Тридцатого января в прокат вышел фильм «Злой город», посвященный трагическим для русской истории событиям весны 1238 года — героической обороне Козельска от татаро-монгольского ига. Маленький городок в окрестностях Калуги на берегу реки Жиздры сдерживал натиск превосходящих сил врага на протяжении семи недель — дольше, чем крупные административные центры Москва, Рязань и Владимир.
Как писал Эрих Мария Ремарк, «кино — это всегда выход из положения, там каждый может о чем-то помечтать». Эту сентенцию вспоминаешь сразу после просмотра этого фильма.
Исторически эти события — часть более масштабного похода татаро-монгольских войск на княжества Северо-Восточной Руси в 1237–1238 годах. Ближе к концу его, в конце марта 1238-го, уже возвращаясь обратно в степи, монгольские войска подошли к небольшому городу Козельску, где неожиданно для себя встретили сильное сопротивление гарнизона. Неожиданно, так как на взятие более крупных городов — Рязани, Владимира, Москвы и чуть позже Чернигова — монголы тратили от нескольких дней до двух недель. Под Козельском же им пришлось провести почти два месяца, потеряв массу воинов, ресурсов и времени, прежде чем город пал.
Поэтому названием фильма стал лаконичный «отзыв», скупая совокупность монгольских впечатлений по итогам осады. «Злой город» — это осовремененная цитата из древнерусской Ипатьевской летописи (в каком-то смысле блога XIII века), рассказывающей нам об итогах обороны Козельска: «От того времени татары не смеют называть этот город Козельском, но городом злым, так как семь недель не могли его взять и в той битве погибли три сына темников, тела которых не смогли найти во множестве трупов».