В Россию пришла мода на историческое кино. Этот год открыл прокат фильма об обороне Козельска — героическом эпизоде периода монголо-татарского нашествия на Русь. Оценим, удалось ли режиссеру найти баланс между историей и лирикой
Тридцатого января в прокат вышел фильм «Злой город», посвященный трагическим для русской истории событиям весны 1238 года — героической обороне Козельска от татаро-монгольского ига. Маленький городок в окрестностях Калуги на берегу реки Жиздры сдерживал натиск превосходящих сил врага на протяжении семи недель — дольше, чем крупные административные центры Москва, Рязань и Владимир.
Как писал Эрих Мария Ремарк, «кино — это всегда выход из положения, там каждый может о чем-то помечтать». Эту сентенцию вспоминаешь сразу после просмотра этого фильма.
Исторически эти события — часть более масштабного похода татаро-монгольских войск на княжества Северо-Восточной Руси в 1237–1238 годах. Ближе к концу его, в конце марта 1238-го, уже возвращаясь обратно в степи, монгольские войска подошли к небольшому городу Козельску, где неожиданно для себя встретили сильное сопротивление гарнизона. Неожиданно, так как на взятие более крупных городов — Рязани, Владимира, Москвы и чуть позже Чернигова — монголы тратили от нескольких дней до двух недель. Под Козельском же им пришлось провести почти два месяца, потеряв массу воинов, ресурсов и времени, прежде чем город пал.
Поэтому названием фильма стал лаконичный «отзыв», скупая совокупность монгольских впечатлений по итогам осады. «Злой город» — это осовремененная цитата из древнерусской Ипатьевской летописи (в каком-то смысле блога XIII века), рассказывающей нам об итогах обороны Козельска: «От того времени татары не смеют называть этот город Козельском, но городом злым, так как семь недель не могли его взять и в той битве погибли три сына темников, тела которых не смогли найти во множестве трупов».
Спустя почти 787 лет об этих событиях нам рассказывает художественный фильм. Прежде чем пойти на него в кинотеатр, стоит задать себе вопрос: чем лично для меня является кинематограф? Потому что борьба художественного и идейного заложена в самой сути кино как искусства. С одной стороны, это отражение субъективного взгляда режиссера, а с другой — прекрасный ресурс для продвижения определенных идей. «Злой город» — это, конечно, попытка совместить историю и лирику.
С точки зрения историка, самый очевидный плюс фильма — стремление рассказать об этих событиях, так как тема монгольского нашествия на Русь, мягко говоря, не избалована вниманием. Причем получилось сделать это ярко: придать сухой хронике лица, свести вместе историю как науку и историю как жизнь.
Попытку найти баланс между историзмом и лирикой частично тоже можно засчитать. Впечатляющей вышла сцена вылазки защитников из крепости: когда, скрытно подобравшись к монгольскому лагерю, они напали на осаждавших. В ходе этой безрассудной и фатальной атаки были уничтожены сотни монголов, часть стенобитных и камнеметательных орудий.
Вместе с тем, как и большинство эпичных картин, «Злой город», на радость критикам, не обошелся без киноляпов. Исторически оборона города проходила с конца марта по конец мая 1238 года, в фильме же события разворачиваются на фоне зимнего пейзажа. Монгольские приемы штурма крепостей носили максимально прагматичный характер — в картине это, скорее, неорганизованный навал.
Минусы, впрочем, компенсирует высокая динамика событий. Стоит отметить и то, что фильмы на историческую тему — это почти всегда преимущественно художественная точка зрения, а создатели «Злого города» точно старались сделать как можно менее значительным разрыв с реальной ретроспективой. К тому же памятники древнерусской литературы, повествующие о событиях той эпохи, часто тоже изобилуют разными художественными дополнениями, поэтому, как было на самом деле, абсолютно точно сказать никто не может.
Оборона Козельска — очень важный момент нашей истории, поскольку предыдущий период Руси по факту уже закончился (в северо-восточной ее части точно, а на остальных подходил к завершению) под ударами монголов, а новый начнется чуть позже. И эта будущая Русь сформируется в том числе на подвиге Козельска, который станет одним из компонентов ее исторической базы. Или так называемого национального мифа — вдохновляющей истории о прошлом страны.
В нем присутствует и личность главного врага: руководителя похода на Русь — Бату, или Батыя. Часто ему присваивают титул хана, хотя эту должность он не занимал ни дня в своей жизни. Источники, современные жизни Бату, используют разные названия: от «принц» до «самый могущественный после хана». Родителями будущего завоевателя Западной и Центральной Европы были Джучи, старший сын Чингиз-хана, и Уки-хатун, племянница Бортэ — самой первой жены… снова Чингиз-хана! В итоге получилась ситуация, когда Бату был одновременно и внуком, и внучатым племянником основателя Монгольской империи.
Отец Бату Джучи погиб при невыясненных обстоятельствах. Одна из основных версий — внутриэлитная «игра престолов»: старший сын Чингиз-хана автоматически претендовал на должность отца. После гибели отца находившиеся в его владении земли — Улус Джучи (сейчас мы называем это Золотой Ордой), западную часть Монгольской империи, — дедушка Батыя отдал внуку. Причем, как бы странно это ни звучало, бóльшая часть земель находилась на тот момент (1227 год) в Улусе Джучи заочно, поскольку их только предстояло завоевать, следуя заветам Чингиз-хана о покорении всего мира. Согласно постановлению Великого Курултая 1235 года «было принято решение о завоевании пределов Булгар, Ас и Рус, находившихся по соседству со становищем Бату, до сих пор не подчиненных и тщеславно гордившихся множеством своих городов».
В число этих земель входили и русские княжества (земля Рус), переживавшие в то время период феодальной раздробленности. На их завоевание монголы отправили несколько десятков тысяч человек (от 40 до 80 тыс., по разным оценкам). Движение монгольского войска проходило с юго-востока на северо-запад по маршруту Рязань — Коломна — Москва, потом оно повернуло в сторону Владимира и далее разделилось на два рукава: часть завоевателей под руководством непосредственно Батыя пошла на Торжок и Тверь, а часть двинулась далее на север через Суздаль — Ростов — Ярославль. После двухнедельной осады Торжка монгольское войско двинулось в сторону Новгорода, однако, не дойдя до него чуть более ста километров, повернуло обратно на юг, в степи. В конце марта 1238 года отряд Батыя подошел к Козельску. Началась семинедельная оборона города.
Оборона Козельска — важный момент нашей истории, поскольку предыдущий период по факту уже закончился под ударами монголов, а новый начнется чуть позже. И эта будущая Русь сформируется в том числе на подвиге Козельска, который станет одним из компонентов ее исторической базы
Причин, почему Козельск, явно уступавший по площади и по численности гарнизона крупным центрам — Рязани, Владимиру, Киеву и другим, смог продержаться гораздо дольше их, несколько. Во-первых, мужество защитников. Они, находясь до весны 1238 года на периферии событий, уже прекрасно были осведомлены о судьбе других городов и их жителей. Во-вторых, место возведения самой крепости Козельска было выбрано очень удачно. Она находилась на возвышении и была защищена с трех сторон речными водами. В-третьих, природа помогла еще в одном аспекте: весенняя распутица, половодье и бескормица (считается, что монголы по этим причинам ранее не пошли на Новгород) также заметно затрудняли действия монгольского войска, уже уставшего и измотанного за четыре месяца передвижений и осад.
Как полагают исследователи, Козельск был, кроме того, своеобразной точкой сбора разных групп монголов, уходящих с Руси обратно в степь. Поэтому вскоре к Батыю на помощь прибыл еще один отряд, ранее, после взятия Владимира, ушедший на Ярославль. Но и после этого защитники смогли выдержать натиск осаждающих, несмотря на их пополнение. Однако уже в мае к стенам города подтянулась еще одна группа монголов. Таким образом, у Козельска собралась практически вся армия завоевателей (бóльшая ее часть точно). И даже в этих условиях Козельск сумел продержаться еще несколько дней.
Во многом это и привело к тому, что подвиг Козельска мы помним спустя почти 800 лет после тех событий. История обороны города нашла отражение в 15 средневековых летописях. Классическая версия представлена в Ипатьевской летописи: «Батый оттуда пошел к Козельску. Был в Козельске князь юный по имени Василий. Жители Козельска, посоветовавшись между собой, решили сами не сдаваться поганым, но сложить головы свои за христианскую веру. …И произошло здесь жестокое сражение, так что горожане резались с монголами на ножах; а другие вышли из ворот и напали на вражеские полки, так что перебили четыре тысячи монгол. Когда Батый взял город, он убил всех, даже детей. А что случилось с князем их Василием — неизвестно; некоторые говорили, что в крови утонул».
Память о героическом прошлом Козельска в 1777 году была закреплена на утвержденном императрицей Екатериной II гербе города: «…в напоминание сего приключения герб им полагается, в червленом поле, знаменующем кровопролитие, на крест расположенные пять серебряных щитов с черными крестами, изъявляющими храбрость их защищения и несчастную судьбину, и четыре златые креста, показующие их верность».