Импортным станкам: мест нет!

Денис Мантуров считает необходимым запретить покупку иностранных станков, если в России выпускают аналоги
Читать на monocle.ru

Первый вице-премьер Денис Мантуров считает, что российским предприятиям нужно запретить покупку импортного оборудования, если имеется аналогичное отечественное.

На прошлой неделе Мантуров провел совещание по развитию станкоинструментальной промышленности на площадке Южного завода тяжелого станкостроения (ЮЗТС, г. Краснодар). Обращаясь к своему преемнику на посту министра промышленности и торговли Антону Алиханову, он отметил: «Пока, к сожалению, много случаев приобретения импорта при наличии на рынке своих аналогов» и предложил «нормативно запретить приобретать иностранное оборудование при наличии российского».

Посыл понятен: создать условия для сбыта продукции российским станкостроителям, судьба которых в новейшей истории России сложилась незавидно. Тот же ЮЗТС образован на мощностях Краснодарского станкостроительного завода им. Г. М. Седина, одного из крупнейших предприятий отрасли в СССР. Ведущий свою историю с 1911 года, завод был признан банкротом в 2016-м, а его активы проданы инвестору, который, не без поддержки руководства региона и Минпромторга России, восстановил производство и развивает его. С 2018 года предприятию были предоставлены субсидии на общую сумму более 1,1 млрд рублей. Учитывая, что выручка ЮЗТС за тот же период составила порядка 5 млрд, сумма значительная. Оказывать поддержку станкостроителям правительство планирует и в дальнейшем. «Главной опорой дальнейшего развития отрасли становится новый национальный проект, который уже реализуется. Его приоритеты вам хорошо известны. В текущем году предусмотрено бюджетное финансирование на 52 миллиарда рублей», — рассказал Денис Мантуров.

Вице-премьер имеет в виду национальный проект «Средства производства и автоматизации». Частью его должен стать федеральный проект «Развитие станкоинструментальной промышленности». Последний предполагалось подготовить еще весной 2023 года, но его разработка затянулась, а затем было принято решение включить его в национальный проект. Впрочем, и паспорт нацпроекта «Средства производства и автоматизации» пока не опубликован и, судя по всему, не утвержден. В него также входят федеральные проекты развития промышленной робототехники, литейного производства и термического оборудования, а кроме того, проект подготовки кадров для производства средств производства и автоматизации. Все эти документы должны способствовать увеличению выпуска в стране средств производства.

Антон Алиханов, в свою очередь, рассказал о планируемых мерах поддержки станкостроителей: «Сейчас совместно с Фондом содействия инновациям готовим третью программу с грантами до 50 миллионов рублей для содействия коммерциализации результатов НИОКР. Также в этом году с Корпорацией МСП хотим запустить механизм льготного кредитования малых и средних производителей станкоинструмента. В части нефинансовых мер поддержки Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда будет консультировать компании по повышению эффективности производства. На сегодня уже проработан перечень из 25 компаний, которые первыми примут участие в этом мероприятии».

Надо сказать, что российское правительство ограничивает покупку станков иностранного производства с 2011 года. Тогда было принято соответствующее постановление, которое несколько раз обновляли и дополняли. Но суть оставалась прежней: предприятиям с государственным участием и бюджетным финансированием запрещено приобретать иностранные станки и оборудование при наличии российских аналогов. Впрочем, как сетовали сами станкостроители, этот запрет компании довольно легко обходили. Один из распространенных способов: технические задания составлялись так, что под них подходили по своим характеристикам только импортные станки, сроки изготовления выставлялись неподъемные для российских производителей и т. д.

Но если раньше ограничения накладывали только на предприятия, имеющие отношение к государству, то теперь запрет на покупку иностранного оборудования предлагается распространить и на частные. И здесь промышленники, признавая, что станкостроители действительно важны для экономики и нуждаются в поддержке, отмечают и негативные последствия такого шага.

«Строгий запрет на использование иностранных станков может привести к снижению качества, сроков поставки либо к увеличению стоимости конечного продукта — промышленного оборудования, которое, нужно не забывать, тоже конкурирует на рынке с иностранными позициями. И это, в свою очередь, может болезненно отразиться уже на российских машиностроителях», — уверен директор завода «НАТЭК-Нефтехиммаш» Александр Берсенев. Он считает, что государственная поддержка важна в целом для всей российской промышленности, поэтому необходимо соблюсти баланс интересов между различными участниками этого сектора, не только применяя заградительные меры, но и внедряя различные льготные программы и осуществляя дополнительные инвестиционные проекты.

Алексей Равинский, генеральный директор Zapusk Group (реализует инфраструктурные проекты в сфере энергетики), признает, что качество и надежность российского оборудования постепенно растут, но отмечает, что полная замена импортных аналогов отечественной продукцией должна происходить естественным путем: через улучшение характеристик и снижение стоимости владения. «Принудительные меры могут привести к снижению производительности предприятий, увеличению простоев и, как следствие, к росту себестоимости продукции, — говорит Равинский. — Вместо жесткого запрета сначала стоит создать условия для повышения конкурентоспособности отечественного оборудования: модернизации производства, внедрения современных технологий, развития сервисной инфраструктуры и обеспечения качественной послепродажной поддержки».

Вместе с тем ряд экспертов отмечают, что сегодня в Россию поставляется в значительной части оборудование из КНР, с которым отечественное вполне может конкурировать по таким параметрам, как качество и функциональность, но которому часто проигрывает по цене. И здесь субсидии со стороны государства, обеспечивающие снижение стоимости оборудования для конечного потребителя, могли бы помочь. Как и другие действия, направленные на достижение этой цели.