HTML Асademy готовит с нуля веб-разработчиков «с опытом работы». Ее узкоспециализированные программы востребованы даже вузами, выпускающими IT-специалистов
Мысль о специализированной онлайн-школе для обучения веб-разработчиков — HTML Academy — реализовалась одиннадцать лет назад. «Проект родился из кандидатской диссертации, связанной с созданием интерактивных тренажеров по HTML* и CSS** для новичков. Автор использовал свои наработки для обучения студентов. Тренажеры были выложены в открытый доступ, постепенно набрали популярность, и тогда появилась мысль организовать коммерческую компанию, предлагающую уже более серьезное профессиональное обучение», — рассказывает Александр Першин, генеральный директор академии.
Сегодня компания — участник «Сколково», в 2019 году ее программы отмечены как лучший технологический продукт в сегменте B2C экспертами международной конференции по новым технологиям в образовании EdCrunch.
HTML Academy популярна среди взрослых людей 35‒45 лет, принимающих осознанное решение получить новую, востребованную на рынке профессию -— веб-разработчиков, занимающихся созданием сайтов, что обеспечивает стабильный спрос на обучение. Правда, если в неспокойном 2022 году произошел скачок спроса на программы HTML Academy на 40% по сравнению с предыдущим годом (на них записалось 3890 человек), то уже в январе 2023-го эта волна пошла на спад, и к апрелю спрос снизился на 20% год к году. Ситуация вернулась к норме.
От других организаций ДПО в сфере информационных технологий HTML Academy отличает прежде всего узкая специализация -— обучение только веб-разработке, в то время как другие IT-школы заявляют о подготовке по многим специальностям. Узкая специализация не означает, что академия работает в узкой нише, наоборот, профессия веб-разработчика — одна из самых востребованных сегодня, поскольку онлайн-присутствие стало важнейшим условием успешности компаний, организаций и частных лиц.
Здесь обучают по четырем смежным направлениям, составляющим в совокупности полный набор знаний и умений, необходимых профессиональному веб-разработчику: фронтенд-разработка (разработка внешнего вида сайтов), JavaScript-разработка с использованием библиотеки инструментов разработки React (создание приложений, создающих наполнение сайтов), бэкенд-разработка (разработка серверной части сайтов) и наконец, фулстек-разработка (включает весь комплекс умений в веб-разработке, названные выше).
Хотя практически все IT-школы, предоставляющие услуги ДПО, включают в свои программы аналогичные курсы в той или иной комбинации, HTML Academy отличается методикой — тем, что опирается на систему постоянно обновляющихся авторских тренажеров-заданий, создающих мотивирующую атмосферу любимых многими компьютерных игр. Это делает учебу интересной, даже захватывающей, и дает лучший результат, чем практикуемые другими школами видеоуроки.
Впрочем, к тренажерам прилагаются и другие, обычные методы обучения -— лекции, записанные или живые, преподавателей академии, среди которых много практикующих веб-разработчиков, а также наставник — общий в чате или личный. Живые лекции и личный наставник предполагают прямое общение слушателей с преподавателем, что углубляет подготовку, но в то же время делает ее более дорогой. Так, средняя стоимость программы обычного онлайн-формата в академии составляет 27 тыс. рублей, а вариант с живыми лекциями и наставником стоит около 120 тыс. рублей.
Другое конкурентное преимущество методики HTML Academy — особый «производственный этап» обучения. Он существенно отличается от учебных и даже реальных проектов, которыми сопровождается обучение в других школах. Обычно выполнение задания оценивают прежде всего по тому, как сверстан внешний вид интерфейса, какие приложения использованы и пр. Но для работодателей важна еще и производительность труда веб-разработчика, иначе его деятельность будет нерентабельной. Между тем новички в профессии работают примерно в два раза медленнее, чем нужно рынку, им трудно конкурировать с опытными специалистами. И вот, чтобы довести скорость работы слушателей до требуемого уровня, в академии создали виртуальный симулятор веб-студии, где слушатели, по словам Александра Першина, «не изучают ничего нового, а просто отрабатывают изученное». Время, потраченное слушателем на учебный проект, сравнивается с эталонным, то есть временем, которое требуется опытному разработчику.
В 2017 году HTML Academy создала собственную коммерческую компанию «Лига А», где выпускники академии участвуют в выполнении проектов по заказу и приобретают уже не виртуальный, а реальный опыт. К 2021 году компания выросла в крупнейший в России фронтенд-аутсорс с годовой выручкой 29 млн рублей, за год здесь выполняется около 300 проектов.
Благодаря «Лиге А» академия наладила непосредственную обратную связь с рынком, что позволяет получать данные о его истинных потребностях в реальном времени. Как следствие, академия оперативно обновляет программы обучения и их стержень — учебные проекты.
Впервые данные «Лиги А» были использованы при обновлении курсов в 2021 году. «Для этого мы проанализировали коммерческие проекты, выполненные за год, выделили из них типовые компоненты (получилось порядка 600 компонентов), сгруппировали их по типу и по сложности. И потом на базе матрицы компонентов синтезировали учебные проекты. Такой подход к разработке программ позволяет нам очень четко понимать, какие конкретно задачи решают разработчики на рынке, буквально до каждой строчки кода. И выпускать разработчиков, обладающих нужными индустрии навыками», — рассказывает Александр Першин.
Весной 2022 года показатель трудоустройства выпускников академии резко упал, это было обусловлено ухудшением экономической ситуации, оно сильно ударило по небольшим веб-студиям, которые перестали набирать новых сотрудников, многие даже сокращали штат. А именно эти студии, как правило, становились первым местом работы для выпускников академии, там они «дозревали» до больших проектов, у них формировались навыки работы в команде и точной оценки времени выполнения задач.
Зато сегодня на программы, разработанные в HTML Academy для ДПО, растет спрос со стороны вузов. В 2022/23 учебном году вузы обучали по ним 2400 студентов, это Уральский федеральный университет, Санкт-Петербургский политехнический, Тольяттинский, Самарский, Тамбовский и Казанский университеты. «Резкий рост студентов IT-специальностей наложился на уход западных вендоров и отъезд значительного количества преподавателей, основным местом работы которых были ушедшие IT-компании», — поясняет причины всплеска Александр Першин. Помимо предоставления образовательных программ академия выводит вузы на преподавателей-практиков, которых отбирает сама и погружает в методику и содержание обучения.