Российский рынок акций после падения в 2022 году восстанавливается, но очень плавно. Перспективы тоже туманны: из частных инвесторов все, кто мог, уже пришли на биржу. А других игроков так и не появилось
Пережив прошлогоднее падение котировок, нескончаемые ограничения и отсутствие отчетности компаний, российский рынок акций в 2022 году все же устоял на ногах. И уже в текущем году продемонстрировал рост по многим параметрам: количество уникальных клиентов Мосбиржи выросло до 26 млн человек, частные инвесторы стали играть ключевую роль на рынке акций. В 2023 году индекс Мосбиржи рос более восьми месяцев подряд — это самая долгая серия роста ключевого индикатора рынка акций за всю его историю. Бурный рост происходил на фоне длительного ослабления рубля. К началу сентября индекс Московской биржи превысил отметку 3200 пунктов. Затем последовало небольшое падение из-за повышения ключевой ставки, на момент подготовки этой статьи индекс Мосбиржи находится примерно на уровне 3200 пунктов. «Монокль» разобрался, что происходит с фондовым рынком в 2023 году и какое будущее ему пророчат.
Александр Чечерин, персональный брокер компании «БКС Мир инвестиций», говорит, что дивидендная доходность российских акций всегда была одним из основных драйверов рынка, и этот тренд сохранится. Рост индекса Мосбиржи полной доходности (с учетом дивидендов) за последние пять лет составил почти 85% против 26% роста базового индекса.
Компании по-прежнему платят щедрые дивиденды: 2022 и 2023 годы оказались рекордными по объему выплат, несмотря на то что больше половины компаний (58%) из тех, кто ранее платил, отказались от дивидендов или пока не рекомендовали их выплачивать (речь идет о 2022 годе и первой половине 2023-го). Суммарно в 2022 было выплачено около 4,1 трлн рублей, по итогам 2023-го ожидается около 4,5 трлн. В основном это были дивиденды от крупных компаний, таких как «Роснефть, «Газпром нефть» и «Газпром», рассказывает генеральный директор «Перамо Инвест» Ольга Мещерякова. При этом на осень 2023 года дивидендная масса российского рынка без «Газпрома» примерно на 20% ниже прошлогоднего уровня. Это связано со снижением дивидендов тяжеловесных «ФосАгро», «НоваТЭКа», «Татнефти», говорит Мещерякова.
Дивидендная доходность индекса Мосбиржи сопоставима с докризисными временами и сейчас составляет почти 8,5% на следующие 12 месяцев, считает Наталья Малых, руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам».
Однако в БКС предлагают ориентироваться не на абсолютные, а на относительные цифры дивидендной доходности. «Дивдоходность снизилась в текущем году. Ровно год назад она была порядка 14‒16 процентов при доходности депозитов 5‒6 процентов, а сейчас доходность на уровне 10 процентов при ключевой ставке 15 процентов. Поэтому можно сделать вывод, что рынок акций стал менее конкурентен по сравнению с долговым рынком, где доходности по ОФЗ стабилизировались выше 12 процентов, тем не менее он сохраняет значительный потенциал роста», — отмечает Александр Чечерин.
Больше всего на дивидендах в 2023 году можно заработать в нефтегазовом секторе, который является бенефициаром слабого курса рубля и повышенных цен на нефть: «Сургутнефтегаз» (26,9% дивдоходности по привилегированным акциям), «ЛУКойл» (17,2%), «Транснефть» (13,9%), «Роснефть» (13,1%), «Башнефть» (12,9% по префам и 9,7% по обыкновенным), «Татнефть» (11,1% по префам и по обыкновенным). «Сбербанк вернулся к выплатам щедрых дивидендов: в 2024 году ожидаем рекордные почти 31 рубль на акцию с текущей доходностью 12 процентов. Касательно объемов можно ожидать, что дивидендными героями останутся те же эмитенты — Сбербанк, “ЛУКойл”, “Роснефть”», — добавляет Малых. По Сберу общая сумма дивидендных выплат за 2023 год ожидается в районе 700 млрд рублей, по «Роснефти» — 750 млрд рублей, по «ЛУКойлу» — 800 млрд рублей.
На текущий момент катализатором для российских акций могут стать промежуточные выплаты на сумму около 500 млрд рублей. Из крупных компаний подтвердили дивиденды «Татнефть», «НоваТЭК» и «Алроса», а вот ожидаемые выплаты от «ФосАгро» отменили, говорит Александр Чечерин.
Одним из основных плательщиков дивидендов по итогам 2023 года могут стать металлургические компании, которые приостановили выплаты с 2021-го и за это время накопили большую денежную массу. «Это будет большой позитив, если государство не наложит руку на прибыли компании дополнительными фискальными мерами к уже запущенным с октября экспортным пошлинам», — считает Чечерин.
Однако сверхприбыль компаний, по планам Минфина, станет источником пополнения бюджета. В утвержденных правительством параметрах федерального бюджета на 2024‒2026 годы заложен рост доходов и расходов бюджета при сокращающемся дефиците (подробнее см. «Минфин опять заметил экспортеров», «Эксперт» № 40 за 2023 год). «Очевидно, что вопрос финансирования федерального бюджета будет в очередной раз решаться за счет роста налоговой нагрузки: повышенный НДПИ, повышенная экспортная пошлина на удобрения, курсовые пошлины для экспортеров, Windfall Tax, фиксированный дисконт Urals к Brent и другие. Под удар попадают сектора российской экономики, где выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность и это далеко не только экспортеры сырья», — считает Ольга Мещерякова.
Объем торгов на Мосбирже уверенно держит планку, но подняться до значений начала 2022 года ему все же не удалось (см. график 1), несмотря на бум активности частных инвесторов. Мосбиржа практически в каждом своем ежемесячном релизе отмечала обновление рекорда активности физлиц (см. график 2). Их доля в объеме торгов акциями в сентябре составила 81%, хотя до февраля 2022 года частные инвесторы занимали около 50%, остальное обеспечивали нерезиденты.
С начала 2023 года на Мосбиржу пришли еще 4,57 млн новых инвесторов. Сделки в сентябре заключали более 3,5 млн частных инвесторов, на 117 тыс. больше, чем в прошлом месяце, и это новый рекорд за всю историю биржевых торгов. Объем вложений частных инвесторов на рынке акций в 2022 году составил 243,5 млрд рублей, за первое полугодие 2023-го — 104,4 млрд рублей. В 2022 году самыми популярными ценными бумагами в портфелях частных инвесторов были акции «Газпрома» (25,0%), обыкновенные и привилегированные акции Сбербанка (22,6 и 6,5% соответственно), акции «ЛУКойла» (11,5%), «Норникеля» (10,1%). На сентябрь 2023-го портфель практически не изменился ― и это не удивительно, ведь ликвидных акций у нас на рынке больше не становится.
Бум активности частных инвесторов связан с разными причинами, одна из которых — защита капитала. «“Физики” продолжают доминировать на рынке акций РФ, который в этом году представляет для них интерес как минимум по двум причинам. Во-первых, ввиду необходимости защищать капитал в условиях быстрого ослабления рубля и высокой инфляции, а во-вторых, ввиду отсутствия очевидных инвестиционных альтернатив. Поэтому в дальнейшем динамика курса рубля, вероятно, продолжит во многом определять желание частных инвесторов покупать акции российских компаний», — отмечает Константин Церазов, экономист, бывший старший вице-президент банка «Открытие». «Сейчас приток физлиц на фондовый рынок продолжается. Ожидаем, что к 2026 году брокерские счета будет иметь половина экономически активного населения страны (около 40 миллионов человек)», — прогнозирует управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич.
Ключевым остается вопрос, смогут ли физлица и дальше двигать индекс вверх. Потому что до исторического пика осени 2021 года, когда индекс превысил 4200 пунктов, все еще очень далеко. Александр Чечерин считает, что для значительного роста акций нужен приток новых инвесторов. «Этому не помогает высокая ключевая ставка, но в целом долговой рынок достаточно конкурентен перед депозитами и может стать фактором притока новых активов. По статистике покупатели облигаций также часть средств направляют в рынок акций. При этом реинвестирование выплаченных дивидендов может поддержать котировки», — рассуждает представитель «БКС Мир инвестиций».
Но этот приток вряд ли случится. Треть работоспособного населения уже на бирже. Серьезное — и негативное — влияние на популярность фондового рынка инвесторов в ближайший год также окажет повышение ключевой ставки, считает Константин Церазов. Напомним, что ключевая ставка выросла за два месяца с 8,5 до 15% годовых и регулятор дал понять, что это не предел: высокие ставки с нами надолго. «На этом фоне дивидендная доходность компаний не превышает уровень ставок денежного рынка. Поэтому крупные инвесторы и профессиональные участники рынка исключительно в фазе продажи рынка или в лучшем случае удержании позиции. Пришло время облигаций и депозитов. Какой смысл брать на себя неопределенность выплаты дивидендов в 6‒7 процентов, когда можно относительно безопасно зафиксировать доходность (13‒15 процентов) в облигациях и полностью безопасно в депозитах (11‒12 процентов)?» — говорит Мещерякова.
Не окажет позитивного влияния на приток новых инвесторов и введение ИИС-3. Напомним, летом 2023 года Минфин внес в правительство законопроект о новом типе индивидуальных инвестиционных счетов — ИИС-3. Концепция новых ИИС обсуждается на рынке уже давно. По слухам, в какой-то момент разработчики осознали ее вероятную невыгодность и раз за разом пытались улучшить правила использования нового типа счетов. Откладывать введение ИИС-3 уже нельзя, потому что с 2024 года инвесторам запретят открывать ИИС первых двух типов. Власти надеются, что третий тип счета должен привлечь инвесторов комбинированным налоговым вычетом и возможностью открыть до трех ИИС нового типа на человека. Однако у новинки есть и ряд весомых минусов, например минимальный срок для получения льгот будет плавно увеличен до десяти лет. Кроме этого, перечень бумаг, доступных для покупки на ИИС-3, будет ограничен. Как именно — пока неизвестно. «Условия, установленные для ИИС-3, не предоставляют достаточных стимулов для привлечения активности в данном направлении. Не каждый инвестор готов блокировать свои средства на брокерском счете на десять лет и более, независимо от предлагаемых льгот. Кроме того, список ценных бумаг может быть ограничен. Да и в целом нужно задуматься, не произойдут ли за следующие десять лет еще какие-нибудь резкие изменения, которые сведут на нет все бонусы», — объясняет Ольга Мещерякова.
«Объем средств на счетах ИИС относительно небольшой — 0,5 триллиона рублей на 30 июня 2023 года, что составляет только пять процентов от всех активов физлиц на рынке. Введение ИИС типа 3 скорее всего не повлияет на ситуацию, так как при текущей волатильности рынков инвесторам затруднительно строить долгосрочные планы» — считает Дмитрий Грицкевич.
За весь 2022 год прошло только одно IPO: в середине декабря публичным стал владелец сервиса аренды самокатов Whoosh. Текущий год тоже небогат на размещения. Только что завершил IPO российский разработчик защищенного инфраструктурного программного обеспечения и создатель операционной системы Astra Linux — группа «Астра».
В ближайшее время (21 ноября) выйдет на биржу топливный оператор «ЕвроТранс». Компания является одним из крупнейших независимых топливных операторов в России, работающего под брендом «Трасса». Еще одно размещение, которое может произойти в этом году, — калужский ликеро-водочный завод «Кристалл». Завод намерен выйти на IPO в четвертом квартале 2023 года. Есть еще пара компаний, но на этом все.
Как считает Ольга Мещерякова, при более благоприятных рыночных условиях можно было бы ожидать проведения IPO от компаний, который за последние полтора-два года рассматривали такие планы. Напомним, что среди них были «Делимобиль» (каршеринговый сервис), Mercury Retail Group (владелец сети магазинов «Красное и белое» и «Бристоль»), Sokolov (ювелирная компания), и МТС-банк (финтех).
Бум активности частных инвесторов вызван по разным причинам, одна из них — защита капитала
Правительство всячески подталкивает компании к первичному размещению. Например, июньская инициатива министра финансов Антона Силуанова: новые владельцы ушедших иностранных компаний будут обязаны размещать 20% акций своего нового бизнеса на бирже. Идея обязательного IPO при выходе иностранного бизнеса может быть оценена после уточнения конкретных деталей. «Введение обязательного IPO должно увеличить количество компаний на бирже, но не гарантирует, что новые акции привлекут розничных инвесторов. Наиболее прибыльные и перспективные зарубежные компании, вероятно, не будут продаваться и покидать российский рынок при текущих условиях. Так что ожидать взрывного роста числа компаний, размещающих акции на бирже, не стоит», — говорит Мещерякова.
Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам», подчеркивает, что бизнес, который существовал в виде подразделений глобальных компаний, может быть не готов к бирже. «Эта идея (заставлять выкупающих бизнес у нерезидентов размещать часть акций на Мосбирже. — “Монокль”) вызывает слишком много вопросов и может создать цепочки покупателей специально для адаптации под требования (с целью максимизации выгоды участников цепочки). А задачей все же является сохранение операций компаний и обеспечение населения привычными товарами и услугами», — объясняет Делицын. Аналитик за естественный процесс: когда покупателям бизнеса нерезидентов потребуются средства для развития бизнеса, или когда они захотят «окешиться», тогда они проведут необходимую подготовку и выведут компании на биржу.
В конце сентября Мосбиржа утвердила новую стратегию развития группы компаний до 2028 года. Биржа планирует сосредоточиться на развитии нескольких ключевых направлений, одно из которых — развитие рынков капитала за счет увеличения числа инструментов и эмитентов на рынке. Цель на рынках капитала — около десятка крупных сделок IPO в год.
Среди трендов, которые легли в основу стратегии, Мосбиржа выделяет изменение роли физлиц в торгах. Розничный инвестор становится ключевым источником спроса на фондовом и срочном рынках. На бирже уверены: ИИС-3 найдут спрос.
Площадка также планирует активнее привлекать иностранных игроков. Речь, конечно же, идет о нерезидентах из дружественных стран. На рынке акций до 2022 года на долю нерезидентов приходилось около 50% от общего числа участников торгов. Сейчас их доля в оборотах практически исчезла. Однако возникает вопрос: есть ли у стран СНГ, Азии, Ближнего Востока достаточно капитала и желания размещать его в российских акциях?
Так или иначе, российский рынок акций крайне нуждается в крупных портфельных и институциональных инвесторах: ситуация, когда более 80% оборота обеспечивают «физики», не слишком здоровая. Недавно на конференции НАУФОР генеральный директор СПБ биржи Роман Горюнов заявил, что из-за отсутствия крупных инвесторов, в том числе нерезидентов, отечественный рынок «превратился в гэмблинг», так что стоимость выходящей на IPO компании определяет сам эмитент. Частные инвесторы склонны верить рекламе и не всегда могут оценить адекватность цены при размещении.
Еще одно следствие засилья «физиков» ― сильные колебания цен в акциях второго и третьего эшелонов. В конечном счете все это будет приводить к убыткам для тех же частных инвесторов и работать против рынка акций.