Салат растет вместе с фастфудом

Компания «Белая дача» запустила под Новороссийском новый комплекс по выращиванию салатов и четвертый по счету завод по их переработке. И все это ради того, чтобы удержать ключевого потребителя — сеть ресторанов «Вкусно — и точка»

Мощность завода по производству мытых салатов «Белая дача Юг» — 13 тонн продукции в день
Читать на monocle.ru

В далеком 1990 году «Белая дача» стала поставщиком салата айсберг для только что открывшегося ресторана McDonald’s — так началось взаимовыгодное долговременное сотрудничество двух компаний. Спустя три с лишним десятилетия оно плавно перетекло в партнерство с сетью «Вкусно — и точка», в 2022 году выкупившей у McDonald’s его российский бизнес. За эти годы выросла не только сеть фастфуда: по всей стране, от Калининграда до Владивостока, открылось около 860 точек общепита — но и «Белая дача» превратилась, по оценке исследовательского холдинга «Ромир», в бренд номер один в России в категории мытых и готовых к употреблению салатов.

И вот очередной виток развития отношений: для обеспечения салатной продукцией сотни ресторанов быстрого питания «Вкусно — и точка» в Южном федеральном округе «Белая дача» инвестировала более 2,6 млрд рублей в два проекта. 24 октября в станице Раевская под Новороссийском открылся сельскохозяйственный комплекс «Салаты с моря» по выращиванию салатной зелени в открытом и закрытом грунте, а в станице Брюховецкая Краснодарского края был запущен перерабатывающий завод «Белая дача Юг». Предприятие предлагает мытые салаты, резаные овощи, овощные и фруктовые снеки, а также ферментированную капусту для розничного и ресторанного рынков.

Руководство «Вкусно — и точка» обещает заводу гарантированный сбыт продукции. «Мы рады поддержать партнеров в реализации такого масштабного проекта. Благодаря открытию нового комплекса компания “Белая дача” сможет оптимизировать логистику и обеспечить бесперебойные поставки свежих салатов и овощей в наши рестораны на Юге России», — говорит вице-президент по развитию сети поставщиков «Вкусно — и точка» Василий Сафронов. В сеть быстрого питания компания намерена поставлять львиную долю произведенной на заводе продукции, тем более что у фастфуда запланирован рост: только до конца 2023 года предполагается открыть еще 50 точек.

Впрочем, есть потенциал и у рынка салата в целом. «Салат — важный ингредиент для приготовления большого количества блюд; кроме того, этот продукт ассоциируется со здоровым питанием. Объемы потребления салатов в России увеличиваются примерно на пять‒десять процентов год к году, что в целом опережает спрос на продукты питания в физическом эквиваленте, — отмечает генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.

Эксперты «Интерагро» также прогнозируют, что с учетом ввода новых запланированных мощностей производство салатов в стране до 2030 года будет расти в среднем на 9% ежегодно и достигнет 60 тыс. тонн в год только в закрытом грунте. Пока же рынок мягких листовых салатов у нас оценивается примерно в 20–25 тыс. тонн в закрытом грунте и около 50 тыс. тонн — в открытом.

Импортозамещение началось

Первенство по мытым и готовым к употреблению салатам «Белой даче» обеспечивали три собственных завода: «Белая дача Трейдинг» в подмосковных Котельниках мощностью 60 тонн продукции в день, «Белая дача Алабуга» в городе Алабуга Республики Татарстан мощностью 24 тонны в день и «Белая дача Новосибирск» в поселке Мичуринский Новосибирской области мощностью 8 тонн. Теперь к этим производствам добавился завод «Белая дача Юг» в станице Брюховецкой, выпускающий 13 тонн салатов в день. То есть на данный момент компания может поставлять на рынок совокупно 105 тонн готовой продукции в день — это 38 тыс. тонн в год, или около 48% общего объема рынка. Что касается категории мытых салатов, то до ввода новых мощностей эксперты «Интерагро» оценивали рыночную долю «Белой дачи» в 73,2%, но сейчас этот показатель, вероятно, вырастет: доли ближайших компаний-конкурентов («Салатерия», «Валенсия», «Линеа Верде Рус») составляют менее половины процента.

Конечно, сырье для таких объемов переработки «Белая дача» использует не только собственное. Недостающую часть закупают у фермеров-партнеров в разных регионах: производственная модель выращивания зелени обязательно подразумевает географическую диверсификацию для снижения климатических рисков. Создавать складские запасы листовых салатов невозможно: этот продукт поступает на производство практически сразу с поля из-за короткого срока годности. Не простаивают заводы и зимой: свежие салаты едут из Турции, Израиля, Египта и других стран.

Одна из задач нового сельскохозяйственного комплекса «Салаты с моря» — снизить зависимость отрасли от импорта. На закрытом и открытом грунтах по особым технологиям будут выращиваться рукола, шпинат, айсберг, романо, фриссе и радиччо — в сумме до пяти тысяч тонн в год; а общий объем в холдинге составит почти 10 тыс. тонн. «Этот проект вписывается в стратегию импортозамещения, сырьевой безопасности, обеспечения партнеров и потребителей продукцией наилучшего качества. А уникальные технологии выращивания руколы и других беби-салатов в туннельных теплицах в сочетании с благоприятным климатом региона позволят нам значительно продлить локальный сезон сбора урожая», — уверен генеральный директор агрохолдинга «Белая дача» Вадим Матусевич. Теперь компания с марта по ноябрь сможет закрывать существенную долю производственных потребностей собственными салатами. В «Белой даче» также сообщили, что одной из ключевых целей запуска масштабного проекта выращивания на юге является создание центра экспертизы по культивированию беби-салатов в России.

Между тем, по оценке Ивана Федякова, большой объем салатной продукции, представленной на отечественном рынке, по-прежнему закупается за рубежом. Основные поставщики — Китай, Египет, Турция, а также страны Центральной Азии, включая Узбекистан; часть зелени реэкспортируется через Беларусь и Сербию. «В целом рынок салата весьма емкий, для внутреннего производства есть место, и если это будет экономически выгодно, то российская продукция сможет вытеснить импортную», — утверждает эксперт. Специалисты Россельхозбанка отмечают, что процесс замещения уже начался: ввоз салатных овощей и салатов в страну снизился с 12,9 тыс. тонн в 2021 году до 9,88 тыс. в 2022-м. И если наше производство продолжит развиваться, то к 2030 году в России будет выращиваться порядка 70% необходимого объема листовых салатов.

Фастфуд — двигатель ЗОЖ и агропрома

Продукция «Белой дачи» поставляется как в сегмент HoReCa, так и в торговые сети. Однако эти два канала сбыта нацелены на разные аудитории и ценовые сегменты.

На прилавках магазинов можно увидеть целый ряд мытых салатов компании: «Пряная рукола», «Хрустящий айсберг», «Нежный шпинат», «Цезарь. Микс для классики салатов», «Аликанте. Микс с благородной горчинкой» — но это далеко не массовый продукт, скорее премиальный. Даже на оптовом сайте allmovement.ru цены немаленькие: 75-граммовая пачка «Мини-романо» стоит 130 рублей, 65 граммов «Пряной руколы» — 190, 180 граммов «Хрустящего айсберга» — 150, а 65 граммов «Танго. Микс в пряных тонах» — 200. Понятно, что на цены влияет и изменение курса валют, особенно при импорте зелени для переработки.

«Компания “Белая дача” заходит в торговые сети, активно в этом направлении работает, но из-за дороговизны ее продукция для рядовых потребителей практически недоступна, поэтому продажи холдинга в FMCG-рознице в последнее время не растут», — делится наблюдениями Иван Федяков. Эксперт полагает, что мытые салаты необходимы скорее ресторанам, кафе и сетям общественного питания — там, где зелень является одним из обязательных ингредиентов блюд.

Маркетинговое агентство Megaresearch, исследуя оценки ключевых игроков рынка, пришло к выводу, что порядка 50% потребления зеленых салатов приходится на сегмент HoReCa и такая же доля — на оптовые и розничные торговые сети. Причем доля ГК «Белая дача» в производстве салатов для HoReCa составляет около 90%, поскольку компания является эксклюзивным поставщиком ресторанов «Вкусно — и точка» и сотрудничает с сетями фастфуда Burger King и KFC. То есть спрос на мытые салаты создают прежде всего сети быстрого питания. Аппетитный зеленый листик, выглядывающий из бургера, не только задает тренд на здоровое питание, но и способствует привлечению масштабных инвестиций в отрасль.

Собственно, сеть «Вкусно — и точка» дала стимул для развития не только «Белой даче» — у ресторанов фастфуда более 160 поставщиков. «Мы выстраиваем долгосрочные отношения с нашими партнерами и активно взаимодействуем с ними по разным направлениям, что помогает им расти вместе с нами, работать на перспективу», — подтвердили в сети и рассказали еще и о таком формате, как запуск совместных предприятий. К примеру, «Вкусно — и точка» вместе с агрохолдингом «Мираторг» планирует запустить в 2025 году в Орловской области завод по глубокой переработке картофеля мощностью 120 тыс. тонн продукции (картофеля фри, долек, брусков, хашбрауна) в год. Аграрии специально для этого проекта будут выращивать особые сорта картофеля. Общий объем инвестиций в проект уже составил 17,5 млрд рублей.

СПРАВКА О КОМПАНИИ

ГК «Белая дача» основана в 1990 году в Подмосковье на базе одноименного совхоза. Специализируется на выращивании, переработке и производстве готовых к употреблению овощей и салатов, строительстве и управлении коммерческой и жилой недвижимостью.

Производственные активы — 2000 гектаров полей и теплиц, четыре завода по переработке овощей — в Московской и Новосибирской областях, Республике Татарстан, Краснодарском крае.

Число сотрудников — 1655 человек.

Выручка — 7,6 млрд (три действующих завода по переработке, данные «СПАРК-Интерфакс»).