Компании видят смысл в рынке капитала, но пока не готовы играть по его правилам — раскрывать достаточно информации, проходить аудит и уважать инвесторов. Что до государства, то оно отказалось от субсидирования купонов по облигациям и теперь делает ставку на субсидирование затрат на IPO
Семьдесят шесть процентов средних компаний с выручкой от 100 млн до 10 млрд рублей согласны с тем, что в России надо проводить больше IPO, но считают, что для этого нужно снизить регуляторную нагрузку на эмитентов и вводить для них и для инвесторов налоговые стимулы. Таковы результаты исследования консалтинговой компании «Группа “Баланс”», проведенного по заказу АО «Донаудит».
Авторы опросили средние предприятия из основных сфер деятельности — торговли, услуг, производства и строительства — и выяснили, что почти 61% из них брали кредиты в 2024-м, а треть предприятий готова брать кредиты и в этом году, причем даже если ставка будет выше 21%. Это может говорить как о высокой рентабельности бизнеса, так и о дефиците альтернатив (финансовый рынок недоступен или слишком сложен) и недостаточной осведомленности о других инструментах (например, облигационных займах), считают в «Группе “Баланс”».
Однако многие компании все еще не очень хорошо понимают специфику работы рынков капитала и не готовы играть по их правилам — прежде всего, становиться прозрачными для инвесторов. Бизнесу кажется, что это слишком рискованно.
«Основной вывод — рынок готов к развитию», — говорит Елена Межуева, управляющий партнер «Группы “Баланс”». И абсолютное большинство респондентов (72,1%) однозначно поддерживают необходимость полного раскрытия информации в целом, но, как только речь заходит о раскрытии собственной информации, более половины из них начинают осторожничать (см. график 1). И больше всего компании боятся не налоговых органов, как можно было бы предположить, а… конкурентов (см. график 2). «Основной страх — что при раскрытии информации конкуренты увидят все: дебиторов, бенефициаров и так далее», — говорит Елена Межуева.
Сами аудиторы и представители инвесторов констатируют, что порой бизнес изо всех сил сопротивляется раскрытию информации — даже собираясь выходить на рынок публичного капитала и уже находясь на нем.
Заместитель исполнительного директора компании «Донаудит» Екатерина Воронкина, выступая на конференции «Развитие финансового рынка РФ» в Московской торгово-промышленной палате, рассказала, что далеко не все компании, которые обращаются сегодня к аудиторам (а эмитентам нужен не любой аудитор — только из реестра Центрального банка, в который сегодня входит всего 41 организация), даже готовы соблюдать стандарты бухгалтерского учета. Некоторые пытаются манипулировать финансовым результатом за счет резервов — либо не начисляя их, либо начисляя по минимуму, но «хит сезона», по словам Екатерины Воронкиной, напротив, направление в резервы почти всей чистой прибыли, чтобы собственник не использовал ее на дивиденды. Бывает, что компания наотрез отказывается раскрывать аудитору важную информацию — например, выплаты основному управленческому персоналу или бенефициаров. Доходит до абсурда, говорит Екатерина Воронкина: руководство компании уверяет, что не знает, кто бенефициар. Хотя информация об этом есть в открытом доступе. Представитель «Донаудита» напоминает: вылететь из реестра аудиторов ЦБ очень легко, и никто не будет брать на себя такой риск — проще не принять эмитента на обслуживание.
Но не всех это стимулирует раскрывать информацию: как заметил член совета Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Алексей Пономарев, интернет наводнен предложениями купить аудиторское заключение за 50‒80 тыс. рублей. Он напоминает: путь на рынок капитала — затратная история. Помимо аудиторского заключения желательно получить рейтинг — это 0,8‒1 млн рублей и 600 тыс. для МСП. Еще 2‒3% от объема выпуска возьмет организатор размещения. Но тем не менее, по словам Пономарева, игра стоит свеч: рейтинг снижает стоимость займа примерно на 1 п. п., это значит, что при выпуске на 200‒300 млн рублей на три года можно будет сэкономить на процентах 6‒9 млн рублей.
«Очень многие компании раздроблены, и рассказывать это инвесторам они боятся, так как сразу привлекут внимание проверяющих органов», — объяснил нежелание бизнеса раскрываться зампред «Деловой России» Антон Данилов-Данильян на конференции Банка России и Московской биржи «Новые возможности привлечения финансирования субъектами МСП и МТК на рынке капитала».
«Мы знаем, почему все так бьются за упрощенку. Потому что это освобождает от глубокого анализа и учета, — заявила там же Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты. — А тут, хочешь не хочешь, надо все легализовать, все выстроить — и разу начинается: нужных кадров нет, профессионалов нет. Слушайте, сейчас бухгалтера найти, квалифицированного, который не оператор ввода данных, а действительно бухгалтер, который знает основы, — даже это становится проблемой».
Тем не менее без нормального раскрытия на рынке капитала просто нельзя — это основное условие доверия инвесторов. «У инвесторов всегда один вопрос: а почему вы отдадите эти деньги? В чем ваш интерес, чтобы эти деньги отдать? Потому что облигация — это нет залога, нет поручительства, нет ковенант, вы эти деньги можете взять и потратить на что угодно», — напоминает представитель АВО. Поэтому эмитентам надо приложить условия, чтобы убедить инвесторов в своей платежеспособности и благонадежности.
Согласно исследованию «Группы “Баланс”», только у 13% средних компаний есть опыт выпуска ценных бумаг (акций или облигаций), и 1,7% планируют выпуск. В группе говорят, что это критически мало, а в качестве возможных причин называют высокие барьеры (регуляторные, стоимостные) входа на рынок капитала, недостаток знаний и все ту же неготовность к раскрытию информации.
Вместе с тем интерес к публичному рынку есть. Инна Исаева, старший исполнительный директор департамента структурного финансирования МСП-банка (банк поддерживает выпуск облигаций МСП, выкупая часть выпуска; подробнее см. «Малый бизнес распробовал облигации», «Монокль» № 5 за 2025 год) приводит такие цифры: объем выпусков облигаций МСП в 2024 году вырос на 19%, до 32 млрд рублей, количество выпусков — на 16%, до 78, а география эмитентов расширилась с 13 регионов до 21; лизинговых и факторинговых компаний стало меньше, а вот производственных, медицинских и IT компаний — больше. В 70% выпусков МСП-банк участвовал как якорный инвестор.
До 2024 года такие выпуски еще и получали в рамках программы Минэкономразвития субсидирование ставки купона по облигациям и возмещение расходов на выпуск в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», но с 2024 года таких субсидий больше нет. Тем не менее в МСП-банке видят рост интереса малого и среднего бизнеса к бирже: по словам Инны Исаевой, рынок облигаций таких компаний к 2030 году может вырасти в два с половиной — три раза и превысить 90 млрд рублей. Но для этого нужно продлить программу субсидирования ставки купона и возмещения расходов на выпуск, распространив ее на малые технологические компании (с выручкой до 4 млрд рублей в соответствии с № 478-ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации» от 04.08.2023) и компании малой и средней капитализации с выручкой до 10 млрд рублей (МСП+), а также стимулировать выход достаточно крупных облигационных заемщиков на IPO.
Что касается последнего, то месяц назад в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» уже было принято постановление о субсидировании выхода теперь уже на рынок акционерного капитала. МСП и малым технологическим компаниям будут возмещать затраты на листинг и размещение акций при выпусках до 300 млн рублей. Получатель должен работать в приоритетных отраслях (обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, туризм, деятельность в области информации и связи, научно-техническая деятельность, деятельность в области здравоохранения) или быть малой технологической компанией. Всего 34 ОКВЭД из шести сфер, строительство и торговля сюда не входят.
В целом это то, что надо, но с одним нюансом: субсидирование выпуска облигаций тоже желательно вернуть, чтобы не случилось перекоса в сторону рынка акций. Дело в том, что если долговой капитал является возвратным и платным, то долевой (акционерный) капитал условно бесплатен. В последние два года мы видели ряд небольших IPO, и далеко не везде владельцы смогли сдержать себя и не выжать из IPO максимум — за что поплатились сильным падением акций после размещения. Еще пара таких историй, и частные инвесторы, основная база для IPO, будет крайне подозрительно относиться вообще ко всем потенциальным эмитентам. Облигационная история до IPO позволяет рынку узнать компанию и удостовериться в ее добросовестности.
У государства на этот счет есть собственная позиция. Как рассказала замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова на конференции Мосбиржи, в МЭР проанализировали результаты программы субсидирования купона и именно после этого решили отказаться от субсидирования купона полностью. «При текущей ключевой ставке прогнозировать расходы бюджета невозможно, — объясняет она. — С другой стороны, мы увидели, что у нас в программу попадают SPV-компании, “дочки” крупных холдингов и тех отраслей (торговля, строительство и т. д. — “Монокль”), которые с точки зрения господдержки и так себя прекрасно чувствуют». Именно поэтому планы поддержки эмитентов сегмента МСП на 2025‒2030 годы перенацелились на инструменты стимулирования pre-IPO (при условии дальнейшего выхода на IPO) и самого IPO. Дополнительный фокус поддержки будет сосредоточен на компаниях, создающих экономику предложения (обрабатывающая, транспорт и хранение, IT, туризм, научтех). Кроме того, МСП, входящие в группы компаний с выручкой более 2 млрд рублей в год, были ограничены, а субсидирование выпусков эмитентов, исключенных из реестра субъектов МСП, теперь проводиться не будет, добавила представитель МЭР.