Ил-96-400М: самолет российских просторов

6 ноября 2023, 00:00
TASS
Такой самолет необходим

Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет полностью российского производства Ил-96-400М совершил первый испытательный полет. Он продлился 26 минут, проходил на высоте до 2000 метров со скоростью до 390 километров в час. Полет прошел штатно, стабильность работы систем и оборудования лайнера подтверждена.

Этот самолет — модернизированная версия Ил-96-300, выпускаемого с конца 1980-х годов на Воронежском авиастроительном заводе (ВАСО, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха»). Два самолета Ил-96-300 эксплуатируются специальным летным отрядом «Россия», обеспечивающим перелеты президента страны.

Разработка Ил-96-400М началась еще в 2016 году, и первый экземпляр планировали сделать уже в 2019-м. В 2016 году началась и работа над созданием двигателя большой тяги ПД-35, устанавливать который намеревались не только на проектируемый российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжник СR929, но и на Ил-96-400М. Впрочем, сроки создания и модернизированного самолета, и двигателя сдвинулись. В итоге Ил-96-400М оснащен четырьмя двигателями ПС-90А1. Этот лайнер длиннее Ил-96-300 на 9,35 метра, может взять на борт до 370 пассажиров против 300 у Ил-96-300 и перевезти их на расстояние 8100 километров.

Как отмечают в «Ростехе», Ил-96-400М получил новые эксплуатационные и транспортные возможности за счет модернизации пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, соответствующего действующим и перспективным требованиям российских и международных авиационных регуляторов. По показателям надежности и безопасности полета новый лайнер соответствует знаменитым предшественникам: самолетам Ил-86 и Ил-96, а также лучшим мировым образцам за счет резервирования систем самолета и его аэродинамической компоновки.

Ил-96-400М должен стать вершиной линейки пассажирских самолетов российского производства, в которую входят «Байкал», «Ладога», Ил-114-300, МС-21-310, SJ-100 и Ту-214, заняв в ней почетное место широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Другое дело, что в комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года, обновленной в августе этого года, когда уже вовсю шло производство опытного экземпляра Ил-96-400М, нет планов производить именно этот лайнер. Программа предполагает выпуск единичных экземпляров Ил-96-300 начиная с 2025 года. Предполагается, что к 2030 году выпустят 12 бортов. Но, возможно, программа претерпит еще одну итерацию и Ил-96-400М как серийный самолет в ней все-таки появится.

В пользу такого решения свидетельствует то, что Россия фактически вышла из совместного с Китаем проекта по созданию самолета СR929, потерявшего в связи с этим букву R (Russia) в названии. А из-за санкций самолет такого класса нам никто не поставит. При территории, занимаемой нашей страной, не иметь в парках авиакомпаний дальнемагистрального самолета, способного перевезти много пассажиров, было бы как минимум странно. Плюс развитие отношений с азиатскими странами тоже требует стабильного воздушного сообщения. Причем самолеты нужны не только в пассажирском варианте, но и в грузовом.

Наконец, еще один аргумент в пользу серийного выпуска Ил-96-400М — двигатель большой тяги ПД-35. Работа над ним продолжается, хотя срок ее окончания периодически переносится. Ранее сообщалось, что уже до конца года начнутся испытания первого полноразмерного двигателя-демонстратора ПД-35. В середине октября вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что испытания состоятся в марте следующего года, а в серию ПД-35 пойдет в 2030 году. Тем не менее останавливаться никто не собирается, деньги выделяются. Двигатель самолетостроители ждут. Понятно, что установка двух ПД-35 вместо четырех ПС-90А1 потребует перепроектирования самолета, но это меньший объем работ, нежели создание аналогичного самолета с нуля. А пока можно полетать с четырьмя движками.