Рынок цифровых финансовых активов взорвался: скорость и дешевизна новых инструментов привлекает бизнес
Кумулятивный объем рынка цифровых финансовых активов (ЦФА) превысил 96 млрд рублей (против порядка 60 млрд на конец прошлого года, рост в полтора раза за неполные шесть месяцев), и, похоже, это лишь начало мощного движения вверх. По некоторым оптимистичным оценкам, в ближайшие три года объем этого рынка достигнет 0,5 трлн рублей и на этом не остановится.
И если еще год назад такие цифры казались фантастикой, то сейчас очевидно: эти прогнозы вполне реальны, более того, они могут оказаться даже осторожными.
Напомним, закон о цифровых активах 259-ФЗ был подписан летом 2020 года, а полностью его положения вступили в силу с июня 2021-го. Новый инструмент начали аккуратно пробовать, и он определено понравился бизнесу.
ЦФА — это цифровые права. Они могут представлять собой денежные требования (аналог облигаций, депозитов и займов), возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам (аналог акций), права участия в капитале непубличного акционерного общества (аналог доли в бизнесе), право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА. Бывают цифровые права, включающие одновременно ЦФА и право требовать передачи вещи или вещей, результатов интеллектуальной деятельности, работ или услуг ― так называемые гибридные цифровые права.
Таким образом, «завернуть» в ЦФА можно практически все: от юаней, золота и акций «Газпрома» до обязательств построить объект в России или за рубежом. Традиционные финансовые инструменты в виде облигаций, акций и фьючерсов все же дают меньше возможностей.
В принципе, в современном мире акции и облигации имеют бездокументарную форму, то есть они суть те же цифровые права. И ЦФА, и традиционные ценные бумаги являются имуществом. Разница лишь в том, что ЦФА создаются на базе распределенных реестров, то есть в блокчейн-инфраструктуре, как и криптовалюта. Это позволяет автоматизировать исполнение сделок за счет применения смарт-контрактов.
Традиционная акция или облигация учитывается в системе депозитария (в нашем случае НРД Мосбиржи), а ЦФА учитываются внутри инфраструктуры выпустившей ее площадки ― оператора информационных систем (ОИС), о чем далее.
«Хотя ЦФА остаются новым явлением, за последние десять или пятнадцать лет сложно вспомнить какой-либо финансовый инструмент, показавший схожие темпы роста», ― отмечается в аналитическом отчете рейтингового агентства АКРА, выпущенном в феврале текущего года.
Согласно этому документу, совокупное количество выпусков ЦФА по итогам прошлого года перевалило за 350, четверть из них были сверхкороткими: срок обращения не превышал трех месяцев. Аналитики АКРА связывают это с тем, что пока компании находятся в поиске наиболее рационального применения ЦФА либо тестируют процессы выпуска и обслуживания, а также изучают базу инвесторов.
Процедура выпуска ЦФА разительно отличается от процедуры по традиционным ценным бумагам: выпустить их можно кратно быстрее — от одного дня при выборе стандартного решения до нескольких недель, если речь идет о специфическом ЦФА
«Пока в анализируемом сегменте преобладают простейшие выпуски ЦФА, которые удостоверяют прямые платежные требования к эмитентам и по своим параметрам аналогичны облигациям. Единичные ЦФА, выпущенные в 2023 году, имели более сложную структуру», ― пишут в АКРА.
И вот сейчас мы подошли к моменту, когда «тестирование» ЦФА становится массовым.
В середине мая состоялось знаковое событие: крупнейший интернет ретейлер Wildberries разместил выпуск ЦФА на инфраструктуре Московской биржи объемом 3 млрд рублей. Инструмент представляет собой денежные требования со сроком обращения 60 дней и процентной ставкой на 1 п. п. больше ключевой (то есть 17% на момент выпуска). По сути, компания выпустила очень короткие облигации. Как пояснили «Моноклю» в пресс-службе ретейлера, основной целью было протестировать новый высокотехнологичный инструмент привлечения инвестиций. Видимо, тест пройден: останавливаться на одном выпуске в компании не собираются.
«Для Wildberries как для цифровой платформы использование такого продукта, как ЦФА, логично. Учитывая наши планы развития на текущий год, планируем и в дальнейшем продолжить работу с ЦФА»,― сказали в пресс-службе маркетплейса. Напомним, в планах Wildberries — построить 2,5 млн кв. м складов за этот год.
Активно используют цифровые финансовые активы и другие крупные компании, в том числе государственные: с 20 по 22 мая прошел сбор заявок еще на один выпуск ЦФА, эмитентом которых выступил «Ростелеком». Объем выпуска составил 1 млрд рублей, размещение прошло на платформе цифровых активов Сбера. Клиенты банка проявили повышенный интерес, что позволило собрать заявки раньше ожидаемого. Погашаться выпуск будет в конце августа текущего года (то есть его срок — три месяца), его доходность — 16,6% годовых.
Цифровым аналогом облигаций эмитенты не ограничиваются. Несколько ранее на платформе «Мастерчейн» появились ЦФА от агентства недвижимости «Сфера Эстейт», обеспеченные складскими свидетельствами. Такое свидетельство ― документ, подтверждающий право его владельца на получение золота в установленном объеме. Причем получить его можно не только в России. А в конце прошлого года Atomyze впервые на российском рынке выпустил гибридные цифровые права на золото. Эмитентом являлся Росбанк, после погашения можно было получить как деньги, так и слитки. Аналогичные ЦФА эмитировал и Альфа-банк на своей платформе для ЦФА «А-токен».
В данном случае это аналог не облигаций, а утилитарных цифровых прав (УЦП). Такие права — это фактически электронный сертификат, дающий права на услуги или товары в будущем.
Выпусками ЦФА недавно также отметилась сеть магазинов техники Apple Re:Store, выпустившая на платформе «А-токен» денежных требований на 700 млн рублей на семь с половиной месяцев с доходностью 17,75% годовых. Оператор АЗС «Евротранс», у которого в обращении на Мосбирже есть и акции, и облигации, решил через ЦФА занять миллиард на год под 17,5%. Только что занял денег через «А-токен» производитель морепродуктов «Балтийский берег» ― на полгода под 19%. (Подробнее см. таблицу.)
Сейчас рынок ценных бумаг сосредоточен на Мосбирже, но единого вторичного рынка ЦФА не существует.
Для того чтобы выпускать ЦФА и торговать ими, требуется оператор информационной системы (ОИС). ОИС может быть только российское юрлицо, внесенное в реестр ЦБ. На момент подготовки этого материала в реестре значилось 11 структур, включая СПБ биржу, НРД и крупные банки, в том числе Сбер и Альфа-банк.
Еще один субъект рынка ЦФА — оператор обмена таких активов, который обеспечивает заключение сделок с ними и находится в отдельном реестре. Еще недавно там фигурировала только Мосбиржа, но в марте к ней добавилась СПБ биржа.
Как это все работает? Каждая платформа (ОИС) выпускает свои ЦФА сама, сама предлагает их инвесторам и обеспечивает вторичный оборот.
Еще осенью прошлого года директор департамента финансовой политики Минфина РФ Иван Чебесков отмечал главную проблему нового сегмента: «Сейчас ЦФА — это разрозненный продукт, у нас порядка десяти зарегистрированных платформ. Понятно, что этот рынок будет очень сильно меняться, и, скорее всего, это количество должно сократиться или прийти к тому, что будет некий единый агрегатор платформ, который в идеале имел бы доступ к децентрализованным финансам и криптоактивам, для того чтобы эти активы могли использоваться для инвестиций в ЦФА», ― заявил он тогда.
На данный момент о каком-либо единстве и связях речи не идет. Каждый оператор информационной системы является самостоятельной платформой с собственными технологическими решениями и уникальным распределенным реестром. Разные блокчейны между собой несовместимы. В связи с этим ЦФА, выпущенные одним ОИС, не поддерживаются другими операторами. По закону вторичный оборот ЦФА может выполняться при помощи операторов обмена, это возможно, но сколько-нибудь широкой практики просто нет.
Какие-то шаги пытается предпринять в этом направлении Московская биржа (она как раз является оператором обмена). Однако для того, чтобы все это начало функционировать, потребуется выработать единые стандарты оценки инструментов и подготовить инфраструктуру, а на это уйдет немало времени. Пока же раздробленность рынка проявляется буквально во всем. Если пользователь, уже знакомый с традиционным рынком, но не работающий плотно с ЦФА, захочет посмотреть на состояние выпусков этих «электронных бумаг», единого их реестра он не найдет. И если на сайте, скажем, Сбера нужную информацию найти несложно и она будет достаточно подробной, то у Atomyze все более лаконично и лежит в разделе раскрытия информации. В случае с Альфа-банком нужной информации на сайте можно просто не найти ― но она есть в соответствующем приложении. Сторонние агрегирующие сервисы тоже находятся в зачаточной стадии.
Возможно, банки и биржи еще не до конца это осознали, но, будучи ОИС и давая возможность выпускать ЦФА на своей платформе, они рискуют своей репутацией, если эмитент внезапно допустит дефолт
Как это бывает, к минусам свежего рынка прилагается немало плюсов, и неподдельный интерес эмитентов к выпускам ЦФА это подтверждает.
В Atomyze уверяют, что главная проблема традиционного фондового рынка в его застарелости и косности. Например, в случае с облигациями выпуск требует от эмитента длительной подготовки, включая составление объемной документации (проспекта эмиссии), согласование условий сделки со всеми участниками ― андеррайтерами, якорными инвесторами и т. д. Этот процесс может занимать от нескольких месяцев до года. А из-за сложности процедур и человеческого фактора нередко случаются ошибки.
Оформление и подготовка облигационного выпуска ― процедура еще и дорогая, речь идет о десятках миллионов рублей (общая сумма затрат для выпуска биржевых облигаций объемом до 1 млрд рублей — 11‒23 млн рублей, это явно не история для МСБ). В условиях, когда ставки запредельные и каждая копейка у бизнеса на счету, это логичным образом тормозит развитие рынка корпоративных облигаций: последние два года он не превышает 6% ВВП, а в лучшие годы едва доходил до 8%.
«Де-факто классический фондовый рынок остается элитарным, выход на него под силу лишь крупному бизнесу. У бирж есть требования к капитализации эмитента (не менее 100 млн рублей) и среднегодовому росту выручки (не менее 20%), уровню корпоративного управления. В совокупности со сложной эмиссией это фактически закрывает доступ для большинства компаний среднего и малого бизнеса», ― подчеркивают в Atomyze.
Разительное отличие представляют собой ЦФА: выпустить их можно кратно быстрее — от одного дня после онбординга (включения в систему) при выборе стандартного решения до нескольких недель, если речь идет о кастомизированном (сильно отличающемся от стандартного по условиям) долговом ЦФА.
На Мосбирже «Моноклю» рассказали, что оформить выпуск ЦФА у них на площадке можно за час, а стоимость выпуска зависит от срока и объема и в среднем составляет десятые доли процента выпуска.
Технологии же позволяют частично автоматизировать управление рисками и снизить необходимость ручного контроля: те же выплаты купонов могут производиться автоматически благодаря сути смарт-контракта.
И, как любое новшество, рынок ЦФА пока не столь сильно зарегулирован. С одной стороны, это означает что он еще не раз и не два изменится в процессе своего становления, с другой ― меньше сложностей.
Для инвестора тут тоже все выглядит интересно — как новые инструменты, так и старые в новой обертке. При этом все технологично и автоматизировано, что снижает комиссии ― речь идет о десятитысячных долях процента от сделки по покупке или продаже ЦФА. Для сравнения: брокеру и бирже за покупку облигаций придется отдать до 0,3%.
«Переход ЦФА фиксируется в виде записи в информационной системе на основе распределенного реестра. Внести изменения в сделанную запись невозможно. Это исключает мошенничество, гарантирует прозрачность, безопасность сделок и мгновенные расчеты. Расчеты по сделкам с ЦФА проходят моментально по безопасной модели DVP (поставка против платежа). А каждый участник платформы до принятия на обслуживание проходит идентификацию в рамках 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов»«, ― подчеркивают в Atomyze.
Как водится, интересные возможности дополняются не менее широким перечнем рисков.
В частности, риски, связанные с цифровыми финансовыми активами и иными цифровыми правами, не подлежат страхованию в соответствии с 177-ФЗ «О страховании вкладов». Таким образом, вклад в банке застрахован в АСВ, а ЦФА, по свойствам, аналогичный вкладу, где эмитентом и оператором будет являться тот же самый банк, — нет.
Многие риски вроде риска ликвидности, регуляторного, валютного и т. д. перекочевали к ЦФА от их «биржевых предков». Текущая раздробленность некоторые из них только усугубляет.
Высокие пороги входа, которые тормозят выпуск корпоративных облигаций, одновременно являются фильтром, отсеивающим мутные истории. В случае с ЦФА такого фильтра попросту нет. Возможно, банки и биржи еще не до конца это осознали, но, будучи ОИС и давая возможность выпускать ЦФА на своей платформе, они рискуют своей репутацией, если эмитент внезапно допустит дефолт. По закону ОИС ни при чем, но, обжегшись на дефолте, клиент неминуемо будет винить во всем именно своего оператора, который предложил купить эти злосчастные ЦФА.
Та же история с рейтингованием. Для традиционных биржевых инструментов есть множество методик оценки риска, каждый эмитент находится под прицелом не одного рейтингового агентства, а почти на каждую акцию из первого эшелона или облигационный выпуск найдется ворох аналитики. У ЦФА этого всего пока не сформировалось, и инвестору придется опираться на разрозненную информацию. Неудивительно, что большая часть выпускаемых ЦФА пока рассчитаны на квалифицированных участников рынка.
Что интересно, в сложившийся ситуации с фрагментарностью и многочисленными рисками рынок может пойти не к централизации, как многие ожидают, а куда более извилистым путем. Ведь что мешает тем же Wildberries или Ozon самим стать ОИС и торговать ЦФА по своим правилам и на своей площадке?