделен отдельный день — понедельник, — когда студенты работают в командах над проектом. В конце семестра они представляют результаты проекта на кафедре или заказчику.

Еще один пример ориентированного на практику обучения — совместный образовательный проект «Академия IT». Цель программы — сформировать у студентов профессиональные навыки в сфере цифровизации металлургии и энергетики. «Со студентами работают самые крутые айтишники En+ Group», — сообщили в университете.

Кадровый резерв для всей страны

Одной из последних инициатив En+ Group стала стипендиальная программа для студентов высшего и средних звеньев профобразования, запущенная в 2021 году. Инициатива касается в первую очередь обучающихся по специальностям энергетического сектора и металлургии. Критерии отбора стипендиатов: высокая академическая успеваемость; успешный опыт участия в конкурсах и олимпиадах; наличие публикаций, научных достижений по направлению исследования, соответствующему профессиональной подготовке; активная гражданская позиция, опыт участия в благотворительных, волонтерских, донорских акциях. Размер стипендии варьируется от 10 тыс. рублей на втором курсе до 25 тыс. рублей — на пятом. Географически она охватывает все регионы присутствия компании, не только Сибирь, но и Центр России. «Когда мы занимались разработкой этой программы, мы в первую очередь думали о том, как нам укрепить кадровый потенциал регионов России. В этом году в программе участвует 25 учебных заведений партнеров из 16 городов. Это Иркутск, Братск, Красноярск, Ачинск, Назарово, Дивногорск, Саяногорск, Новокузнецк, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Нижний Новгород, Иваново, Миасс, Кандалакша и Волгоград. Мы знаем, что там множество талантливых, перспективных студентов, и мы хотим мотивировать их продолжать учебу, добиваться высоких результатов, активно участвовать в научной деятельности, конференциях, грантовых конкурсах», — заявила на пресс-конференции, представляя программу Наталья Альбрехт. Впрочем, цель программы не сводится к сугубо прагматическим соображениям заполнения вакансий компании хорошо подготовленными кадрами. Она формулируется шире: «показать значимость производственных профессий и качественного фундаментального образования». Именно такая стратегическая задача была сформулирована основателем компании En+ Group Олегом Дерипаской.

«Введение стипендиальной программы компании En+ Group позитивно влияет на студентов. Возрастает успеваемость. Студенты видят интерес потенциального работодателя, участвуют в конкурсе и, как следствие, растет средний балл в зачетке. Более того, студенту важно видеть интерес работодателя, чувствовать, что в тебя и вкладываются как в потенциального специалиста через кейсы и конкурсы», — рассуждает Денис Гуц.

В ИрНИТУ победителями стипендиальной программы En+ Group стали шесть студентов и магистрантов разных курсов Института энергетики. В университете считают, что программа мотивирует студентов проявлять инициативу и поощряет талантливых и перспективных ребят максимально использовать свои способности в учебе.

Стипендиальную программу компания планирует проводить ежегодно, постепенно расширяя профессиональные направления. Так, с 2022 года к ней добавят такие профессии, как медицина и педагогика. Суть в том, что социальная политика — важная часть стратегии развития EN+ Group. И одна из ее целей — развитие регионов России. А достижение этой цели невозможно без качественного здравоохранения и образования. В компании видят нехватку профессиональных кадров в этих областях и стремятся исправить ситуацию. Иначе бессмысленны усилия по формированию мощного кадрового потенциала для своей производственной деятельности: высококвалифицированные специалисты, подготовленные на самом высоком уровне, могут не смириться с жизнью в регионах, если столкнутся с некачественным медицинским обслуживанием и невозможностью дать качественное образование своим детям.