Росавиация забрала все рейсы на зарубежных направлениях у «Уральских авиалиний» — для других авиаперевозчиков это может стать сигналом к скорейшему выкупу иностранных лайнеров.
Росавиация отозвала допуски по всем международным рейсам у компании «Уральские авиалинии» по причине того, что она не заключила договор с прогосударственной компанией «НЛК-финанс» на выкуп эксплуатируемых иностранных самолетов. С февраля прошлого года из-за санкций на этих лайнерах невозможно летать в недружественные страны, но именно такие машины составляют почти половину российского авиапарка. Для их срочного выкупа государство выделило 300 млрд рублей, а также создало ООО «НЛК-финанс», которое должно переоформить на себя иностранный флот для последующей сдачи самолетов в лизинг российским эксплуатантам. Однако частные авиакомпании сочли условия слишком жесткими: помимо собственно стоимости лизинга им предлагалось отдавать «НЛК-финанс» еще и 30–40% прибыли от перевозок. На этой неделе требование платить ежегодно часть прибыли отменили, и ряд перевозчиков, в том числе «Уральские авиалинии», уже выразили готовность к сотрудничеству. Если сделка состоится, компании вернут ее международные рейсы, которые сейчас распределены между четырьмя конкурентами.
В ближайшее время несколько авиакомпаний могут заключить с Росавиацией в лице аффилированной с ней «НЛК-финанс» договор финансового лизинга на выкуп иностранных авиалайнеров. Это должно поставить точку в истории, которая длится с марта прошлого года, когда россияне потеряли право выполнять международные рейсы на судах, находящихся в собственности компаний из недружественных государств, которые поддержали санкции. То есть стало невозможно летать за границу ни на Airbus, ни на Boeing, ни на иных импортных самолетах, которых в России в прошлом году было около 740 из 1101. Уже в марте прошлого года 78 бортов иностранного производства, отправленные нашими авиакомпаниями в зарубежные рейсы, были там арестованы и не вернулись. После этого многие перевозчики поставили на такие рейсы либо российские самолеты, либо лайнеры из дружественных стран, а остальные машины перевели на внутренние рейсы или перестали использовать. «Чтобы подстраховать авиакомпании от изъятия воздушных судов, Росавиация внесла иностранные самолеты в свой реестр. То есть они сейчас имеют двойную регистрацию — международную и российскую, — говорит главный редактор “Авиа Про” Роман Гусаров. — Но риск арестов все равно сохраняется, поэтому еще в марте прошлого года в правительстве решили выделить деньги на выкуп лайнеров, и Минтранс начал собирать заявки, кому и сколько самолетов надо выкупить и на каких условиях». Заявок в том же месяце набралось на 20 млрд долларов. Тогда глава Минтранса Виталий Савельев утверждал, что властям предстоит приобрести более 500 самолетов иностранных лизингодателей. В дальнейшем при участии Росавиации была создана компания «НЛК-финанс», которая, как сказано в постановлении о ее учреждении, предназначена для «страхования рисков авиационной отрасли и авиаперевозчиков в связи с санкциями и блокировкой части традиционных механизмов авиастрахования». По сути, это лизинговая компания, которой из Фонда национального благосостояния (ФНБ) выделят порядка 300 млрд рублей для выкупа иностранных лайнеров и последующей сдачи их в аренду российским перевозчикам. При этом Минфин предлагает лизинг не операционный, а финансовый. В случае операционного лизинга авиакомпания просто арендует судно на шесть-восемь лет, выплачивая ежемесячно определенную сумму. Финансовый же лизинг предполагает помимо арендного платежа депозит в размере 15–20% стоимости авиалайнера; при такой схеме договор заключается на срок до 15 лет и позволяет получить судно в собственность. Из 300 млрд ФНБ авиакомпании могут претендовать на кредит по ставке 1,5% годовых для внесения в «НЛК-финанс» депозита за выкупаемый самолет.
«Уральские авиалинии» планируют выкупить за 17 лет 19 Airbus за 30–33 млрд рублей
До недавнего времени только «Аэрофлот» постепенно выкупал иностранные лайнеры — как сам, так и посредством «НЛК-финанс»; по нашим данным, всего около 15 бортов на октябрь этого года. В августе к нему присоединились «Уральские авиалинии» и авиакомпания iFly, предварительно согласовав с Минтрансом выделение средств ФНБ на приобретение самолетов у западных лизингодателей. В будущем «Аэрофлот» планирует выкупить по соглашению с «НЛК-финанс» еще 18 лайнеров ирландской AerCap стоимостью 53 млрд рублей, «Уральские авиалинии» готовы приобрести 19 машин разных собственников за 33 млрд, iFly — три Airbus A330 от американской Air Lease Corporation за 10 млрд. В августе условия сделок также предварительно согласовали (но без конкретных показателей) S7 и «Руслайн». Последний претендует на покупку восьми региональных CRJ.
Но уже в октябре что-то пошло не так. «Уральские авиалинии» и iFly не смогли переоформить иностранные самолеты в российскую собственность, поскольку посчитали, что им выставили драконовские условия: внести 30–40% (вместо 15–20%, как во всем мире) стоимости лайнеров в качестве депозита, а потом еще ежегодно переводить фиксированную долю чистой прибыли (тоже 30–40%) в зачет выкупа. «Если большой депозит перевозчиков еще устраивал, то требование отдавать часть прибыли вместо фиксированной платы, как это делается при финансовом лизинге, показалось слишком жестким», — комментирует исполнительный директор издания «Авиатранспортное обозрение» Максим Падушкин.
Ни одна из пяти авиакомпаний, заявивших о желании участвовать в программе выкупа лайнеров, не ответила на запросы «Монокля»; Росавиация также не сочла нужным разъяснить ситуацию. Однако эксперты отмечают, что, возможно, все дело в дележе средств ФНБ между авиакомпаниями. Судя по числу заявленных к выкупу судов, «Аэрофлот» тут первый в очереди.
Эксперты отмечают, что «НЛМ-финанс» в этом году уже предлагала «Аэрофлоту» оформить операционный лизинг, который не требует внесения крупных сумм на депозит лизингодателя. «Тогда по рынку пошли разговоры, что “Аэрофлот” еще не согласовал условия по 43 иностранным лайнерам, которые ему надо срочно выкупить, а денег на все нет, — сообщил “Моноклю” источник в одной из авиакомпаний. — Поэтому, видимо, власти решили за счет жестких требований притормозить заявки других перевозчиков, пока “Аэрофлот” не решит свои проблемы». Ранее «Аэрофлот» заявлял, что не прочь приобрести еще 80 бортов по схеме «НЛК-финанс».
Впрочем, Роман Гусаров полагает, что все честно, поскольку в прошлом году из-за санкций государство оказало беспрецедентную поддержку гражданской авиации, выделив на нужды отрасли 172,3 млрд рублей вместо обычных 20–30 млрд. При этом, по данным сервиса AviaStat.ru, чистая прибыль 27 ведущих пассажирских авиакомпаний России по итогам прошлого года составила 87,8 млрд рублей, что почти в 2,8 раза больше, чем годом ранее. «Иными словами, хотя объем авиаперевозок в прошлом году упал, прибыль благодаря субсидиям рекордно выросла. Я считаю, что теперь государство предложило ею поделиться, — говорит Роман Гусаров. — Сейчас им говорят: ну вы же получили в прошлом году большую прибыль, к тому же сейчас вам нужны лайнеры. Вот и вложите свои деньги в средства производства. А они не хотят. Впрочем, некоторые частные авиакомпании выкупили часть бортов вообще за свой счет».
По оценке AviaStat.ru, больше всех в 2022 году заработали два крупнейших частных авиаперевозчика: S7 Airlines Владислава Филева (чистая прибыль 34,4 млрд рублей) и «Уральские авиалинии» Сергея Скуратова (13,5 млрд). Это их рекорд за семь лет. Лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») получил 15 млрд (рост в 4,4 раза) — максимальный показатель с момента основания компании. Данные по группе в целом «Аэрофлот» не публиковал, но известно, что в 2021 году компания отчиталась о 45,6 млрд рублей чистого убытка, хотя у ее «дочки» «России» было 382 млн чистой прибыли. В то же время главному отечественному перевозчику досталась почти половина дополнительно выделенных в прошлом году субсидий.
Некоторые эксперты полагают, что отзыв допусков у «Уральских авиалиний» подтверждает версию о «справедливом» разделе средств ФНБ. Сейчас международные рейсы распределены между группой «Аэрофлот», «Азимутом», Red Wings и Azur Air. При этом «Аэрофлот» получил наиболее прибыльные направления: теперь лайнеры компании летают из Екатеринбурга в Дубай, из Санкт-Петербурга в Бухару, из Владивостока и Красноярска в Бангкок. «Россия» удвоила, доведя до 28, число своих рейсов на маршруте Сочи — Стамбул, кроме того, ей достались востребованные перелеты по маршруту Иркутск — Пекин. Red Wings отдали дополнительные допуски на рейсы в Ташкент, Бухару, Стамбул, Астану и Алма-Ату с вылетами из Екатеринбурга и Москвы. «Азимуту» разрешили летать в Ташкент, Дубай и Гянджу. Azur Air выделили по одному рейсу в неделю на Пхукет из Екатеринбурга и Уфы.
Но уже через четыре дня выяснилось, что Минфин, который выставлял столь жесткие требования, видимо, решил пойти на серьезные уступки. Седьмого ноября «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщил, что правительство изменило условия выкупа самолетов иностранных собственников для частных авиакомпаний, в том числе для «Уральских авиалиний» и iFly. Теперь им предлагается заключить договор с «НЛК-финанс» минимум на 17 лет, а не на 15. Но главное, перевозчиков решили освободить от ежегодного отчисления 30–40% прибыли, заменив эту выплату на «компенсацию» за прошлогодние субсидии в размере прибыли за прошлый год. «Уральским авиалиниям» в таком случае придется отдать сразу не менее 13,4 млрд рублей. Хотя компания и заявила в октябре, что ее прибыль за полгода упала в 14 раз, видимо, новые правила ее устраивают. Каковы остальные условия лизинга, редакции пока выяснить не удалось. Равно и то, как именно они будут изменены для других перевозчиков. Пока известно только, что «Уральские авиалинии» планируют за 17 лет выкупить 19 Airbus общей стоимостью 30–33 млрд рублей, а iFly намерена за то же время приобрести три самолета за 9–10 млрд. Подана также заявка от S7 на 50–70 млрд.
«Изначально всем предложили один стандартный договор от “НЛК-финанс”. “Аэрофлот” — как наполовину госкомпания — условия принял, но частные перевозчики, в том числе S7, iFly и “Уральские авиалинии”, не потянули бы перечисления 30–40 процентов прибыли ежегодно, особенно с учетом внесения на депозит сразу половины стоимости лайнера, — полагает Максим Падушкин. — Возможно, они сумели бы сделать это, но не сразу. Сейчас требования решили изменить. Дело в том, что лизингодателям и без того пришлось долго согласовывать разрешение на переоформление бортов с Минфином США, который следит за соблюдением наложенных на наши авиакомпании санкций. Если еще потянуть время, американские финансовые власти могут свое разрешение отозвать и нам вновь станет не на чем летать за границу. Поэтому власти решили пойти на уступки частным компаниям».
Справка о компании:
Авиакомпания «Уральские авиалинии» создана на базе Свердловского авиаотряда (сформирован еще в 1943 году) в 1993 году. В настоящее время входит в пятерку авиакомпаний России по объемам перевозок. В прошлом году он составил 8,5 млн человек, или почти 10% от общего объема перевозок. География полетов включает в себя более 200 направлений по России, ближнему и дальнему зарубежью. Наиболее прибыльные из них —Турция, ОАЭ, Китай, ранее — ЕС.
С 2006 года компания начала обновлять флот, постепенно заменяя Ан-24, Ту-134, Ту-156 и Ил-86 на Airbus. Сейчас «Уральские авиалинии» эксплуатируют 52 авиалайнера Airbus (14 Airbus А321, 23 Airbus А320, 4 Airbus А319, 3 Airbus A320neo, 8 Airbus А321neo) на условиях операционного лизинга. Авиакомпания имеет центры технического обслуживания судов в аэропортах Кольцово (Екатеринбург, место базирования), Домодедово (Москва), Курумоч (Самара) и Баландино (Челябинск), а также работает с аэропортом Жуковский.
Оборот компании вырос с 51,3 млрд рублей в 2016 году до 85,3 млрд в 2022-м. Чистая прибыль в прошлом году выросла более чем в два раза и составила 13,5 млрд рублей
Генеральным директоров «Уральских авиалиний» является пилот по образованию Сергей Скуратов, который еще в 1987 году занял пост командира Свердловского авиаотряда и в 1993 году стал бессменным руководителем компании «Уральские авиалинии».