Госдума и правительство всерьез решили ввести в России прогрессивную шкалу НДФЛ, вместо того чтобы увеличить налогообложение по-настоящему богатых. В результате может ощутимо достаться среднему классу. А это, в свою очередь, ударит по внутреннему спросу, в значительной степени стимулирующему экономический рост в стране
Госдума и правительство на этот раз решили серьезно подойти к внедрению в России прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Началось с того, что в своем послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил продумать подходы к модернизации фискальной системы, чтобы более справедливо распределять налоговое бремя в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы. Он также отметил, что нужно снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счет вычетов.
Вслед за этим глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что обсуждается вариант повышения ставки налога на доходы выше 1 млн рублей в год (83,3 тыс. рублей в месяц) с текущих 13 до 15%, а на доходы выше 5 млн рублей (416,7 тыс. рублей в месяц) — с 15 до 20%. Есть и другие варианты, которые обсуждаются в прессе: повышенные ставки начинаются с 5 млн рублей, но предлагается еще несколько поэтапных повышений, например 13% — до 5 млн, 15% — от 5 до 24 млн, 18% — от 24 до 200 млн, 20% — от 200 до 500 млн, 25% — свыше 500 млн.
Напомним, что в России прогрессивная шкала НДФЛ действовала с 1992 по 2000 год. Минимальная ставка составляла 12%, максимальная — 35%. С 2001 года для резидентов по большинству доходов была установлена плоская шкала НДФЛ в 13%. Для отдельных видов доходов и для нерезидентов действуют и другие ставки (от 9 до 35%), но это нюансы. Считается, что плоская шкала улучшает собираемость, а также значительно упрощает исчисление, уплату налога и администрирование его налоговыми органами. На фоне хаоса 1990-х это было действительно прогрессивным шагом.
О нескольких последующих попытках внедрить прогрессивную шкалу НДФЛ говорить особого смысла нет. В лучшем случае они заканчивались внесением законопроекта в Госдуму, который даже не доходил до первого чтения, а в худшем все дело ограничивалось обсуждениями.
Однако страна и регулирующие органы развивались, и с 2021 года по предложению Владимира Путина были введены элементы прогрессивной шкалы. Начиная с 1 января 2021 года пока доходы гражданина не превысили 5 млн рублей, все так же действует ставка в 13%. А вот с доходов выше 5 млн рублей придется заплатить уже по ставке 15% ― причем речь идет обо всех доходах, как о зарплате, так и о вкладах, купонах по облигациям и т. д. Важно, что при превышении лимита не происходит резкого скачка, ставка меняется не на весь доход, а только на превышающую часть. Например, вы получили доход в размере 5,05 млн рублей, с 5 млн рублей по ставке 13% вы заплатили 650 тыс. рублей, а с 50 тыс. рублей — 7,5 тыс. рублей по ставке 15%.
Особых волнений по поводу введения дополнительных двух процентных пунктов НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн рублей, не было ― отчасти потому, что эти деньги через федеральный бюджет идут в фонд «Круг добра» на лечение детей с редкими заболеваниями. Кроме того, 2021‒2023 годы были переходным периодом, когда порог в 5 млн рублей применялся в отношении каждого вида дохода по отдельности, а не к совокупному доходу из всех источников, как это прописано в Налоговом кодексе.
Пока поступления от повышения НДФЛ до 15% на доходы, превышающие 5 млн рублей, играют довольно скромную роль. В 2023 году в федеральный бюджет поступило 159,5 млрд рублей НДФЛ. Напомним, что в федеральный бюджет поступают только дополнительные 2% НДФЛ с доходов сверх 5 млн рублей, остальные 13% все так же идут в консолидированные бюджеты субъектов РФ. И эффект от повышения хорошо виден в статистике. Однако, как мы уже сказали, в 2021‒2023 годах действовал переходный период и порог в 5 млн рублей вычислялся отдельно по разным видам доходов. С этого года порог будет вычисляться на основе совокупного дохода, то есть по суммарному доходу из всех источников. В результате поступления от дополнительных 2% вырастут.
У широких слоев населения страны повышение НДФЛ именно на сверхдоходы наиболее богатых россиян никаких возражений не вызовет. Речь, конечно, идет о вариантах, которые начинаются с порога в 5 млн рублей. Однако сейчас всерьез рассматривается и вариант повышения ставки НДФЛ уже с 1 млн рублей. Это означает, что буду затронуты интересы граждан, которые получают номинальную зарплату начиная с 83,3 тыс. рублей в месяц.
В целом специалисты по налогам довольно негативно относятся к варианту прогрессивной шкалы, в котором повышенная ставка начинается с дохода, превышающего 1 млн рублей, — ведь это означает повышенное налоговое бремя для среднего класса.
Такие доходы получает примерно 15% населения, 8-й, 9-й и10-й децили (дециль — десятая часть выборки) по доходам (доходы 8-го дециля в 2023 году как раз начинались с 83 тыс. рублей в месяц).
Напомним, что, по данным Росстата, в 2023 году среднемесячная номинальная (до вычета налогов и сборов) заработная плата в России составила 73,7 тыс. рублей. Важно, что помимо финансистов, работников добывающих отраслей и связанных с ними отраслей первичной переработки ресурсов в 83,3 тыс. рублей не впишутся работники производства лекарств (средняя зарплата до налогов — 98,2 тыс. рублей), компьютеров электроники и оптики (91,2 тыс. рублей), специалисты по информации и связи (130,3 тыс. рублей), а также люди, занимающиеся научными исследованиями и разработками (120,4 тыс. рублей). Да и то это по старым данным. В прошлом году огромный скачок в доходах произошел у многочисленных синих воротничков — квалифицированных рабочих и инженеров обрабатывающей промышленности, и далеко не только оборонной. Повышение зарплат было тотальным. Еще раз обратим внимание: в этом контексте приводятся данные по начисленной «грязной» зарплате, а не по суммам, которые люди получают на руки.
Специалисты считают, что контрактникам в зоне СВО и высококвалифицированным рабочим оборонных предприятий, скорее всего, повысят зарплату для компенсации нового уровня НДФЛ, введут какие-либо вычеты или исключат из тех, кто подпадает под действие нового закона. Как поясняет партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Виталий Иваненко, выплаты участникам СВО включают материальную помощь, социальные выплаты, командировочные, суточные, которые не облагаются НДФЛ: например, ежемесячная социальная выплата в сумме 158 тыс. рублей, положенная мобилизованным, освобождена от налога. Он также не исключает возможности введения дополнительных льгот в отношении доходов как военнослужащих, так и работников оборонной отрасли.
Сколько может получить бюджет? Если предположить, что новая шкала была введена в прошлом году и все остальные факторы (включая переходный период) не изменились, то уже в этом году повышение ставки НДФЛ на доходы превышающие 5 млн рублей, с 15 до 20% принесло бы бюджету дополнительные 398,75 млрд рублей. Расчет прост: в прошлом году бюджет получил от повышения ставки на 2 п. п., до 15%, на доходы сверх 5 млн рублей 159,5 млрд. Умножаем на 2,5, получаем 398,75 млрд. Кстати, надо еще уточнить, что НДФЛ по повышенной ставке поступает не в бюджеты регионов, как обычно, а в федеральный бюджет.
Всерьез рассматривается вариант повышения ставки НДФЛ уже с 1 млн рублей. Это означает, что буду затронуты интересы граждан, которые получают номинальную зарплату начиная с 83,3 тыс. рублей в меся
Эффект повышения ставки НДФЛ на доходы сверх 1 млн рублей так просто посчитать не удастся, но можно примерно оценить. По данным Росстата, в 2023 году люди со среднедушевыми денежными доходами от 75 до 100 тыс. рублей и свыше 100 тыс. рублей в месяц суммарно составляли 18,5% от населения. При этом на 20% людей с наивысшими доходами приходится 46,1% всех доходов населения.
Поступления НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2023 году составили 6,38 трлн рублей. В 2022 году (последние детальные данные) НДФЛ, начисленный по ставке 13%, составил 84% от общих начислений этого налога. В итоге получаем, что на людей, подпадающих под повышение ставки с 1 млн, приходится примерно 2,47 трлн поступлений по ставке 13%. Соответственно, при повышении ставки до 15% эта сумма превратится в 2,85 трлн рублей, что на 379,9 млрд рублей больше, чем до повышения ставки. В результате при значительно большем числе недовольных мы получили даже меньше, чем от повышения ставки на доходы сверх 5 млн рублей.
Как поясняет заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова, одним из аргументов в пользу более массового охвата населения повышенными ставками НДФЛ является то, что в этом случае поступления НДФЛ в бюджет будут расти быстрее. «Однако неизбежно возникающие при этом ограничения на спрос среднего класса и возможная теневизация части доходов будут оказывать негативное влияние на другие виды доходов бюджетной системы, такие как НДС, налог на прибыль, страховые взносы, ― предупреждает экономист. — Это может проявляться не только в падении собираемости — может сократиться и сама налоговая база (если семья отказалась от улучшения жилищных условий, то нет ни имущественных налогов на новое жилье, ни НДС от строительных материалов и мебели, ни налога на прибыль от застройщика)».
Что до теневизации, то надо прямо сказать, что любое повышение ставки НФДЛ будет выталкивать наемных работников в самозанятость. Уже сейчас значительная их часть — это фактически наемные работники, только не охваченные пенсионным и обязательным медицинским страхованием. Поскольку лимит для самозанятых — 2,4 млн рублей в год, сотрудники с зарплатами до 200 тыс. рублей в месяц могут быть переведены на этот режим.
«Получается, что под повышенный НДФЛ подпадут не только руководители или владельцы бизнеса, но и, например, специалисты высокой квалификации, специалисты, работающие в условиях повышенного риска, и так далее, ― рассуждает Вера Кононова. ― Нужно также учитывать, что текущая ситуация с дефицитом кадров будет способствовать дальнейшему росту зарплат, а значит, охват населения повышенными ставками НДФЛ может оказаться еще шире».
По мнению Веры Кононовой, принципиально важно, что под повышенные ставки налога подпадут в том числе те потребители, которых можно отнести к среднему классу, и которые предъявляют спрос (часто с использованием заемных средств) на улучшение своих жилищных условий, приобретение товаров длительного пользования, туристические поездки и т. д. «Повышение нагрузки на эту категорию населения приведет к ограничению спроса на такие товары и услуги, особенно в текущих условиях, когда обслуживание кредитов обходится людям дорого. При этом даже если собранные в виде повышенного НДФЛ средства будут тем или иным образом перераспределяться к менее обеспеченной части населения, провал спроса среднего класса это не восполнит — ведь у разных доходных групп населения разный состав расходов», ― добавляет она.
Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Аксенова обращает внимание на другой важный аспект: по данным Росстата, средняя начисленная заработная плата по Москве ― 122,8 тыс. рублей, что приведет к прогрессивной налоговой ставке уже в сентябре (по повышенной ставке налог начинает взиматься, как только достигнуто пороговое значение, и достигнуто оно окажется как раз к сентябрю). Вместе с тем не учитывается стоимость так называемой продуктовой корзины: по данным Роспродсоюза, в 2023 году в Москве она составляла 6992,6 рубля, в Санкт-Петербурге — 6455,6 рубля, в среднем по России ― 5803 рубля. Другие обязательные платежи, такие как оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, в крупных городах тоже выше, чем в среднем по стране. «Устанавливать прогрессивную шкалу с дохода, превышающего миллион рублей, — значит изымать большую часть дохода у жителей мегаполисов, несмотря на то что жизнь там дороже», ― предупреждает Анастасия Аксенова.
Добавим еще один важный факт: за последние десять лет доходное неравенство в стране постепенно сокращалось: доходы самых богатых росли ощутимо медленнее, чем самых бедных. Так, средняя реальная заработная плата и реальная зарплата верхнего, 10-го дециля, выросла за это время на четверть, зато зарплата нижнего, 1-го дециля — почти на 50%. Что до доходов, то они в реальном выражении у самых бедных слоев не изменились, у богатых немного снизились (на 7%). Очевидно, сыграли свою роль и выплаты на детей (многодетные семьи традиционно по большей части бедные) и повышение МРОТ.
Прогрессивная шкала НДФЛ довольно широко распространена в мире, и не только в западных странах, но также в Китае и Индии, где она даже более сглаженная (см. таблицу).
На первый взгляд может показаться, что ситуация там значительно ближе к идеалу справедливости, однако это не совсем так. Действительно, во многих странах есть минимальный необлагаемый доход (обычно около 9000 долларов, или примерно 900 тыс. рублей, в год), и это большой плюс по сравнению с Россией. У нас НДФЛ не взимается только с пенсий, а также со страховых выплат по здоровью или жизни, образовательных или научных грантов и стипендий, соцвыплат и пособий.
Однако в нашей системе тоже есть некоторые плюсы в плане справедливости. У нас богатым значительно сложнее «оптимизировать» налогообложение. Например, в США максимальная ставка НДФЛ — 37% для доходов от 578 тыс. долларов в год. Но исследования оценивают эффективную ставку по этому налогу для 400 самых богатых американцев всего лишь в 8,2‒9,6%, с поправкой на инфляцию ― в 12%. В основном это достигается за счет манипуляций с налоговой базой ― американские олигархи делают так, что часть доходов или не видна, или за счет особенностей налоговой системы не подпадает под налогообложение. Налоговая система в США переусложнена, действуют разные ставки по разным видам доходов, разные пределы, до которых одна ставка, а потом другая. Очень не хотелось бы повторения аналогичной ситуации в России.
Семь лет назад, оценивая количество сверхбогатых людей в стране, мы ориентировались на количество роскошных автомобилей, элитной недвижимости и крупных вкладов (см. «Цена справедливости», «Эксперт» № 9 за 2017 год). Тогда выяснилось, что сверхбогатых людей в стране около 0,5% населения, или 200–300 тыс. домохозяйств. В европейских странах они платили бы со своих доходов налог по ставке 30–40%. Российскому бюджету это позволило бы собирать дополнительно от 500 млрд до 2 трлн рублей ежегодно.
Как это число изменилось с тех пор? По нашим оценкам, если и сократилось, то незначительно.
Роскошные автомобили по-прежнему продаются: по подсчетам «Открытие Авто», с января по октябрь 2023 года в России было реализовано более 28 тыс. новых автомобилей престижных марок, а по итогам 2023-го общий объем продаж мог составить порядка 33‒34 тыс. штук. Если предположить, что семья обновляет машину раз в четыре-пять лет, получим 120‒150 тыс. семей, в которых есть такое авто.
Рынок элитной недвижимости в 2022 году просел довольно сильно и пока не восстановился, так что его мы не сможем использовать для оценки.
Наконец, данные АСВ о вкладах в банках убедительно свидетельствуют: состоятельные россияне и их деньги на месте. В марте 2023 года 132 тыс. человек держали в российских банках вклады размером от 10 до 20 млн рублей, и еще 89 тыс. человек ― вклады более 20 млн рублей (данные АСВ) Год спустя, в феврале 2024-го, число таких людей заметно выросло: уже 181,6 тыс. человек держали на депозитах вклады размером 10‒20 млн рублей и 118,7 тыс. человек — размером более 20 млн рублей. Те самые 300 тыс. семей.
Идея о дополнительном обложении налогов именно этой группы населения почему-то не пользуется популярностью, хотя может быть вполне безболезненной. Правда, по мнению Веры Кононовой, повышение НДФЛ для налогоплательщиков с доходами от 24 млн рублей в год такого эффекта для экономики, как при повышении налога на доходы от 1 млн рублей) не имело бы, поскольку увеличение изъятий касалось бы достаточно узкой группы, исчисляемой малыми долями процента от численности населения (из данных ФНС следует, что менее 0,3% населения страны имеет доходы свыше 5 млн рублей в год, соответственно, на лиц с доходами свыше 24 млн рублей будет приходиться еще меньшая доля). «Для таких налогоплательщиков повышение налога скорее вызвало бы ограничение сбережений, чем ограничение их текущего потребления», ― рассуждает Кононова. Зато и стимулов к уводу доходов в тень возникало бы в этом случае меньше — не только из-за меньшего числа таких налогоплательщиков, но и из-за того, что повышение налога не воспринималось бы как препятствие к покупке тех или иных благ.
Конечно, помимо введения прогрессивной шкалы НДФЛ и перехода на обложение расходов существуют и другие варианты приблизиться к социальной справедливости. Есть много вариантов налогов «на роскошь». Так, транспортный налог и налог на имущество физлиц имеют повышающие коэффициенты, применяемые к дорогостоящему имуществу. «Однако возможности “донастройки” таких имущественных налогов тоже имеют свои пределы — например, по мере роста цен такие налоги могут стать уже не налогами “на роскошь”, а просто налогами на потребление», ― говорит Вера Кононова и приводит в пример транспортный налог: в 2022 году повышающие коэффициенты для него пришлось пересматривать, поскольку они применялись для автомобилей стоимостью от 3 млн рублей, однако в условиях резкого роста цен на автомобили это привело бы к массовому повышению нагрузки по транспортному налогу. Кроме того, с точки зрения наполнения региональных и местных бюджетов повышение НДФЛ также было бы более предпочтительно, чем повышение имущественных налогов на дорогостоящие объекты: имущественные налоги платятся один раз в год, а налоги на доход — по мере получения дохода, что означает более устойчивую налоговую базу.
Тем не менее возможностей для повышения налогов именно для 0,3% сверхбогатых довольно много, и это может дать сопоставимые с повышение НДФЛ на доходы в размере 1‒5 млн рублей суммы. К примеру, сейчас действует ставка 2% в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей. Можно сделать не 2%, а 4% , а 2% ― для объектов стоимостью выше 100 млн рублей. Можно пересмотреть ставки НДС для товаров класса люкс.
Вообще, один из вариантов помешать богатым людям уклоняться от налога на доходы — перейти на обложение расходов. Скрыть расходы значительно сложнее. Можно, конечно, все спрятать на секретных счетах или в ценных бумагах, но большая часть людей все-таки зарабатывает деньги для того, чтобы их тратить, а не для того, чтобы любоваться длинными рядами цифр на счетах или в отчетах паевых фондов.
Как рассказала Анастасия Аксенова, в практике российского налогообложения был опыт контроля за расходами физических лиц, однако ФЗ № 104 от 07.07.2003 отменил его, и долгое время к этому вопросу не возвращались. По ее мнению, контроль за соответствием уровня расходов уровню налогооблагаемых доходов физического лица — это обоснованная мера и она будет способствовать минимизации ухода от налогообложения, тем более что в эру цифровых технологий благодаря инструментам, имеющимся в арсенале налоговых органов, не потребуется большого административного ресурса; эффект же может быть значительным. Анастасия Аксенова считает, что контроль со стороны налогового органа за соответствием расходов облагаемым доходам приведет к прозрачности происхождения капитала, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на пополняемость бюджета.
Кроме того, переход на обложение расходов ― хороший способ снизить налоговую нагрузку на семьи с большим количеством детей или других иждивенцев. Конечно, этот вариант требует внедрения совершенно новой для России концепции — возможности налогообложения домохозяйств, а не только индивидуумов. В некоторых странах, в частности в США, такой вариант есть.
«В последнее время стали высказываться доводы в пользу перехода от индивидуального налогообложения к семейному, когда учитывается, что у налогоплательщика на иждивении находятся другие члены семьи (не только дети, но и, например, неработающая супруга, пожилые родители), и для налогообложения учитывается не индивидуальный доход, а средний доход на члена семьи. С одной стороны, такая система налогообложения, учитывающая особенности семей, — это тоже элемент социальной справедливости, ― рассуждает Вера Кононова. ― С другой стороны, практическое применение такой системы сейчас потребовало бы изменения многих устоявшихся подходов — начиная с декларирования доходов семей и заканчивая учетом состава семьи и ее расходов. В связи с этим расширение налоговых вычетов на детей, а также расширение существующих и введение новых вычетов социального характера может оказаться более предпочтительным, так как не требует радикального изменения всей системы исчисления НДФЛ. При этом для компенсации выпадающих доходов бюджетов от предоставления таких вычетов можно будет задействовать дополнительные поступления НДФЛ по повышенным ставкам».
В послании Владимир Путин как раз предложил увеличить налоговый вычет на второго ребенка в два раза — до 2800 рублей в месяц и до шести тысяч рублей в месяц — на третьего и каждого последующего ребенка, а размер годового дохода, на который распространяется вычет, предложил повысить с 350 до 450 тыс. рублей. Однако в реальности даже после повышения суммы все еще будут слишком маленькими.
Как поясняет Анастасия Аксенова, из данных о средней заработной плате в России можно сделать вывод, что вычеты на детей будут в среднем предоставляться полгода. «Стандартный вычет на одного ребенка составляет 1400 рублей, значит, реальная экономия денежных средств — 182 рубля в месяц, ― рассказывает она. ― Суммы экономии (даже с учетом предложений президента. — “Монокль”) все же остаются достаточно малыми, тем более для семьи, в которое двое детей и более».
А вот установление налогового вычета в размере прожиточного минимума могло бы положительно сказаться на решении поставленных задач. Аксенова напоминает: мировая практика налогообложения показывает, что прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц максимально эффективно работает в совокупности с необлагаемым минимумом: с одной стороны, компенсируются выпадающие доходы бюджета, а с другой — оказывается социальная поддержка малоимущим гражданам.
К слову, в целом объем налоговых вычетов по НДФЛ в 2022 году составил солидные 19,7 трлн рублей — скорее всего, из-за ипотечного бума (напомним, вычет предоставляется на покупку квартиры в сумме до 2 млн рублей и на процент по ипотеке на сумму не более 3 млн рублей).
Повышение ставки НДФЛ на доходы, превышающие 1 млн рублей, при значительно большем числе недовольных мы получили даже меньше, чем от повышения ставки на доходы сверх 5 млн рублей
В свою очередь, Вера Кононова считает, что снижение налоговой нагрузки на наименее обеспеченные слои населения (например, в виде введения не облагаемого НДФЛ минимума доходов) могло бы стать серьезным стимулом к экономическому росту. Такая мера способствовала бы увеличению потребительских расходов этой части населения. При этом крайне важно, чтобы реализация такого вычета не сопровождалась ростом нагрузки на средний класс или иными ограничениями покупательной способности широких слоев населения — в противном случае стимулирующий эффект от снижения НДФЛ для малообеспеченных будет серьезно нивелирован.
Она также напомнила, что освобождение от НДФЛ минимального дохода предлагалось уже не раз (например, дохода в размере МРОТ, 30 тыс. рублей в месяц и т. д.), однако при этом всегда встает вопрос о компенсации выпадающих доходов бюджетов в регионах от предоставления таких вычетов. «Возникают вопросы и относительно механизма предоставления такого вычета. Будет ли он распространяться на все население или же будет доступен только менее обеспеченным? Второй вариант выглядит более экономичным для бюджета, но в то же время и более сложным по получению налогоплательщиками. И как в этом случае поступать с теми, у кого доходы оказались немного выше этого необлагаемого минимума? Получится, что у них на руках останется меньше средств, чем у тех, кого освобождают от НДФЛ», ― предупреждает заместитель начальника отдела аналитических исследований ИКСИ.
Виталий Иваненко считает, что ни налогообложение исходя из расходов (а не доходов), ни дополнительные налоги на роскошь, скорее всего, вообще вводиться не будут, так как проработка новых принципов налогообложения и новых налогов требует времени, не гарантирует существенных поступлений, а практика борьбы с возможными уклонениями от таких налоговых платежей отсутствует. Зато ввести изменения в устоявшийся порядок обложения НДФЛ — простой и отлаженный способ.
Наконец, есть важный фактор, который упускается из виду в дискуссиях о прогрессивной шкале и ее порогах: до сих пор, при всей кажущейся прозрачности наших финансовых потоков, НДФЛ собирается не со всех доходов: значительная часть малого бизнеса до сих пор существует в серой и черной зоне. Минфин и сам это понимает: на днях его представитель заявил, что видит «схемы налоговой оптимизации в интернет-торговле и в части обложения НДФЛ», и эти схемы надо устранять. «Конечно, если мы говорим о справедливости налогообложения, по тем механизмам оптимизации налогообложения, которые есть, необходимо будет выровнять условия, скажем так», ― заявил замминистра финансов России Алексей Сазанов, выступая на коллегии ФНС.