Предприятия машиностроения активно наращивают объемы производства, расширяются и готовятся не только занять освободившиеся после ухода западных производителей ниши, но и потеснить азиатских производителей
Прошлый год дал старт новому этапу в жизни отечественного машиностроения. Практически одномоментно перед ним открылся собственный — российский — рынок. Произошло это после того, как с рынка ушли компании из недружественных, как теперь их принято называть, стран.
Мы поговорили с руководителями нескольких машиностроительных предприятий, порой не самых крупных и известных, и выяснили, что все они фиксируют рост производства: кто-то на десятки процентов, а кто-то и в разы — и намерены активно расширяться за счет ввода новых производственных мощностей. Они уверены, что потенциал роста далеко не исчерпан и нужно успеть занять освободившиеся рыночные ниши. При этом они тянут за собой своих поставщиков сырья, материалов и комплектующих, стимулируя рост производства по всей технологической цепочке.
Конечно, совсем без конкуренции не обойтись: китайские производители тоже не дремлют и пытаются усилить свои позиции на российском рынке. Тем не менее у отечественных заводов есть свои преимущества, которыми они пользуются.
По словам президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина, отечественные компании занимают на нашем рынке средних тракторов и дорожно-строительной техники (ДСТ) только 5%.
«Мы хотим провести новую индустриализацию. В России должны производиться основные виды машин для строительства, — считает он. — Мы верим, что экономика будет развиваться, что Россия станет местом, где выгодно производить машины. Мы к этому готовимся и надеемся поднять долю отечественных предприятий в производстве дорожно-строительной техники с пяти хотя бы до шестидесяти процентов».
Крупный производитель сельскохозяйственной техники компания «Ростсельмаш», где Константин Бабкин является одним из бенефициаров, расширяет производство и планирует вывести на рынок новые виды машин — трактора средней мощности от 170 до 300 л. с. Ранее эта техника на «Ростсельмаше» не выпускалась.
По данным компании, строительство тракторного завода «Ростсельмаш» заканчивается, уже в этом году планируется выпустить первую продукцию. Первое время завод будет работать в опытно-промышленном режиме, отрабатывая технологические процессы. После выхода на проектную мощность он будет способен выпускать до 15‒18 тракторов в смену. На мощностях тракторного завода будет собираться и ДСТ.
«Планируем заняться производством техники для строительства и дорожного хозяйства, уже есть в металле первые образцы, — рассказывает Константин Бабкин. — Расширяясь, мы намерены занять новые для нас рыночные ниши».
На новые ниши, освободившиеся после ухода иностранных производителей, нацелен и тракторный завод «ДСТ-Урал», который расширяет линейку выпускаемой продукции. Как рассказывает его генеральный директор Евгений Горелый, в 2022 году предприятие проседало по объемам выпуска из-за смены поставщиков комплектующих, однако уже в этом году есть превышение относительно 2021 года, а на следующий год планируется увеличить объемы производства относительно 2023-го на четверть. При этом «ДСТ-Урал», как говорит Евгений Горелый, спокойно конкурирует по цене с аналогичной китайской продукцией. Он отмечает, что конкуренция после ухода американских и европейских игроков с нашего рынка стала жестче, поскольку китайские производители ведут себя более агрессивно.
То, что Китай активно заходит на наш рынок, подтверждает и Константин Бабкин, отмечая, что поставки сельхозтехники из этой страны в Россию выросли примерно в пять раз. «Это очень серьезный конкурент, который поставляет неплохую технику по удивительно низким ценам. Конкуренция стала жестче. И раньше не было крупных комбайнов китайского производства. Сейчас они начинают появляться. Как и крупные трактора», — говорит он.
Владимир Антонов, генеральный директор компании «Четра», которая занимается реализацией промышленной техники одноименной марки, тоже называет основными конкурентами китайских производителей: «После ухода премиальных иностранных компаний при относительно невысоком курсе иностранных валют в период со второго полугодия 2022 года по первое полугодие 2023-го китайские производители фактически забили склады спецтехникой для дальнейшей реализации».
Тем не менее «Четра» планирует и дальше наращивать производство: если в 2022 году рост реализации относительно 2021-го составил 20%, то по итогам этого года ожидается 23%. На дальнейшую перспективу компания закладывает ежегодное увеличение продаж как минимум на 10%. Среди основных факторов, способствующих росту, Владимир Антонов называет активную государственную поддержку в части продвижения техники российского происхождения, наличие утилизационного сбора и антидемпинговых пошлин в отношении техники из КНР, субсидирование лизинговых операций приобретения техники.
Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА) исторически производит комплектующие для дорожно-строительной техники, тракторов, автомобилей, ОЕМ-компонентов к насосному оборудованию и дизельным двигателям.
Генеральный директор ЧЗСА Александр Дмитриев говорит, что на уверенную траекторию роста предприятие встало в 2021 году за счет существенного увеличения портфеля заказов и освоения новых видов продукции. Рост выручки и объемов производства в 2021 году относительного 2020-го составил 40%, в 2022-м — уже 70% год к году, по итогам 2023 года ожидается рост на 30%.
Александр Дмитриев выделяет три фактора, оказавших наибольшее влияние на показатели предприятия. Первый: ЧЗСА производит критические важные комплектующие, установка которых на технику позволяет ей получить статус российской продукции. Понятно, что такие комплектующие пользуются спросом. «Когда начались проблемы и перебои с поставками импортных компонентов, заказчики, которые с нами исторически работали по ним, увеличили объем заказов, — рассказывает он. — Плюс появились новые заказчики, которые покупали компоненты у разных зарубежных производителей. Они тоже пришли к нам, так как понимают, что любые каналы параллельного импорта рано или поздно закроются и нужно иметь свое, российское».
Константин Бабкин: «Мы хотим провести новую индустриализацию. В России должны производиться основные виды машин для строительства. Мы верим, что экономика будет развиваться, что Россия станет местом, где выгодно производить машины»
Второй фактор — диверсификация производства, выпуск широкого ассортимента продукции для разных потребителей. «Что-то мы производим для сельскохозяйственной техники, что-то для промышленной, для насосного оборудования, поэтому, когда где-то происходит спад, он компенсируется ростом в других областях».
И наконец, третье — освоение новых видов комплектующих. «Ежемесячно мы осваиваем пять-десять новых номенклатурных позиций для наших партнеров. Тем самым повышаем уровень локализации их продукции и увеличиваем для себя объем заказов», — рассказывает Александр Дмитриев.
Расширение производственной линейки выпускаемых компонентов подвигло предприятие три года назад заняться выпуском собственной самоходной техники под брендом «Силант». В составе линейки трактор-универсал и колесный вездеход для коммунальных нужд, а также вилочные погрузчики, оснащенные разными силовыми агрегатами — дизельными, электрическими и газобензиновыми.
«Основной продукт — вилочные погрузчики. Мы освоили более 280 модификаций этой техники и сейчас стали основным российским игроком на этом рынке», — говорит Дмитриев.
Останавливаться чебоксарский завод не собирается: он продолжает инвестировать существенные средства в НИОКР, расширяет линейку выпускаемой техники, планируя в числе прочего запустить в производство электрические погрузчики грузоподъемностью 2,5 тонны. Надежное решение по этим машинам, как говорят на предприятии, пока не смогли предложить рынку даже азиатские производители.
По словам Александра Дмитриева, порядка 5% годовой выручки, которая по итогам этого года составит два миллиарда рублей, завод направляет на НИОКР. Собственный конструкторский отдел предприятия насчитывает около 15 человек, кроме того, ЧЗСА имеет партнерские отношения с резидентом «Сколково» компанией «Априорные решения машин», которая участвует в разработке новой и модернизации уже освоенной продукции завода.
«Предприятие у нас небольшое по численности, около 300 человек. Однако если поделить нашу выручку на число работников, то видно, что у нас достаточно хорошие показатели производительности труда, — рассказывает Александр Дмитриев. — В прошлом году мы вошли в топ-10 по стране по темпам роста производительности труда».
Сейчас компания в состоянии выпускать на имеющихся мощностях порядка 300 вилочных погрузчиков в год. И хотя, как уже было сказано, ЧЗСА на этом рынке самый крупный российский игрок, главные здесь китайские производители, за которыми после ухода европейцев и японцев, по словам Дмитриева, осталась доля в 98%. Согласно таможенной статистике, за первые шесть месяцев этого года в Россию было ввезено более 13,2 тыс. вилочных погрузчиков. Чтобы увеличить свою долю рынка, ЧЗСА намерен построить новый производственный корпус площадью более 4000 кв. м., что позволит выпускать порядка тысячи единиц вилочных погрузчиков в год. Объем инвестиций в расширение производства — более 750 млн рублей. «Наша задача — масштабировать производство, обеспечить привлекательную себестоимость, нарастить объемы, занять хоть какую-то долю. И когда мы займем, условно, пять процентов рынка, можно уже будет двигаться дальше».
Увеличить производственные площади, а с ними и объем выпуска продукции намерен производитель прицепной техники компания «Тонар». Как говорит ее генеральный директор Денис Кривцов, «с конца 2022 года рост непрерывный, и пока конца и края этому росту не видно. У нас заказы расписаны до конца 2024 года. И, как я понимаю, у остальных производителей тоже. Рынок растет, он сейчас на таких уровнях, на которых мы его никогда не видели. И это при том, что предложение ограничено, а если бы спрос удовлетворялся полностью, то я даже не представляю, на какие уровни он мог бы улететь».
Если в 2021 году «Тонар» выпустил порядка 5000 единиц техники, в 2022-м — 5500, то в этом году планируется выпустить 8000, а в следующем — как минимум 12 тыс.
«Причин роста несколько. Во-первых, раньше перевозки были в основном с запада в центральную часть, — объясняет Денис Кривцов. — Сейчас они переориентировались на восток, а это более длинное расстояние, растет плечо перевозки. Во-вторых, мы видим рост погрузки: растет строительный сектор, сырьевой сектор, добавились новые территории. И при всем при этом падает предложение техники: раньше у нас порядка половины рынка приходилось на поставки из Европы и Турции. Европейские компании отказались от продаж в Россию, и импорт упал в разы. Вот такие ножницы — рост перевозок и падение предложения».
«Тонар» поставил перед собой цель увеличить выпуск до 20‒25 тыс. единиц прицепной техники в год в течение двух лет. Для этого нужно будет построить 100 тыс. кв. м. новых производственных площадей. Строительство уже началось, оборудование заказывается. Особых проблем, как говорят в компании, с поставками станков и оборудования нет, как и с поставщиками комплектующих, сырья и материалов. «Видно, что и поставщики оживились, мы не одни растем, растут все. То, что делаем мы у себя на заводе, делают и наши партнеры. Это не может не радовать, вопрос “а надо ли мне инвестировать?” не стоит».
Отдельная проблема — набор персонала. В этом году на предприятие было принято 400 человек, число работников достигло 1920. «В следующем году нужно будет добавить еще 500», — говорит Денис Кривцов.
И это, судя по всему, будет непросто.
Владимир Антонов из «Четры» говорит, что главным сдерживающим фактором для еще большего роста производства и реализации продукции остается нехватка кадров.
Генеральный директор смоленского Завода КДМ Ольга Соловьева подтверждает, что человеческий капитал стал самым дефицитным ресурсом и недостаток квалифицированных кадров тормозит рост рынка коммунальных машин, на производстве которых специализируется завод. «У нас проблема пока стоит не так остро, благодаря социальному пакету и высокой средней заработной плате на предприятии — 116 тысяч рублей — нам удается находить квалифицированный персонал. Кроме того, мы принимаем участие в программе “Профессионалитет” совместно с местной Академией профессионального образования», — говорит она.
Александр Дмитриев: «Ежемесячно мы осваиваем пятьдесять новых номенклатурных позиций для наших партнеров. Тем самым повышаем уровень локализации их продукции и увеличиваем для себя объем заказов»
Генеральный директор и основатель компании «Земтек» Сергей Андрианов, в свою очередь, называет ситуацию с дефицитом персонала катастрофической: «Везде не хватает людей, особенно профессионалов высокой квалификации. Нет токарей, фрезеровщиков, инженеров, технологов, конструкторов».
«Земтек» оказывает услуги горнодобывающим компаниям по проведению открытых горных работ при освоении и эксплуатации месторождений. В ее распоряжении парк специальной техники в количестве более 500 единиц.
В 2022 году «Земтек» купила Кузнецкую станкостроительную компанию, которая производит буровой инструмент, запасные части для буровых станков и карьерной техники. Была проведена реконструкция производства, объем инвестиций составил более 750 млн рублей, из них 500 млн было выделено на покупку 38 современных станков.
В начале этого года было решено выделить этот машиностроительный актив в самостоятельный бизнес под брендом «Современные технологии машиностроения».
Стратегическим инвестиционным проектом в компании считают создание машиностроительного кластера в Ульяновской области. «В общей сложности за семь лет мы планируем построить шесть заводов, — говорит Сергей Андрианов. — Реализация проекта пройдет в четыре этапа, завершить его полностью рассчитываем к 2029 году. Это позволит создать более 300 новых рабочих мест и сформировать единый центр компетенций и НИОКР. Объем инвестиций составит более трех с половиной миллиардов рублей».
Поскольку «Земтек» сама располагает парком техники, которая нуждается в обслуживании и ремонте, она же и выступает одним из основных заказчиков своих машиностроителей, что позволяет ей легче войти в рынок, поскольку есть понимание, что именно нужно тем, кто эксплуатирует карьерную технику и буровые станки.
«Для успешного развития важно ориентироваться на спрос, поэтому мы делаем упор на новую продукцию, которой либо мало, либо совсем нет, — объясняет Сергей Андрианов, отмечая при этом, что серьезными соперниками стали китайские производители, которые за последние годы значительно расширили ассортимент продукции и улучшили качество. — Тем не менее по ценам на продукцию мы вполне можем конкурировать с китайскими производителями».
В этом отношении довольно комфортно себя чувствуют производители коммунальных дорожных машин, поскольку это в основном именно российские компании. Другое дело, что машины они создают на шасси серийно выпускаемых автомобилей как российских, так и иностранных, чаще всего китайских, производителей. По словам Ольги Соловьевой, Завод КДМ по итогам девяти месяцев этого года увеличил объем выпуска комбинированных дорожных машин на предприятии на 27%, мусоровозов — в четыре раза. Выручка предприятия выросла в 1,8 раза. Рост в производстве мусоровозов обеспечен уходом европейских поставщиков, единичные поставки из ЕС по параллельному импорту заметного влияния на рынок не оказывают, и поэтому существенно возросла потребность в продукции российских производителей.
Завод КДМ ведет техническое перевооружение последние несколько лет. Предприятие ежегодно инвестирует в модернизацию производства порядка 150 млн рублей собственных средств. «В 2023 году закупили дополнительные станки с ЧПУ и окрасочно-сушильные камеры, в 2024-м планируем дальнейшее расширение производства, — говорит Ольга Соловьева. — Сроки окупаемости оборудования зависят от интенсивности: если станок работает в одну смену, он окупается за семь лет, если в три — за два года. Сейчас смоленский завод КДМ работает в три смены».
Производственные мощности Сарапульского электромеханического завода (СЭМЗ) выросли в два раза. Партнеры не успевают поставлять нужные комплектующие, и завод осваивает их выпуск самостоятельно: в конце этого года — начале следующего планируется запустить собственное производство силовых трансформаторов.
Игорь Билоус, генеральный директор СЭМЗ, рассказывает, что штат за год увеличили в два с лишним раза — было 180 человек, стало 400. Но так как завод находится в городе с населением 90 тыс. и безработицы в нем нет, дальнейшее увеличение численности станет проблемой. «Мы автоматизируем все, что можем», — говорит Игорь Билоус.
Автоматизация производства, установка современного, более производительного оборудования в условиях дефицита кадров — первостепенная задача, которую сейчас решает большинство предприятий. Правда, в основном станки и оборудование закупаются за границей. Кто-то успел завезти средства производства из западных стран, те, кто не успел, ищут аналоги на азиатских рынках. Спрос огромный. И, к сожалению, российское станкостроение пока не в силах его удовлетворить, хотя практически все наши собеседники надеются на возрождение отрасли, присматриваются к отечественным производителям и по возможности покупают российские станки и оборудование.
Компания «Технорэд» разрабатывает и производит решения на базе промышленных роботов, позволяющих, с одной стороны, повысить производительность труда на предприятии, заменив ручной труд роботизированными операциями, а с другой — решить проблему нехватки кадров. За прошлый год компания выросла в три раза относительно 2021 года. В текущем году планирует увеличиться еще в четыре раза и сохранять такую динамику роста как минимум до 2027 года.
«Раньше, когда заказчик приходил за нашими роботизированными системами, для него был очень важен срок окупаемости, и это был первый вопрос, — рассказывает генеральный директор “Технорэд” Артем Лукин. — Сейчас этот вопрос в принципе ни у кого не возникает. Потому что сейчас задаются вопросом, а сможет ли предприятие справиться с тем объемом заказов, который на него обрушился».
В свою очередь, и сама компания — производитель роботизированных систем не справляется с возросшим спросом на свои разработки. Поэтому в ее планах — увеличение производственных площадей (сейчас производство располагается на 2500 кв. м), строительство собственного робототехнического центра.
Расширение производственных мощностей в ближайшие три года планирует компания «Трайв» — производитель промышленных метизов, которые используются на каждом машиностроительном предприятии. Сейчас у компании одна площадка, расположенная в Санкт-Петербурге. Причем она находится в аренде, и поэтому в «Трайв» планируют построить собственные помещения. Новая площадка, скорее всего, будет открыта в другом регионе России.
Необходимость наращивания мощности вызвана тем, что бизнес компании растет кратно: в 2022 году относительно 2021-го он вырос на 1500%, в этом году ожидается 600%. В последующем, как говорят в компании, имеется возможность как минимум удваивать объемы производства.
«Спрос растет и, по нашим оценкам, будет расти и дальше, — говорит Владимир Леваков, генеральный директор “Трайв”. — Источниками спроса являются трансформация промышленной политики в России и запрос на импортозамещение. Уход иностранных компаний не повлиял на структуру спроса напрямую — таких игроков просто не было, однако обмеление импорта из так называемых недружественных стран сформировало запрос на локальное производство. Например, еще несколько лет назад было проще и быстрее что-то импортировать из Германии и иных стран Европы — сегодня такой возможности нет или это экономически бессмысленно».
Производитель кранового, грузозахватного и вспомогательного технологического оборудования компания «Грузоподъем» (Республика Татарстан) тоже долгое время работала на арендованных площадях, но, когда их площадь достигла 6000 кв. м, принялась за строительство собственных. Сейчас достраивается уже четвертый объект, который будет введен в эксплуатацию до конца года, что позволит довести размер производственных мощностей до 17 тыс. кв. м. И на стадии проектирования еще один, пятый, площадь которого составит порядка 4000 кв. м. Здесь планируется выпускать продукцию с бóльшими габаритами и грузоподъемностью, нежели та, что делается на предприятии сейчас.
Ключевым фактором, оказавшим влияние на рост бизнеса, стал уход с российского рынка иностранных поставщиков. Но, как отмечают в компании, налицо и увеличение спроса на грузоподъемное оборудование в связи с ростом производства во многих отраслях промышленности. Тормозящий же фактор тот же, что и у других: «Для нас самым узким моментом является вопрос, связанный с квалифицированными специалистами. Технически сложное производство требует большого количества профессиональных кадров, но на их подготовку требуется много внимания и времени. Узконаправленных специалистов мы выращиваем сами, годами. То есть мы не можем одномоментно увеличить наш кадровый резерв соразмерно нашему техническому росту», — говорят в компании.
Уход иностранных компаний с российского рынка лифтов спровоцировал интерес российского застройщика компанию «Садовое кольцо» к остановленному еще в 2016 году Серпуховскому лифтостроительному заводу. Компания купила его в 2022 году.
«Мы закупили современное оборудование, сформировали команду профессиональных управленцев, взяли на работу 400 квалифицированных работников. В декабре 2022 года завод возобновил свою работу, — рассказывает Леонид Черноног, исполнительный директор СЛЗ. — До конца 2023 года мы произведем первую тысячу лифтов. В 2024 году в планах предприятия — выпустить более трех с половиной тысяч лифтов, в 2025 году — более пяти тысяч. Номинальная мощность завода — от 10 тысяч лифтов, и на эти цифры мы планируем выйти в течение следующих пяти лет». Для этих целей в ближайшие годы будет реализована инвестиционная программа в объеме порядка 1 млрд рублей. При этом завод намерен создать собственные производства необходимых комплектующих, в том числе безредукторных лебедок. «Этот вопрос мы планируем решить, локализовав у нас производство лебедок компаний из дружественных стран», — утверждает Леонид Черноног, отмечая, что если раньше завод ориентировался на производство лифтов эконом- и комфорт-класса, то сейчас на фоне растущего спроса запускает линейку бизнес-лифтов.
Денис Кривцов: «Видно, что и поставщики оживились, мы не одни растем, растут все. То, что делаем мы у себя на заводе, делают и наши партнеры. Это не может не радовать, вопрос “а надо ли мне инвестировать?” не стоит»
Выходить на рынок лифтов бизнес- и премиум-класса планирует и завод МЭЛ, крупнейшее электротехническое предприятие Москвы, специализирующееся на производстве электрощитового оборудования, трансформаторных подстанций и лифтов. Если раньше лифты этих классов на российский рынок поставляла «большая лифтовая четверка» — OTIS, KONE, ThyssenKrupp и Kleemann, то с уходом иностранных производителей эта ниша освободилась и завод МЭЛ, как говорит его генеральный директор Руслан Родиков, готов закрыть эту нишу.
Предпосылки к этому есть. В компании говорят, что в последние годы рост объемов производства лифтов постоянно увеличивается примерно на 50‒60% год к году. «Если в 2021 году в месяц выпускалось порядка 100 лифтов, то в 2022-м уже 150‒180 штук, а в этом году мы вышли на 200‒210 лифтов в месяц. То есть по итогам года у нас будет порядка двух с половиной тысяч лифтов, — рассказывает Руслан Родиков. — В 2024 году планируем выйти на производство 300‒400 лифтов».
Сегодня в России потребность в лифтах, по данным завода, составляет порядка 42‒45 тыс. штук в год. Из них 20‒25 тыс. идут на замену старым, отработавшим свой ресурс машинам. Остальное — новое строительство. Зачастую высотное, где требуются лифты с высокой скоростью.
«Мы сейчас заканчиваем испытания лифтов со скоростью четыре метра в секунду. Наверное, мы единственные в России, кто будет делать серийно лифты с такой скоростью, — рассказывает Руслан Родиков. — И в наших планах на следующий год — заняться лифтами со скоростью до восьми метров в секунду. Раньше на российском рынке такого вообще никто не делал, в принципе. Это была прерогатива как раз-таки “большой четверки”».
Компания активно расширяется — открыла дополнительный офис в Санкт-Петербурге, планирует открыть офис в Екатеринбурге. «Мы в этом году сильно увеличили поставки в регионы, это дает нам примерно 30 процентов от общего роста», — говорит Руслан Родиков и, отвечая на наш вопрос о возможности поставок лифтов на экспорт, резюмирует: «На 2024 год не рассматриваем. Столько работы в России, что здесь бы все успеть».