Российское правительство открывает инфляционный ящик Пандоры, ускоренно индексируя тарифы в базовых отраслях экономики. Так, в конце мая власти обсудили идею повысить цены на газ для промышленных потребителей — на десять процентов дважды за год, в первом и четвертом кварталах. Об этом со ссылкой на слова директора Совета производителей энергии Дмитрия Вологжанина сообщает «Интерфакс». Решение пока не принято. Но, поскольку вопрос стал публичным, вероятность его принятия очень высока.
Нынешний план предусматривает индексацию газовых тарифов для промышленности на 10,3% в этом году, а далее ежегодно на 10,6, 9 и 7 соответственно до 2028-го.То есть цены на газ и так растут c ускорением к инфляции, но тут добавится дополнительно по 10%. И это бонус от менеджмента «Газпрома» для всей экономики России: начался пересмотр тарифного пирога естественных монополий.
Этот самый тарифный пирог — многолетний консенсус, который искали между отраслями последние пару десятилетий. Увеличение тарифов «Газпрома» для промышленных потребителей на 21% (два раза по 10%) приведет к резкому повышению цен на электроэнергию, снижению рентабельности газохимии, нефтехимии, металлургии, и так переживающей не лучшие годы, энергоемкого сельского хозяйства (сушилки, животноводство). Это также приведет к острому кризису ликвидности в сфере теплоснабжения, дополнительным расходам муниципальных бюджетов на обогрев больниц, школ, администраций, опережающему росту тарифов ЖКХ. А все это выльется в многолетнюю инфляцию: за промтариф «Газпрома» в конечном счете заплатят население и энергоемкий бизнес.
В прошлом году «Газпром» выручил от продажи газа в России 1,32 трлн рублей, реализовав 390 млрд кубометров. Больше трети этого объема ушло в электроэнергетику — крупнейший сектор потребления природного газа в стране. Еще треть — коммунальное хозяйство, нефтянка, агросектор, металлургия и газохимия. В случае новой опережающей индексации промтарифов они заплатят за газ дополнительные 200‒250 млрд рублей в год.
При этом уже в следующем году энергетики и коммунальщики переложат эти деньги в свои тарифы, промышленность и сельхозпроизводители ‒ в стоимость товаров на полке магазина. И мы вновь получим виток инфляции. Поиск нового оптимума и тарифного межотраслевого баланса может занять несколько лет. И все это время Банк России будет вынужден держать ключевую ставку повышенной, а бизнес — оплачивать не только высокие тарифы на энергию, но и проценты по кредитам.