Запуск стейблкоина USDT в блокчейн-сети TON сильно укрепит ее позиции, а заодно и позиции связанной с ней соцсети Telegram. Но анонимность тут будет весьма призрачной, а риск санкций никуда не денется
Toncoin опустился до 5,9 доллара за монету, хотя еще в прошлую пятницу он стоил более семи долларов. Выступление в Дубае основателя Telegram и блокчейн-сети TON (Telegram Open Network) Павла Дурова стало триггером политики «покупай на слухах, продавай на новостях».
Скачущими курсами крипты рынок и его участников не удивишь, однако новости насчет сети TON будут иметь долгосрочные последствия. Дело не только в планах Дурова: эмитент самого популярного стейблкоина USDT (Tether; напомним, стейблкоин — это криптовалюта, привязанная к конкретному активу, в данном случае к доллару) в ходе выступления на конференции Token2049 официально объявил о поддержке сети TON, интегрированной в мессенджер Telegram. Как объясняет директор Arthur Consulting Севиль Баер, хотя это не первое «касание» между USDT и TON, тем не менее эта коллаборация имеет важное значение для популяризации криптовалют, продолжения роста сетей-партнеров USDT, большего удобства для пользователей и, конечно, для рывка сети TON. «В кошельке Telegram, доступном 900 миллионам пользователей, можно было совершать операции с BTC, TON и USDT, но при переводе USDT пользователь платил комиссию используемым сетям. Теперь, благодаря интеграции и поддержке эмитента, комиссии за такие операции в сети взиматься не будут», ― подчеркнула эксперт.
Чтобы понять, что означает эта новость для сети TON, надо обратиться к ее не слишком удачному прошлому.
TON появился в 2017 году, когда Павел Дуров объявил о планах создания блокчейн-платформы. Под это началось привлечение денег, и за месяц через первичное размещение токенов (ICO ― помните еще такую аббревиатуру?) было привлечено 1,7 млрд долларов для ее развития. Это было одно из ключевых и крупнейших ICO. По замыслу авторов, TON должна была стать частью экосистемы, что позволило бы пользователям совершать транзакции с Gram — криптовалютой в этой сети. Транзакции должны были идти гораздо быстрее, чем в имеющихся на тот момент блокчейн-сетях (речь шла о миллионах транзакций в секунду). В сентябре 2019 года Telegram объявил, что TON готов к запуску, но инициатива была на корню зарублена Комиссией по ценным бумагам США (SEC). Ведомство посчитало, что Gram можно отнести к ценным бумагам, с соответствующим регулированием.
В марте 2020 года вступил в силу инициированный SEC судебный запрет на выпуск Gram, что поставило на планах Павла Дурова крест: проект закрыли. Но он был подхвачен разработчиками и криптоэнтузиастами под рабочим названием NewTON project. Позднее, в 2021 году, название было сменено на TON Foundation. Дуров сотрудничает с ним, но формально не владеет.
В сети TON ходят тонкоины — это криптовалюта. Кошелек для тонкоинов — это часть аккаунта в Telegram. Так блокчейн-платформа со своей криптой напрямую пересекается с соцсетью.
В ноябре 2021 года TON включили в листинг двух крупнейших криптовалютных бирж ― OKX и FTX, что во многом и принесло TON сегодняшнюю популярность и двинуло монету на девятое место среди криптовалют по капитализации (популярности). Теперь, с началом хождения в сети TON стейблкоинов, привязанных к доллару, эта популярность должна вырасти еще больше.
Напомним, что Tether с большим отрывом лидирует среди прочих стейблкоинов и по капитализации (110 млрд долларов, по данным Coinmarketcap), и по объему торгов (почти 60 млрд долларов в сутки). Капитализация Toncoin составляет всего 18 млрд долларов, а суточный оборот — 227 млн долларов.
В плюсе от совместного проекта окажутся обе валюты.
Впрочем, есть и риски. Главный в том, что USDT все-таки привязан к американскому доллару, а это в последнее время само по себе является проблемой.
Говоря о рисках, необходимо их разделять, говорит Севиль Баер. Первая группа ― технологические риски, связанные с возможной заморозкой кошельков, кибербезопасностью, утратой доступа к кошельку и т. д. Вторая группа ― рыночные риски: резкие скачки стоимости криптовалют, блокировки регуляторов, санкции и прочее.
«Tether совсем недавно анонсировали заморозку адресов, связанных с USDT и уклонением Венесуэлы от санкций, что лишний раз демонстрирует возможности эмитента в случае, если он решит ограничить доступ к своей криптовалюте», ― напоминает эксперт. Севиль Баер также отмечает, что в случае ввода Tether запретительных мер может сохраниться возможность конвертировать USDT в доступный BTC или собственный токен сети TON.
Что касается технологических рисков, то надо помнить: криптокошелек TON привязан к аккаунту Telegram, а значит, утеря доступа к аккаунту означает и утерю доступа к кошельку.
А еще в сети TON весьма условная анонимность: кошелек привязан к аккаунту в Telegram, а тот, в свою очередь, к телефонному номеру. Впрочем, и USDT не предполагает особой анонимности. Похоже, изначальная идея полной секретности криптовалют уходит в прошлое.
Как отмечает начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-Траст», кандидат экономических наук Олег Абелев, идея блокчейн-платформы TON не в анонимности, а именно в децентрализованности. «Любой пользователь, переписываясь в своем телеграме, располагает всей информацией прежде всего у себя на устройстве, а не на централизованном сервере. По такому же принципу будет действовать проект TON», ― объясняет Абелев.
Ранее основатель Facebook (запрещен в России) Марк Цукерберг столкнулся с запретами, пытаясь внедрить собственную крипту Libra. Он открыто коммуницировал с регулятором, а также был готов делиться информацией, но не помогло и это. Пока не начала меняться точка зрения «в верхах»: регуляторы западных стран готовы согласиться с существованием крипты, если она будет под контролем (см. «Биткоин: некуда деваться», «Монокль» № 14 за 2024 год). И возможно, именно поэтому у Дурова на второй раз получилось: он дождался смены вектора.