Отключение российских компаний от облачных и прочих сервисов иностранных гигантов вроде Microsoft или Amazon неприятно, но не более. Часть компаний уже их не использует, а у других есть сразу несколько вариантов решения проблемы
Принцип «уходя — уходи» незнаком американским IT-компаниям. Преследуя свои внутренние цели, они могут официально объявить об отключении российских пользователей от своих сервисов, но не отключить их, а могут внезапно отключить, никого в известность не поставив.
Вот и Microsoft, несмотря на обещание отключить облачные сервисы российским компаниям, в марте так этого и не сделал. Впрочем, надолго откладывать этот шаг корпорация не станет. Тут ничего личного, только бизнес: подпадать из-за работы с контрагентами из РФ под санкции (а с российским рынком обычно работают европейские подразделения американских IT-гигантов) никто не хочет, поэтому аналогичным образом поступают и другие крупные игроки облачного рынка, например тот же Amazon.
Напомним, что ближе к середине марта ряду российских компаний пришли «письма счастья», в которых Microsoft уведомляла, что санкции Евросоюза с 20 марта текущего года запрещают ей поставлять компаниям, зарегистрированным в России, определенное ПО для управления или проектирования, включая облачные решения. «После 20 марта 2024 года вы не сможете получить доступ к этим продуктам или службам Microsoft, а также к любым хранящимся в них данным», — отмечалось в письме. Угроза пока не приведена в действие, но предупредительный выстрел уже сделан.
«Использование облачных сервисов от Microsoft очень широко распространено в РФ, так как они одни из самых популярных в мире. По данным аналитических агентств, объем российского рынка облачных сервисов составляет около миллиарда долларов», ― говорит директор по информационным технологиям компании «Юникон» Владимир Здоровило.
И правда, как подсчитали в iKS-Consulting, в 2023 году отечественный рынок облачных сервисов вырос относительно 2022 года на 33,9%, до 121 млрд рублей (примерно 1,3 млрд долларов), из которых на IaaS (Infrastructure as a Service, инфраструктура как сервис — облачная модель услуг, подразумевающая получение основных ресурсов для вычислений, хранения и сетевого подключения по запросу с оплатой по мере использования) приходилось 84%. Не сказать, что много, если сравнивать со всем миром. По данным Synergy Research Group, объем мирового рынка облачных инфраструктур достиг в прошлом году 270 млрд долларов. Сервисы AWS (Amazon) занимают 31% рынка, на долю Microsoft приходится 24%, тройку лидеров замыкает Google, у него 11% рынка.
Насчет того, насколько болезненными окажутся отключения для российского бизнеса, оценки расходятся, но в целом особых проблем никто не ждет.
«На сегодня российский рынок Microsoft Azure (облако от Microsoft) близок к нулю, ― говорит генеральный директор группы компаний Rusonyx Константин Анисимов. ― Microsoft ушла из России еще летом 2022 года, и все благоразумные компании постарались оперативно найти замену этим сервисам, мы это видели по нашим клиентам, которые переезжали не только из Azure, но и из других иностранных облаков».
Тем более что «звоночки» постоянно шли, говорит глава Rusonyx: из последнего ― немецкий Hetzner (оператор центра обработки данных, базирующаяся в Гунценхаузене), у которого база клиентов из России была не в пример больше, закрыл доступ российским пользователям к своим сервисам еще 15 декабря 2023 года.
Но речь, конечно, идет не только об Azure. В перечень подпадающего под отключение входит и Office 365 ― облачный аналог обычного Microsoft Office, облачный диск OneDrive и ряд прочих основанных на облачных технологиях сервисов, критически важных для функционирования современных компаний.
Точечные отключения от западных сервисов идут уже давно: по данным «Монокля», в прошлом году некоторые российские компании столкнулись с внезапной блокировкой или удалением корпоративных сервисов Microsoft без всякого уведомления, причем речь идет не только о крупных, но и о совсем небольших российских компаниях.
Так что если внимательно следить за действиями наших «западных партнеров», то текущая ситуация наводит на очевидную мысль: это только начало и, скорее всего, отключениями облачных сервисов бизнесу дело не закончится. Очевидно, что техподдержка подсанкционной страны как норма восприниматься тоже не будет, и постепенно проблема коснется и физлиц. Но пока вернемся к бизнесу.
«Вопрос, переходить или нет на отечественные IT-решения, давно уже не стоит», ― говорит директор по проектам и цифровым продуктам Desport Павел Марков. Ведь в условиях нарастающего санкционного давления покупать западное ПО становится все сложнее, а главное, растут риски его использования. По словам Маркова, многие компании уже перешли или продолжают активно переходить на отечественные аналоги, и тот же Desport большую часть своего IT-ландшафта уже импортозаместил и успешно работает.
Свежий пример: «Газпром» внедряет российскую «Ред ОС» вместо Microsoft Windows.
Однако не все так просто. Идея, что, основательно отставая от мировых лидеров в части микроэлектроники, мы вполне можем показать хороший уровень специализированного софта за счет таланта наших программистов, — это всего лишь привычный стереотип. Как оказалось, за ширмой действительно высокого уровня финтех-решений или альтернатив офисному пакету Microsoft скрывается ряд подводных камней. И главный из них в том, что качество альтернатив, а главное, их фактическое наличие не всегда устраивает пользователей.
Если говорить об облачных сервисах, то здесь решить вопрос с импортозамещением в целом успели. Если взять самый крупный и востребованный сегмент рынка IaaS, то он уже имеет оформившихся отечественных лидеров по доле выручки. В частности «Ростелеком-ЦОД» занял 27,1% сегмента, второе место осталось за Cloud.ru (19%), а на третье попал Selectel (8,5%). А вот со всем остальным, без чего невозможно создать полноценную IT-инфраструктуру, дела обстоят уже не столь радужно.
Константин Анисимов соглашается, что потенциал импортозамещения у нас еще огромный. «Мы перед Новым годом проводили опросы, чтобы узнать, что наши клиенты используют в своих внутренних IT-инфраструктурах, ― рассказывает глава Rusonyx. ― К примеру, до сих пор в системах виртуализации порядка 80 процентов — это ПО от VmWare (американский лидер — разработчик ПО для виртуализации. — “Монокль”). Бывает и так, что отечественные системы внедряются для отчетов, а реально продолжают использоваться западные системы».
Почему так происходит? Есть несколько причин. «Первое: нет обученных специалистов, ― рассуждает Анисимов. ― Посмотрите, каким системам обучают в российских университетах. До сих пор это западные системы, тех же Microsoft и VmWare, потому что у этих вендоров были очень привлекательные программы сотрудничества с университетами, а наши разработчики редко делали это на системном уровне».
В качестве второй причины Анисимов указывает на зрелость самого ПО. Создать аналоги за два года или даже переориентировать существующие разработки и продукты на новые задачи практически невозможно. Поэтому так много претензий к российским аналогам у IT-специалистов, привыкших использовать самое распространенное в мире ПО, которое разрабатывали и правили десятилетиями.
«Но даже если есть и специалисты, и ПО, само по себе замещение стека ПО в большой компании — это сложный процесс, который может длиться годами», ― подытоживает Константин Анисимов.
Теоретически у российских компаний все еще есть возможности для маневра. Если наши решения не удовлетворяют по качеству, можно поискать аналоги привычного софта у дружественных стран. Например, у той же Huawei есть множество софтверных и вполне рабочих решений для бизнеса.
Но на самом деле это всего лишь иллюзия. Ведь, как показывают события последних лет, «дружественные отношения» со странами имеют тенденцию заканчиваться.
Вот и приходится либо поддерживать имеющийся «недружественный» софт неофициально, либо надеяться на параллельный импорт, либо переходить на отечественное, невзирая на то что качество продукта может быть недостаточным. Свои сложности есть в каждом варианте.
Как отмечает Владимир Здоровило, для бизнеса переход с одной системы на другую всегда сопряжен с рисками и дополнительными затратами. Это может включать в себя потерю данных, сбои в работе систем, необходимость переобучения персонала и многое другое. Стоимость таких изменений может достигать миллионов рублей, в зависимости от размера компании и сложности процесса.
Но и способы борьбы с этими проблемами выработаны уже давно. В качестве примера эксперт приводит вариант постепенного перехода, когда компания начинает использовать новый продукт параллельно со старым, постепенно увеличивая его долю в своей работе. Решение сомнительное, половинчатое, но тем не менее оно работает. И выглядит довольно актуально с учетом постоянного откладывания срока «перекрытия кислорода» той же Microsoft в части поддержки и обновлений.
Отдельно отметим еще один момент. Сама ситуация начала подталкивать управленцев снижать риски, используя новые методы. Как COVID-19 быстро научил весь мир, что работать удаленно можно и подчас нужно, так и отключение облаков парадоксальным образом еще больше погнало компании в облака.
«IT-менеджеры активно используют новые возможности, к которым раньше они относились очень осторожно, ― рассказывает Анисимов. ― К примеру, использование облачной инфраструктуры позволяет быстро начать проекты, использовать “старое” ПО на текущей собственной инфраструктуре, а новое запускать параллельно в облаке провайдера. Это может быть временной схемой, которая сильно сократит капитальные затраты компании на физическую инфраструктуру, а может стать и постоянной схемой, когда строится гибридная катастрофоустойчивая инфраструктура на собственной площадке и площадке провайдера».
Кроме того, как отмечает руководитель Rusonyx, компании активно используют разработку на LowCode / NoCode (методы проектирования и разработки приложений с помощью интуитивно понятных инструментов, снижающие потребность в глубоком понимании программирования), что помогает им запускать аналоги прикладных систем буквально за три-шесть месяцев вместо двух-трех лет.