Легализация параллельного импорта серьезно трансформировала ряд потребительских рынков, прежде всего автомобильный, рынок электроники, одежды и обуви. Параллельные поставки позволили справиться с дефицитом товаров и расширили их ассортимент, однако создали для покупателей и бизнеса ряд ощутимых рисков
Призванные смягчить последствия санкционного давления правила параллельного импорта товаров, введенные весной прошлого года (независимым импортерам было разрешено завозить в страну фирменные изделия без ведома их производителей и правообладателей), привели к наплыву внушительного объема потребительских грузов в Россию. Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Булавин в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что общая стоимость товаров, ввезенных по параллельному импорту, по итогам 2022 года составила 20 млрд долларов. При этом, по оценкам ФТС, общий объем импорта в Россию в прошлом году составил 259 млрд долларов. Таким образом, доля параллельного импорта в Россию сейчас составляет порядка 8% всех импортных поставок в стоимостном выражении. ФТС также подсчитала, что общий вес товаров параллельного импорта в прошлом году достиг 2,4 млн тонн — это около 500 средних грузовых железнодорожных составов, или более 80 тысяч средних грузовых автомобильных фур. Какой же эффект для потребителей и бизнеса дал столь внушительный наплыв товаров по параллельным схемам?
Дискуссия о разрешении параллельного импорта в России ведется давно: еще с конца 1990-х годов независимые импортеры говорили, что поставки товаров без участия производителей и правообладателей благотворно влияют на конкуренцию и дают преимущества конечным потребителям с точки зрения выбора и более доступной цены. Параллельный импорт обуздывает аппетиты производителей, которые, пользуясь своей монополией, могут намеренно завышать цены и сужать ассортимент товаров для России, утверждают независимые поставщики. Они приводят примеры: многие товары, например автомобильные запчасти или модная одежда, продающиеся в официальных магазинах в России, стоят гораздо дороже, чем аналоги в других странах.
Сами зарубежные производители традиционно оппонируют этим выпадам тем, что, дескать, они формируют в России рынок, тратят на это значимые маркетинговые усилия и средства. Поэтому да, в некоторых случаях ассортимент для российского потребителя может быть другой и цены могут быть выше. А ввозить товары в страну без согласия производителя не только несправедливо, но и опасно. Если параллельный импорт будет узаконен, пугали зарубежные производители, то возникнет хаос, наплыв контрафакта и подделок, от чего будет страдать не только их бизнес, но и в первую очередь потребитель. В итоге лобби производителей победило, параллельный импорт в России был в целом запрещен, получив ярлык «серые поставки» с однозначно негативным подтекстом. Хотя во многих развитых странах — в тех же США и ЕС — параллельный импорт не запрещается регулятором и часто используется как механизм, стимулирующий конкуренцию.
Забегая вперед, скажем, что разрешенный параллельный импорт в России в целом не оправдал страшилок правообладателей. Прежде всего в отношении подделок и контрафакта. Безусловно, визуально подделок на рынке стало больше, особенно на рынках массовых товаров — одежды, обуви, электроники. Но в критически важных сферах, например в области продажи автозапчастей, нет серьезного всплеска продаж поддельных агрегатов. Здесь работает механизм авторитета поставщика: если независимая компания одномоментно захочет заработать на продаже некачественного продукта, то в будущем она потеряет лояльность клиентов и позиции на рынке. Таким образом, механизм защиты от подделок оказался в целом рабочим и без участия правообладателей. Хотя на каждом рынке есть свои нюансы, которые помимо подделок связаны с обеспечением гарантийных обязательств и привлекательным ценообразованием.
Согласно подсчетам ФТС и других участников рынка, по параллельному импорту в Россию ввозят автомобили и автозапчасти, бытовую электронику (смартфоны, гаджеты, компьютеры), широко практикуется завоз одежды и обуви (тех брендов, которые официально ушли из России), изделий для дома (например, элитной мебели), товаров для здоровья и красоты, детские товары и пр.
Параллельный импорт не привел к серьезному наплыву контрафакта в большинстве отраслей
Сильнее всего от санкционного занавеса пострадал автомобильный рынок. До февраля прошлого года примерно 25% рынка контролировали традиционные российские производители, доля китайских марок не превышала 10%. Таким образом, под запретом в одночасье оказалось 65% представленных на рынке новых машин. Параллельный импорт должен был не дать рынку погибнуть, элементарно дать потребителям транспортные средства, на которых они могут передвигаться. С середины прошлого года независимые поставки потянулись из самых разных стран: из Азии (например, из Южной Кореи и даже из Таиланда с Малайзией), из Европы (Германия), из США, многие модели по параллельному импорту пошли из Китая. Однако вопреки ожиданиям параллельный импорт не стал доминирующей формой продаж. Сейчас он занимает хоть и заметное, но все же достаточно небольшое место на рынке. По данным «Автостата», за январь‒сентябрь 2023 года в России было поставлено на учет 717 тыс. новых машин. Из них на официально ушедшие из России американские марки пришелся 1%, на европейские — 3%, на японские — 4%, на корейские — 4% (см. график 1). В итоге доля параллельного импорта сейчас составляет 12% — за девять месяцев этого года было ввезено около 90 тыс. автомобилей, в то время как весной прошлого года ожидалось, что параллельный импорт займет минимум 40‒50% российского авторынка.
Но этого не случилось: сейчас тон на рынке задают официальные поставки новых российских машин (АвтоВАЗ) — 34% от общего объема продаж и китайские бренды — 54%. А схемы параллельных поставок оказались наиболее востребованы в премиальном сегменте (исторически на российском авторынке он занимает как раз 10‒15%).
Произошло так потому, что все премиальные бренды (BMW, Mercedes-Benz, Audi, Lexus, Infiniti и пр.) резко остановили все официальные поставки в Россию и полноценной замены им в виде продукции китайских и российских брендов нет (хотя есть попытки того же российского Aurus или китайского Hongqi). С другой стороны, ценообразование в премиальном сегменте позволяет параллельным импортерам нести дополнительные издержки и получать дополнительную маржу — доплата в лишние несколько сотен тысяч рублей некритична для покупателя.
В массовом же сегменте потребитель внимательно относится к конечной цене, и поэтому здесь выигрывают официальные поставщики, которые за счет оборота, налаженных схем в логистике, скоординированной маркетинговой политики могут предложить более привлекательную цену. Ну и дополнительным важным козырем является наличие гарантии и налаженной поставки запчастей. Те же китайские бренды сейчас готовы предоставлять внушительные гарантийные обязательства: сроком на пять лет или на 150 тыс. километров пробега.
В параллельном же импорте автомобилей гарантийные обязательства берут на себя поставщики — в основном это крупные автодилерские предприятия. Они обещают, что как минимум год будут устранять непредвиденные поломки машины. Но такие обещания для массового потребителя выглядят менее убедительно, чем заводские обязательства. «Чтобы поддерживать рентабельность импорта, компании сосредоточились на поставках небольших партий дорогостоящих автомобилей. Чем выше изначальная стоимость ввозимой машины, тем вероятнее окупаемость ее транспортировки, — комментирует Дмитрий Демчук, генеральный директор сети авторемонтных мастерских “КарданБаланс”. — Однако основной риск для покупателя здесь отсутствие или ограничение гарантии от производителя. В условиях дефицита запчастей и роста стоимости ремонтных услуг параллельный импорт становится все менее привлекательным. Другой важный момент — невозможность проверить историю такого автомобиля, при покупке по параллельному импорту информация о нем может быть недоступна. Некоторые ненадежные посредники могут продавать автомобили с пробегом под видом новых или скрывать информацию о состоянии машины и числе владельцев».
На рынке параллельных поставок автомобилей проблема подделок неактуальна: это настолько значимый и технически сложный продукт, что выдавать одну автомобильную марку за другую — заранее обреченная на провал махинация. А вот в сфере электроники это проблема весьма серьезная. «На крупных маркетплейсах сейчас продается огромное количество “айфонов”, которые стоят по 40‒50 тысяч рублей. Разумеется, это не настоящая техника Apple, хотя вроде и корпус от айфона, и в большинстве случаев внутри даже iOS будет стоять, но по факту это Android, просто в другой оболочке. Маркетплейсы никак не пытаются решить этот вопрос, поэтому нужно быть очень бдительными при покупке», — рассказывает Екатерина Уланова, основатель компании «Ulanova Бюро», которая поставляет по параллельному импорту электронику и другие товары.
По разным оценкам, доля параллельного импорта в продажах электроники (смартфоны, гаджеты, планшеты, персональные компьютеры и пр.) сейчас составляет минимум 30‒40%, а в некоторых сегментах превышает половину. Например, по данным МТС, за январь‒август 2023 года, 34% продаж смартфонов в России в стоимостном выражении пришлось на Apple, 17% — на Samsung. Это 51% от общей выручки. В штучном выражении доля Apple и Samsung выглядит скромнее — на уровне 19%, в то время как почти две трети приходится на официально присутствующие в РФ китайские марки Xiaomi, Tecno, а также набирающую ход гонконгскую Infinix (см. график 2).
В сегменте планшетов, ноутбуков, умных часов и других гаджетов заметны параллельные поставки электроники тех же Apple и Samsung, компанию им составляют официально покинувшие российский рынок тайванские Acer, Asus, американские Dell, HP. В игровых консолях доминируют японские устройства PlayStation, Nintendo, американская Xbox. География таких поставок здесь чаще замкнута на Китай, куда в любом случае продают свою электронику все ведущие мировые бренды. Заметен также поток из ОАЭ, где в силу специфики глобальных маркетинговых стратегий электроника часто стоит дешевле, чем в западных странах. «За последние полтора года российский рынок бытовой техники и электроники изменился с точки зрения ассортимента, условий закупки и логистических процессов. Наша компания в прошлом году с нуля выстраивала технологию импортных поставок, — рассказывает Андрей Петров, руководитель отдела по работе с медиа группы “М.Видео‒Эльдорадо”. — В первом полугодии текущего года доля собственного импорта достигла 30 процентов от объема продаж в сети, благодаря чему мы продолжаем предлагать клиентам популярные товары и новинки ушедших компаний, на них действует гарантия от нашей компании. У нас также действует услуга персонального подбора и доставки премиальной бытовой техники под заказ».
Как и в случае с автомобилями, гарантию на «параллельную» электронику обычно дает поставщик. И чем он крупнее и известнее, тем гарантия надежнее. Приобретение же электроники у мелких фирм или частных лиц связано с высокими рисками. «На электронных площадках появилось огромное количество “перекупов”, которые перепродают технику, купленную, например, в Китае, часто б/у, восстановленную. Вы покупаете кота в мешке: можете получить, например, телевизор в идеальном состоянии, а можете получить просто большой неработающий “кирпич”, — говорит Илья Сильницкий, глава компании Stekbike. — Еще одна проблема связана с транспортировкой, так как часто такую продукцию везут чуть ли не контрабандой, без соблюдения требований к грузоперевозкам. Товар может быть банально приведен в негодность во время перевозки».
Больше всего проблему подделок параллельный импорт усугубил на рынках одежды и обуви. Аналитики оценивают здесь долю продаж независимых поставок на уровне 30‒40%. По данным InfoLine, в первой половине текущего года порядка 30% всего рынка одежды и обуви приходилось на российских производителей, 70% — на зарубежные поставки. Из этих 70% примерно половина — это поставки из Китая (в том числе не только китайских, но и западных брендов). Другая половина — поставки по схемам параллельного импорта из Европы и Турции, стран СНГ, других стран. «Параллельный импорт фешен-товаров в Россию осуществляется в основном через Казахстан, Киргизию и Турцию. Товары поставляются компаниям-посредникам в страны, которые не подпадают под санкции, а посредники уже поставляют товары в Россию. Плюс, если на товар не требуется разрешение от правообладателя, его можно привезти из Китая, где находится большинство производств фешен-брендов», — рассказывает Елена Никитина, заместитель генерального директора фешен-ретейлера мужской одежды Kanzler.
Риск получить подделку на рынке одежды сейчас достаточно велик. Но опытные покупатели имеют шансы распознать ее. Главное правило здесь, как и везде, — выбрать солидного продавца. «На сегодняшний день схемы поставок через третьи страны оригинальной одежды и обуви отлажены и рисков для потребителя при покупке фешен-товаров по параллельному импорту нет. Но только при условии, если покупать у известного ретейлера», — отмечает Елена Никитина.
Еще один инструмент проверки оригинала — использование системы маркировки, которая заработала в России в 2019 году. «Под видом параллельного импорта продается очень много подделок, часто крайне низкого качества. Один из способов проверки — маркировка. Если на товаре она отсутствует, то, скорее всего, перед вами подделка. Проверка товара по QR-коду через систему “Честный знак” подтвердит подлинность товара», — указывает Аскар Рахимбердиев, руководитель облачного IT-сервиса для торговли «Мой склад».
Помимо проблем с подделками и гарантийными обязательствами разочаровать потребителя параллельный импорт может и ценами. Увы, вопреки ожиданиям поставки товаров по параллельному импорту взвинтили цены. Особенно это проявилось в секторе автомобилей, где цены выросли на 50, а то и на 100% по сравнению с тем, что было раньше. Пример: до санкций Mercedes-Benz E-класса предлагался покупателям по цене 3,5‒4 млн рублей. Сейчас же такой автомобиль стоит от 7 млн рублей. Серьезная наценка наблюдается в товарах люкс и в фешен-индустрии или, например, в торговле элитной мебелью. В электронике ситуация попроще: здесь продавцы говорят о росте цены всего на 10‒15%. А при удачных закупках (например, тех же iPhone из ОАЭ) цена и вовсе может быть ниже прежней официальной.
Безусловно, такой рост цен связан не только с необходимостью оплачивать новые маршруты доставки параллельных товаров, но и с желанием поставщиков, воспользовавшись рыночной конъюнктурой, неплохо заработать на новых схемах. Поэтому в последние месяцы в предпринимательском сообществе обостряется дискуссия: нужно ли на государственном уровне поддерживать широкое распространение параллельного импорта. С одной стороны, с точки зрения бизнеса для импортеров новой волны открылись новые возможности. Но с другой — параллельный импорт разрушающе действует на тех участников рынка, которые пришли всерьез и надолго. Например, в отношении автомобильного рынка правительство уже приняло постановление, согласно которому с октября текущего года в РФ нельзя ввозить машины официально работающих здесь иностранных марок из Китая.
Сильное давление на регулятора оказывают и отечественные производители электроники. Они указывают, что разрешенный ввоз такой электронной техники, как серверы, оборудование для дата-центров, некоторые виды телеком-оборудования, а также ноутбуки и компьютеры, наносят ущерб российским производителям, которые пытаются наращивать продажи на российском рынке. В результате недавно Минпромторг РФ публично представил проект постановления, где серьезно сокращен разрешенный к ввозу список брендов в этой сфере.
Ну а некоторые бизнесмены призывают и вовсе параллельный импорт запретить, считая, что он уже выполнил свою первичную функцию защиты от дефицита санкционных товаров. «На автомобильном рынке тему параллельного импорта в Россию уже необходимо закрывать, потому что сейчас в нашей стране работает достаточное количество официальных дистрибуторов автомобильных брендов, — категорично заявляет Алексей Макаров, директор по развитию автодилера “Нижегородец”. — Официально поставляемых машин вполне достаточно, чтобы покрыть потребность в покупке новых автомобилей. Вовремя принятая мера о разрешении параллельного импорта очень эффективно сработала в 2022 году: она обеспечила стабильное настроение на рынке как среди покупателей, так и среди продавцов. Сейчас же, когда огромные инвестиции направляются в переформатирование и замещение ушедших брендов на новые, требуется защита участников рынка от поставок автомобилей и других товаров по серым схемам. По сути, такой вид поставок — это путь назад, откат в 90-е годы и возврат к хаосу и непрозрачному рынку для покупателя».