В новых условиях надо искать точки соприкосновения в области культуры, понимая ее в самом широком смысле слова. Взять тот же БРИКС+, куда входят десять государств, еще около 20 — в очереди, и эта очередь растет. Мы же очень плохо знаем друг друга. Я всегда привожу в пример образование. Конечно, у нас преимущественно европейская культура. Но в свете того, что будет создаваться иная конфигурация устройства мира, нам надо расширить культурный спектр образования, не отказываясь при этом от европейской культуры.
Другой аспект многополярности: существует мощнейшая система неправительственных организаций, в первую очередь финансируемая США, которые составляют различные рейтинги, индексы, индикаторы, якобы политические объективные рейтинги. Эти институции выстраивают все страны по ранжиру — естественно, по своим критериям. На последних местах по западным критериям политических свобод, политического развития оказываются такие страны, как Китай и Вьетнам.
Притяжение большого числа стран к БРИКС+ косвенно доказывает, что новое ядро универсализма ищется, причем параллельно с работой в рамках уже имеющихся структур
Но если мы посмотрим на экономическое развитие, то ВВП Китая вырос за последние 30 лет более чем в 20 раз. Это означает, что сотни миллионов людей изменили свою жизнь. У них появились перспективы, они повысили свой доход. Миллионы людей получили образование в ведущих университетах мира, стали инженерами, учеными. Страна открыта для туризма. Да, политическая система Китая не такая, как на Западе. Но в ее рамках сотни миллионов людей принципиально изменили свою жизнь точно в лучшую сторону.
Возможно, речь идет о некоем новом универсализме, потому что долгое время мир жил в рамках западного универсализма. Было принято считать, что западные жизнь и политическая система универсальны. Теперь кажется, что новый универсализм будет гораздо более широким.
При этом базовая идея прав человека вовсе не выродилась, как могло бы показаться. Большая часть прав и свобод присутствует во всех странах: нигде нельзя сажать человека без суда и следствия, пытки запрещены, человек имеет право на труд, на образование.
Другое дело, что часть политических прав и свобод, которые были развиты на Западе, в некоторых странах не принимаются, поскольку там другая культура. Но и у Запада проблемы: та партийная система, которая считалась передовой несколько десятилетий после Второй мировой войны, уже не работает. Поэтому навязывать сейчас западную политическую систему невозможно. Кроме того, у каждой страны, у каждой цивилизации свой исторический путь, свой набор ценностей. И, по большому счету, базово эти ценности не сильно отличаются, особенно если думать о ценностях высших, если хотите, об Абсолюте. Притяжение большого числа стран к БРИКС+ косвенно доказывает, что новое ядро универсализма ищется, причем параллельно с работой в рамках уже имеющихся структур.