Как отравить тарифный пирог

Евгений Огородников, редактор отдела рейтинги журнала «Монокль»
Читать на monocle.ru

Российское правительство открывает инфляционный ящик Пандоры, ускоренно индексируя тарифы в базовых отраслях экономики. Так, в конце мая власти обсудили идею повысить цены на газ для промышленных потребителей — на десять процентов дважды за год, в первом и четвертом кварталах. Об этом со ссылкой на слова директора Совета производителей энергии Дмитрия Вологжанина сообщает «Интерфакс». Решение пока не принято. Но, поскольку вопрос стал публичным, вероятность его принятия очень высока.

Нынешний план предусматривает индексацию газовых тарифов для промышленности на 10,3% в этом году, а далее ежегодно на 10,6, 9 и 7 соответственно до 2028-го.То есть цены на газ и так растут c ускорением к инфляции, но тут добавится дополнительно по 10%. И это бонус от менеджмента «Газпрома» для всей экономики России: начался пересмотр тарифного пирога естественных монополий.

Этот самый тарифный пирог — многолетний консенсус, который искали между отраслями последние пару десятилетий. Увеличение тарифов «Газпрома» для промышленных потребителей на 21% (два раза по 10%) приведет к резкому повышению цен на электроэнергию, снижению рентабельности газохимии, нефтехимии, металлургии, и так переживающей не лучшие годы, энергоемкого сельского хозяйства (сушилки, животноводство). Это также приведет к острому кризису ликвидности в сфере теплоснабжения, дополнительным расходам муниципальных бюджетов на обогрев больниц, школ, администраций, опережающему росту тарифов ЖКХ. А все это выльется в многолетнюю инфляцию: за промтариф «Газпрома» в конечном счете заплатят население и энергоемкий бизнес.

В прошлом году «Газпром» выручил от продажи газа в России 1,32 трлн рублей, реализовав 390 млрд кубометров. Больше трети этого объема ушло в электроэнергетику — крупнейший сектор потребления природного газа в стране. Еще треть — коммунальное хозяйство, нефтянка, агросектор, металлургия и газохимия. В случае новой опережающей индексации промтарифов они заплатят за газ дополнительные 200‒250 млрд рублей в год.

При этом уже в следующем году энергетики и коммунальщики переложат эти деньги в свои тарифы, промышленность и сельхозпроизводители ‒ в стоимость товаров на полке магазина. И мы вновь получим виток инфляции. Поиск нового оптимума и тарифного межотраслевого баланса может занять несколько лет. И все это время Банк России будет вынужден держать ключевую ставку повышенной, а бизнес — оплачивать не только высокие тарифы на энергию, но и проценты по кредитам.

Понятно, что для правительства и «Газпрома» потенциальное повышение промтарифа — вынужденная мера, которая продиктована финансовой ситуацией холдинга. Он, практически полностью потеряв европейский рынок газа, столкнулся с падением доходов. По итогам 2024 года компания продемонстрировала убыток по РСБУ, в размере более триллиона рублей. Считается, что именно РСБУ отражает деятельность «газового» ядра группы.

При этом общий долг компании в прошлом году составил 6,7 трлн рублей. Сумма немалая. А учитывая закрытые западные рынки капитала и ключевую ставку в России, такой долг начинает давить на деятельность монополии.

Кроме того, чтобы свести федеральный бюджет, в прошлом году «Газпром» обложили «нашлепкой» НДПИ в виде 50 млрд рублей ежемесячных платежей. «Нашлепка» была введена в конце 2022 года и должна была действовать с 1 января 2023-го по 31 декабря 2025-го. Однако осенью прошлого года ее отменили.

Дальше последовали поиски источников повышения внутренней эффективности «Газпрома»: наделало много шума сокращение центрального аппарата (но чем оно закончилось?). Начались распродажи непрофильных активов: санаториев, домов отдыха, поиски «утечек» капитала и т. д. Но финансового оздоровления монополии не произошло: компания «государствообразующая», и несколько санаториев на ее балансе не сильно влияют на финансово-экономическую деятельность: один процентный пункт ключевой ставки оказывает большее влияние на «Газпром», чем работа всех его санаториев и прочих непрофильных активов. А времени на действительно кардинальные шаги: сокращение штата, развитие новых рынков сбыта, газохимию — у компании нет. Впрочем, определяющий деятельность «Газпрома» механизм находится не только в тарифах и объемах сбыта, но и в уровне налогообложения: НДПИ, экспортные пошлины на газ занимают немалую долю в выручке компании. Их временное понижение могло бы стать действенным механизмом для оздоровления «Газпрома».

Но у Минфина предложение снизить налоговое бремя для «Газпрома», скорее всего, вызовет отторжение. У нас идет СВО: бюджету нужны деньги. Однако на деятельность монополии необходимо смотреть шире, нежели как на «дойную корову» для бюджета. Низкая цена энергоресурсов — залог низкой инфляции в стране. Это уже давно осознали в США. Дональд Трамп откровенно играет на понижение нефтяных и газовых цен. Низкая стоимость первичной энергии — залог низкой инфляции доллара даже при включенном печатном станке последние 15 лет. И с этой точки зрения индексация промтарифов «Газпрома» нам категорически противопоказана. Минфин больше потеряет на процентах по выпущенным облигациям госдолга, нежели получит от «Газпрома».

Десятилетие назад, в 2014 году, жестким решением президента был заморожен рост тарифов естественных монополий, в первую очередь РЖД и «Газпрома», а также «Россетей». Это сильно возмутило менеджмент госкомпаний. (Почитайте цитаты экс главы РЖД Владимира Якунина на досуге.) Но в результате инфляция в России резко пошла на убыль, компании начали искать внутренние резервы и нашли их. А экономика благодаря этому решению получила шанс на развитие перед СВО и пережила десятилетие санкционного противостояния с Западом. Опережающий рост тарифов для естественных монополий — это очень простое решение и для монополий, и для правительства. Но оно глубоко неверное и будет долго играть против всей экономики России.