Четыре всадника инфляции

Несмотря на беспрецедентно высокую ставку ЦБ, инфляция в следующем году может так и не замедлиться. Против будут играть рост тарифов и перекладывание налогового бремени на потребителей

Читать на monocle.ru

Аналитики ожидают, что на ближайшем, декабрьском заседании Банк России «порадует» нас новой ставкой в 22% (а ряд экспертов не исключают и более жестких действий ЦБ). Как сообщил в минувшую среду Росстат, инфляция в РФ с 12 по 18 ноября составила 0,37% после 0,30% с 6 по 11 ноября (из-за праздника расчет сделан за шесть дней) и 0,19% — с 29 октября по 5 ноября (из-за праздника расчет за восемь дней). В годовом выражении инфляция ускорилась до 8,6%, вернувшись к темпам сентября.

Поможет ли очередное повышение ставки сдержать этот рост? Вопрос дискуссионный, особенно если вспомнить, что даже в самом ведомстве признают: немалая часть нашей экономики стала нечувствительной к рычагу ключевой ставки.

«Очередной отчет Росстата по недельной инфляции (+0,37% неделя к неделе за период 12–18 ноября) обескуражил, — говорится в обзоре Росбанка. — Не остается сомнений в том, что дополнительное повышение ключевой ставки 20 декабря хоть и является необходимым, но все же в моменте выглядит недостаточным инструментом. Вероятно, требуются более системные меры на стороне правительства и профильных министерств. Как видим из компонент недельной инфляции, только средний вклад плодоовощной продукции за четыре недели достиг 0,28 процентного пункта в неделю, однако он резонирует с более длительным циклом роста цен на основные продукты питания (средний вклад за четыре недели — 0,14 процентного пункта в неделю). Подобная композиция создает риски для последующего ускорения инфляционных ожиданий из-за их представительства в опросах населения. Остальные компоненты (топливо, авиаперелеты и т. п.) сохраняют несинхронный, но положительный вклад в динамику цен».

«При такой динамике цен по итогам ноября инфляция составит 1,2–1,5 процента месяц к месяцу, и, по всей видимости, по итогам года показатель инфляции превысит 9,0-процентный уровень. В таких условиях повышение ключевой ставки до 23 процентов в декабре уже не подлежит сомнению, и существенно растет вероятность, что ЦБ РФ может пойти и на более жесткий шаг», — нагнетают аналитики Альфа-банка.

Впрочем, не очень ясно, как правительство может обуздать рост цен: ряд решений уже принят, и эти решения скорее проинфляционны. Речь идет о тарифах на железнодорожные перевозки и ЖКХ, утильсборе, налоговой реформе. Все эти «всадники инфляционного апокалипсиса» внесут весомый вклад в ИПЦ в будущем году.

Уже не так просто

Одним из источников повышенного инфляционного давления станут поправки в налоговое законодательство, вступающие в силу с нового года. Наиболее серьезные изменения коснулись НДФЛ, который теперь станет прогрессивным, а общая ставка налога на прибыль увеличится с 20 до 25%. Серьезные изменения ожидают и бизнес на УСН.

«Для бизнеса, который использует “упрощенку”, вводится обязанность платить НДС при выручке свыше 60 миллионов рублей. Именно эти компании генерируют почти половину суммарной выручки в УСН. В основном это розничная и оптовая торговля, ресторанный бизнес, аренда недвижимости. Тем самым Минфин рассчитывает выровнять условия конкуренции и лишить дробление бизнеса экономического смысла», — комментирует налоговое обновление председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин.

Что в итоге получит Минфин? Как подсказывает Павел Гагарин, изменения в УСН с 2025 года принесут бюджету порядка 340 млрд рублей — около 13% от доходов, которые даст налоговая реформа.

Что с этим будут делать компании? Одни традиционно уйдут в серую зону, другие начнут дробиться, несмотря на риски, а третьи станут играть по новым правилам. Последней категории придется считать, какой вариант выгоднее: оставаться на «упрощенке» и платить НДС либо выбирать пониженные ставки без возможности вычета (5% — для компаний с оборотом 60–250 млн рублей, 7% — с оборотом 250–450 млн). Можно также работать на общих ставках НДС с применением налоговых вычетов или вообще перейти на ОСНО с уплатой НДФЛ или налога на прибыль. Так или иначе, любой из этих вариантов подразумевает, что налоговое бремя бизнес постарается хотя бы частично переложить на потребителей, а значит, цены вырастут. Насколько — пока не ясно.

«В случае с изменением налогов ситуация неоднозначная: мы считаем, что напрямую в инфляцию может быть переложено лишь введение НДС на УСН, однако его ставки будут зависеть от годового дохода бизнеса, применяющего УСН, а также от типа продукции, поэтому дать достоверную количественную оценку в данном случае чрезвычайно сложно», — объясняет картину ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов. По его словам, прочие налоговые нововведения 2025 года прямого влияния на инфляцию не окажут. Тем не менее рост инфляционных ожиданий населения может увеличить динамику потребительского спроса, и уже это позволит компаниям активнее повышать цены, видя высокие объемы продаж. Есть и другой вариант: если станет преобладать сберегательное поведение (что тоже вполне вероятно при текущих ставках по депозитам), то рост налоговой нагрузки будет в большей степени оплачен за счет снижения маржинальности бизнеса, резко взлетевшей в последние два года.

«Овес нынче дорог»

Если с налогами для бизнеса подсчет эффектов инфляционного давления несколько затруднен, то определить, как повлияет на ситуацию подорожавшая логистика, намного проще.

По данным Росстата, грузооборот автотранспорта за первые шесть месяцев текущего года составил 186,4 млрд тонно-километров, а итоговый результат 2024 года, по прогнозам, окажется на 10% выше, чем годом ранее. Это один из наиболее быстро развивающихся видов логистики. Здесь драйверами спроса выступают как классическая торговля, так и e-commerce, которая в последние годы демонстрирует прямо-таки взрывной рост. Где-то рядом находится продуктовый ретейл, для которого альтернатив-то и нет.

Проблема, как обычно, в ценах. Техника в большинстве случаев берется в лизинг, однако уже в третьем квартале 2024-го годовые ставки по некоторым лизинговым контрактам превысили 27–29%, фактически став заградительными: мало кто хочет, а главное, способен в рамках пятилетнего контракта заплатить за грузовик две цены — особенно учитывая, что техника после 2022 года заметно подорожала (подробнее см. статью «Фуры с трудом берут разгон», «Монокль» № 46 за 2024 год).

Однако на этом трудности логистических компаний не заканчиваются. В следующем году государство решило в очередной раз отрегулировать отрасль. Представители налоговой заявляют, что бюджет из-за серых схем перевозок ежегодно недополучает порядка 450 млрд рублей и это надо прекратить. Напомним, что Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП), она же «ГосЛог», полноценно заработает к 2028 году, но ее функционал будет вводиться поэтапно. В теории она должна упрощать задачу логистам, однако ряд экспертов и многие участники рынка считают ее излишней и дублирующей уже работающие решения.

Третья проблема заключается в том, что логистический автопарк хоть и большой (более 3,7 млн грузовиков), однако откровенно старый: 70% машин старше 10 лет. Соответственно возникает необходимость его пополнения более свежими фурами. И тут мы возвращаемся к утилизационному сбору.

Небольшая справка: утилизационный сбор был введен в 2012 году. Его оплачивают как импортеры, которые ввозят автомобили из-за границы, так и производители, чьи заводы находятся на территории страны. С 1 октября 2024 года этот сбор был проиндексирован на 70–85% и в дальнейшем будет расти до 2030 года примерно на 10‒20% в год.  

Тарифы стали расти явно опережающими официальную инфляцию темпами

Чтобы понимать, о каких суммах идет речь, напомним, что во внесенном ранее в Госдуму проекте трехлетнего бюджета РФ прогнозировалось, что в 2025–2027 годах в казну поступит в общей сложности 7,2 трлн рублей от утильсбора на транспорт, из них чуть более 2 трлн — в 2025-м.

Среди всех вариантов налогового бремени на отрасль утильсбор самый сомнительный, а отношение конечных потребителей к нему однозначно негативное. Вводимый для того, чтобы уменьшить количество некондиционных авто и для стимулирования иностранных корпораций локализовать свое производство в России, он стал просто еще одним квазиналогом: до утилизации большинство машин не доживает, заканчивая свой путь в пунктах разбора б/у запчастей. Плюсов, кроме пополнения бюджета, нет, а минусы есть — об этом говорила даже глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, учитывая большую долю (4,6%) легковых автомобилей в потребительских расходах, новый налог окажет заметное влияние на инфляцию.

Здесь стоит уточнить еще один момент: утильсбор платится и с грузовиков. «Утилизационный сбор может добавить от 0,7 до 1,4 процентного пункта в итоговый рост цен», — прикидывает порядок цифр Игорь Сафонов. Вкупе с задранными ставками по лизингу это поставит владельцев логистических компаний перед простым выбором: либо закрывать бизнес, либо включать новые расходы в стоимость перевозки.

Железные дороги по цене золотых

Железнодорожные перевозки вскоре в очередной раз подорожают, причем повышение будет «предновогодним» — с 1 декабря текущего года, а не в начале следующего, как обычно бывало. Здесь даже можно опустить увеличение тарифов на пассажирские перевозки, хотя это достаточно значимый фактор. Гораздо интереснее, что в 2025 году стоимость грузоперевозок вырастет на 13,8%, а порожний пробег станет дороже на 10% (изменения коснутся полувагонов, платформ и крытых вагонов).

Соответствующие правки ФАС внесла в свой приказ № 1226/15 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО “Российские железные дороги”».

У РЖД есть инвестпрограмма на 2025 год в минимальном объеме 1,1 трлн рублей (желаемой в РЖД видят цифру в 1,8 трлн). Традиционно инвестпрограмма финансируется в том числе за счет доходов, что влечет за собой индексацию тарифов. Ранее такая индексация проходила в формате «инфляция минус 0,1%» — точнее, за точку отсчета брался среднеарифметический индекс потребительских цен (ИПЦ) за четыре года. Теперь же железнодорожникам удалось обосновать переход на некий композитный индекс, характеризующий промышленную инфляцию.

Скачок стоимости перевозок, разумеется, тоже не может не повлиять на цены.

«Прямой эффект от индексации тарифов РЖД из-за их относительно небольшого веса в потребительской корзине довольно мал: 0,03–0,04 процентного пункта», — считает Игорь Сафонов. На первый взгляд цифры действительно небольшие. Однако это только то, что видно сразу. Напомним, что в 2023 году по транспортной сети РЖД было перевезено 1,4 млрд тонн товаров. Объем внутренних перевозок за тот же период составил 818,2 млн тонн. Рост тарифов для грузоотправителей также будет переложен на конечных потребителей. Проблему, в теории, мог бы решить уход с железнодорожной логистики на автодорожную, но, как было сказано выше, ситуация с ценами там не лучше. К тому же такое возможно не для всех категорий товаров. Труднее всего придется угольщикам и тем, кто перевозит по железным дорогам стройматериалы. Последние, кстати, и так дорожают с начала года (по данным Росстата, в целом по РФ только за первое полугодие цены на стройматериалы повысились на 25%, а по ряду позиций более чем на 50%, в том числе из-за дорогой логистики, которая теперь станет еще дороже).

Тепло и свет: придется раскошелиться

Тарифы на ЖКХ тоже усложнят ЦБ борьбу с инфляцией.

«С целью обеспечения надежности поставок природного газа всем категориям потребителей, а также продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с Единой системой газоснабжения индексация в 2025 году оптовых цен на газ для всех категорий потребителей будет проведена на уровне 10,3 процента», — значится в прогнозе социально-экономического развития РФ, который вносился на рассмотрение вместе с законом «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026–2027 годов» (уже принятым).

Но это еще не все. Оптовые цены только для организаций электроэнергетики и предприятий ЖКХ будут повышены на 11% — «для обеспечения равномерности распределения налоговой нагрузки».

В том же документе прогнозируется, что рост конечной цены на электрическую энергию для населения в 2025 году составит 12,6% (к уровню 1 сентября 2024 года). При этом тарифы на передачу электрической энергии по ЕНЭС повысятся на 11,5%.

В теории, конечно, из всего сказанного граждан касается только индекс изменения платы за коммунальные услуги. Этот индекс прогнозируется в 2025 году на уровне 11,9%. На деле инфраструктурные и транспортные затраты бизнеса будут также «зашиты» в конечные цены.

«В регуляторике и контрольно-надзорной деятельности ФАС России придерживается системы тарифообразования по принципу “инфляция минус”, которая позволяет не допускать индексации платежа граждан больше, чем на величину инфляции», — заявлял ранее заместитель руководителя ФАС РФ Виталий Королев. Однако сейчас мы наблюдаем явную смену знака с минуса на плюс, потому как тарифы стали расти явно опережающими официальную инфляцию темпами.

По словам зампреда ЦБ Алексея Заботкина, тарифы «внезапно» оказались несколько выше заложенных в июльском прогнозе ЦБ.

Что в итоге? «Вклад коммунальных услуг в инфляцию 2025 года, по нашим оценкам, составит 0,7 процентного пункта», — уверен Игорь Сафонов. Впрочем, есть и более пессимистичные оценки. Некоторые аналитики полагают, что ЖКХ увеличит инфляцию на целый процентный пункт из-за большого веса в ИПЦ.