Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO. Деньги инвесторов она планирует потратить на продвижение первой отечественной разработки систем кубического хранения на рынок складской автоматизации
Рынок складских помещений для онлайн-торговли в России ожидает технологическая революция — об этом предупреждает резидент «Сколково» компания «АРС Смарт Роботикс»: вместо классических длинных стеллажей, разделенных просторными проходами, она предлагает автоматизированные программно-аппаратные комплексы кубического хранения. Это такие модули-шахты, в которых ящики с товарами хранятся сложенными друг на друга в вертикальные буферы, а сверху по рельсам двигаются мобильные роботы со скоростью до четырех метров в секунду. Роботы подъезжают к нужной шахте и с помощью специальных зацепов достают с глубины до шести метров ящики с грузом до 35 килограммов и объемом до 70 литров. Эти ящики отправляются к рабочей станции сборщика клиентских заказов, а потом их с остатками товара возвращают в шахту — но не на прежнее место, а на верхнее свободное, чтобы востребованные товары оставались в быстром доступе.
На мировом рынке технологии систем кубического хранения известны, они выпускаются компаниями AutoStore в Норвегии и Ocado в Великобритании, но в России ранее не продавались из-за высокой стоимости и долгого, свыше десяти лет, срока окупаемости. «АРС Смарт Роботикс» — первая отечественная компания, которая выводит на рынок собственные запатентованные системы кубического хранения SmartCube. Разработчик обещает, что такой подход к хранению товаров в четыре раза увеличит эффективность использования пространства складов в сравнении с обычными стеллажами и в пять раз повысит производительность сборки заказов, так как за час на одну рабочую станцию к сортировщику будет доставляться до 400 ящиков. Автоматизация процессов повлияет на точность учета остатков и снизит число ошибок при сборке заказа. Кроме того, комплекс имеет модульную структуру — его можно конфигурировать под любое помещение, будь то даркстор, сортировочный центр или склад.
Под запуск такого робототехнического продукта в серийное производство «АРС Смарт Роботикс» и начала первый раунд pre-IPO, в ходе которого намерена привлечь 247,5 млн рублей. Сбор заявок стартовал 17 февраля и продлится до 28 марта 2025 года, размещение акций состоится через инвестиционную платформу Rounds и сервис «Газпромбанк Инвестиции». Желающие смогут приобрести 409 598 обыкновенных акций АО «АРС Холдинг» по цене 604,25 рубля за акцию, что эквивалентно 17% уставного капитала компании. После завершения размещения общая оценка бизнеса составит 1,456 млрд рублей.
Обращение молодых технологичных компаний к частным инвесторам становится трендом, который подхватили в том числе и игроки из отрасли робототехники: в 2024 году pre-IPO успешно провел производитель коллаборативных роботов «РобоПро», привлекший на рынке 500 млн рублей; в 2025-м его успех планирует повторить компания «Уникальные роботы» и привлечь 100 млн рублей.
Логичным для себя такой шаг считают и в «АРС Смарт Роботикс». «Если мы будем развивать бизнес исключительно за счет авансов от клиентов или банковских кредитов, то никогда не сможем достичь тех амбициозных целей, которые ставим перед собой, — говорит основатель и генеральный директор компании Лев Киселевский. — Потенциал рынка значительно выше наших консервативных планов, выход на pre-IPO — это наиболее удобный и эффективный канал привлечения средств, позволяющий гибко подстраиваться под наши темпы роста и оперативно финансировать масштабирование производства в ответ на повышение спроса со стороны клиентов». Павел Буров, управляющий партнер компании BITL, которая организует pre-IPO, отмечает и другие выгоды для предприятия: «Этот формат дает возможность получить средства от широкого круга инвесторов, сохраняя контроль над бизнесом. Альтернативные варианты, такие как венчурное финансирование или банковские кредиты, либо требуют передачи значительной доли компании, либо сопровождаются высокими процентными ставками».
По мнению управляющего директора по рынкам акционерного капитала компании «Финам» Леонида Павликова, привлечение капитала посредством pre-IPO для молодых компаний становится популярным не только из-за высоких ставок по кредитам и трудностей с банковским финансированием, но и благодаря развитию инфраструктуры: свою площадку запустила Московская биржа, функционируют инвестиционные платформы, а государство стимулирует частные вложения в непубличные компании через различные программы кешбэка бизнес-ангелам.
В «АРС Смарт Роботикс» точно знают, как распорядятся полученными средствами: 160 млн рублей пойдут на расширение производства и R&D, 88 млн — на сервис внедрения и обслуживания систем. При этом компания не ограничится одним раундом финансирования: в 2026 году она планирует провести второй раунд в формате классического pre-IPO, чтобы привлечь как минимум 600 млн рублей. Леонид Павликов отмечает, что случаев проведения двух раундов pre-IPO на российском рынке пока не встречалось, но это возможно, особенно если нужно дополнительное финансирование перед IPO, и компания ясно демонстрирует держателям бумаг свою стратегию, отчитывается о достигнутых результатах, показывает рост и четко обосновывает необходимость инвестиций.
Такие аппетиты в «АРС Смарт Роботикс» объясняют планами существенного роста производства: к 2029 году компания собирается занять 7–12% рынка автоматизации складов в России и СНГ, что будет эквивалентно выручке в 30 млрд рублей при прогнозируемом объеме рынка в 260 млрд (против 75 млрд в 2023 году). Стратегия компании включает несколько этапов. В 2025 году там планируют изготовить 50 роботов, развернуть первые серийные комплексы и продолжить масштабирование пилотных проектов, запущенных с X5 Group, Банком России, «ЭкспоТоргом» и другими клиентами, параллельно дорабатывая сервисную модель и формируя службу технической поддержки. В 2026-м компания построит производственную площадку мощностью 1000 роботов в год (это 20 систем SmartCube), наладит централизованный сервис и расширит партнерскую сеть интеграторов. В 2027-м предполагается переход к масштабированию продаж и расширению продуктовой линейки с увеличением производственных мощностей до 2000 роботов в год. И наконец, в 2028-м «АРС Смарт Роботикс» начнет готовиться к полноценному IPO. «В этот период мы сосредоточимся на повышении эффективности производства и логистики для достижения устойчивой прибыльности бизнеса, будем рассматривать биржевые площадки как возможные варианты для выхода на публичный рынок», — рассказывает Лев Киселевский.
Ключевые факторы роста рынка кубических роботов — низкий уровень автоматизации складов в стране, дефицит складских площадей, рост зарплат сборщиков и экспансия e-commerce
Производственная модель «АРС Смарт Роботикс» включает как собственное производство, так и контрактные площадки — это позволяет быстро увеличивать объемы выпуска продукции. В перечень основных изделий для создания кубических систем входят ящики, шахты, роботы и рабочие станции. Ящики в компании делают по собственным чертежам на специально организованном производстве, чтобы адаптировать их под специфику SmartCube и требования клиентов. Шахты изготавливают методом экструзии алюминиевого профиля и заказывают на специализированных предприятиях, гарантирующих высокую прочность и точность сборки. Основные компоненты роботов, такие как датчики и моторы, закупаются у проверенных поставщиков в Китае, а корпусные детали — на китайских контрактных фабриках. При этом финальная сборка роботов и рабочих станций проводится на собственной площадке.
«Если рассматривать систему SmartCube в целом, то глубина ее локализации превышает 70 процентов за счет изготовления шахтовой системы и ящиков в России», — поясняет директор и добавляет, что вся управляющая электроника разработана в «АРС Смарт Роботикс», все инвестиции в R&D, разработку ПО и финальную сборку полностью сосредоточены в стране, что позволяет сохранять высокий уровень контроля качества и технологической независимости. Печатные платы сейчас делаются в Китае, но при наличии конкурентного предложения от российских фабрик компания готова оперативно перенести их производство в РФ. Есть и планы локализации выпуска корпусов роботов.
По оценке «АРС Смарт Роботикс», потенциальный спрос на автоматизацию складов превышает 5000 роботов в год, то есть емкость рынка достаточно велика и места хватит всем. При этом ключевыми факторами роста интереса являются низкий уровень текущей автоматизации складов в стране — менее 5%, дефицит складских площадей, повышение уровня оплаты труда сборщиков и экспансия электронной коммерции. К примеру, дефицит персонала в сфере логистики составляет уже около 40% — как следствие, с 2021 по 2024 год средняя зарплата сборщиков заказов поднялась с 50 тыс. до 140 тыс. рублей. А из-за низкой вакантности объем свободных складов составляет менее 1%, что напрямую влияет на арендные ставки: за последние три года цены выросли с 5 тыс. до 12,2 тыс. рублей за квадратный метр.
В «АРС Смарт Роботикс» точно знают, как распорядятся полученными от pre-IPO средствами: 160 млн рублей пойдут на расширение производства и R&D, 88 млн — на сервис внедрения и обслуживания систем
Однако созрел ли рынок для радикальных инноваций? По мнению заместителя директора «АРБ Про», руководителя направления «Стратегическое планирование» ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Романа Копосова, решения SmartCube очень нишевые и, скорее всего, будут применяться при greenfield, то есть при строительстве новых складов. «Вопрос в том, сколько компаний на самом деле собираются вкладывать в это средства. Направление столь новое, что хотелось бы получить обратную связь от руководителей проектов по внедрению SmartCube в Х5 и Банке России, а также понять, какой у компании пайплайн на будущее». Стоит отметить, что в презентации «АРС Смарт Роботикс» указано, что их решения легче других систем внедряются на уже готовых объектах за счет своей модульности и возможности вписаться в любую топологию помещения плюс адаптироваться по высоте.
С другой стороны, сила данного предложения как раз и заключается в его новизне: это не вчерашний день робототехники и не копирование устаревших импортных образцов. «Ребята создают решения, которые нужны завтра, которые не только будут востребованы в России, но и смогут конкурировать на мировом рынке, где подобные технологии тоже находятся на начальной стадии внедрения», — считает директор компании-интегратора и дистрибьютора «Робовизард» Роман Тимофеев. К примеру, упомянутая норвежская AutoStore, разрабатывающая аналогичные кубические решения, уже реализовала более полутора тысяч проектов в 60 странах — очевидно, рынок для таких решений есть, логистический бизнес ими интересуется, значит, и продукт российской компании вызовет интерес. Кстати, в «АРС Смарт Роботикс» планируют присутствовать на зарубежных рынках, а в долгосрочной перспективе собираются построить технологическую компанию полного цикла, способную конкурировать на глобальном уровне.
Насколько доступны для потенциальных клиентов кубические робосистемы? В компании пояснили, что, поскольку SmartCube — гибкое модульное решение, которое, подобно конструктору, собирается под конкретные требования клиента, стоимость системы определяется индивидуально. «К примеру, небольшой модуль SmartCube, рассчитанный на выполнение 200–300 заказов в день, может стоить порядка 30 миллионов рублей, а большая система для даркстора площадью 1200 квадратных метров, способная обрабатывать от 2000 заказов в сутки, оценивается в 300–400 миллионов», — говорит гендиректор предприятия. Он обращает внимание на то, что при расчете надо учитывать не только вложения, но и операционную экономию, которую обеспечит система. Средний срок окупаемости SmartCube составляет от трех до пяти лет.
По мнению Романа Тимофеева, такие цены и сроки окупаемости могут быть сдерживающим фактором для заказчиков: «Полагаю, что эти решения не для малого бизнеса; возможно, и не для среднего. А вот крупные игроки в иерархии рынка могут такое себе позволить. Вопрос в том, захотят ли они и с чем будут сравнивать, ведь в области автоматизации складов существуют разные решения». Известно, что «Яндекс» активно продвигает свои комплексные разработки, крупные маркетплейсы также готовы вкладываться в подобные проекты. Не все однозначно и со сроками окупаемости. «В идеале все хотят получить окупаемость за два года, легко соглашаются на три, а вот до пяти лет и более — здесь заказчики видят препятствие к принятию решения», — делится опытом интегратор. Но главным фактором для совершения сделки по роботам становится все-таки их репутация, поэтому для компании очень важно хорошо себя зарекомендовать на пилотных проектах.