Экскурсии как новая философия выходного дня

Экскурсии давно уже не только привилегия туристов или участников клуба «Московское долголетие». Сегодня это популярный способ проведения досуга, стиль жизни многих горожан

Экскурсионные маршруты в столице сегодня интересны не только туристам, но и местным жителям
Читать на monocle.ru

В последнее время на улицах Москвы все чаще можно встретить группы людей, не похожих на обычных туристов, с оригинальными бейджиками — например, с надписью «Москва в сердце». Эти довольно молодые, как правило, люди — участники тематических экскурсий, которые становятся все более популярными среди горожан. На наших глазах городские экскурсии превращаются в такой же привычный способ проведения досуга, как поход в ресторан или в кино.

Где родился

По словам Ольги Поляковой, руководителя «Школы гидов», автора проекта «Песочница экскурсоводов» и директора по развитию экскурсионного направления компании «Турист», в 2024 году спрос на городские экскурсии резко вырос — выручка бюро за год увеличилась в шесть раз. «Москвичам стало интересно, в каком городе они живут, какие здания их окружают. Их стали увлекать география и метафизика столицы», — отмечает она.

Впрочем, эта тенденция зародилась еще после пандемии. В последние годы в условиях сокращения выездного туризма и программ культурного обмена с европейскими странами интерес к различным способам проведения культурного досуга заметно повысился. На рынке стали появляться экскурсионные бюро и продукты, ориентированные на местных жителей: «Москва глазами инженера», «Москва в сердце», «Городские сказки» и др. И каждая компания старается предложить свою оригинальную программу.

Например, в проекте «Москва глазами инженера» гиды, обладающие профильным образованием, рассказывают о технических решениях, которые применялись при строительстве знаковых объектов Москвы — мостов, зданий, станций метро. Участники таких экскурсий узнают о роли инженеров в формировании облика города и получат представление о современных технологиях и инновациях в строительстве. «У проекта “Москва глазами инженера” есть креативное бюро, которое в том числе развивает направление B2B и B2G. Многие крупные государственные и частные заказчики регулярно пользуются услугами этого бюро, так как высоко оценивают качество экскурсий», — говорит Ольга Полякова.

Другой проект — «Москва в сердце» — предлагает уникальные маршруты по самым красивым и значимым местам столицы. Здесь гиды стремятся не только показать исторические и архитектурные достопримечательности города, но и передать его атмосферу через призму человеческих историй, воспоминаний и эмоций.

Проект «Городские сказки» предлагает экскурсии в формате увлекательных рассказов о Москве. Гиды используют элементы сторителлинга, позволяющие сделать истории более интерактивными и запоминающимися. Каждая экскурсия превращается в настоящее приключение, участники могут не только узнать какие-то факты о жизни города, но и погрузиться в мифы, легенды и события прошлого. Проект ориентирован прежде всего на семьи с детьми и молодежь, так как программа включает элементы игры и творчества.

Впрочем, «старые» турбюро и платформы не собираются сдавать позиции. Например, популярный интернет-ресурс «Трипстер» известен во всем мире и отличается высокими стандартами и отработанными технологиями привлечения экскурсантов. Сервис предлагает широкий выбор экскурсий по различным направлениям, включая тематические туры: культурные, гастрономические и др., предоставляет доступ к профессиональным и сертифицированным гидам, которые имеют высокие оценки и положительные отзывы пользователей. Интуитивно понятный интерфейс и гибкость бронирования позволяют легко изменять или отменять заказы, а круглосуточная служба поддержки гарантирует помощь в любое время. Платформа поддерживает несколько языков, что делает ее удобной для туристов из всех стран мира.

Другое известное бюро, «Спутник», больше фокусируется на предложении уникальных экскурсий от местных жителей, что позволяет путешественникам глубоко погрузиться в атмосферу региона. Интерфейс сервиса прост и удобен, а возможность общения с гидами перед бронированием помогает выбрать наиболее подходящий вариант. Поддержка нескольких языков делает сервис доступным как для местных жителей, так и для туристов.

Спрос на мастерство и профессионализм

По данным турбюро, возраст экскурсантов, в частности столичных, колеблется в диапазоне от 31 до 45 лет. 70% из них — женщины. Однако есть программы, куда приходит больше мужчин, — например, та же «Москва глазами инженера» или экскурсия, посвященная кинофильму «Брат-2». «Состав участников постепенно омолаживается. Когда какое-то направление становится популярным, оно привлекает более молодую аудиторию. Молодежь приходит на экскурсию, если видит цепляющий заголовок», — рассказывает Ольга Полякова.

По информации сервиса бронирования экскурсий «Трипстер», жители мегаполисов чаще выбирают групповые тематические туры. В регионах и малых городах, таких как Тверь или Торжок, более популярны индивидуальные экскурсии обзорного характера: приезжающие в небольшой город хотят познакомиться с общей его историей, пройтись по центральным улицам.

По словам Ольги Поляковой, традиционно повышенный интерес вызывают экскурсии провокационного, околополитического и мистического содержания. Например, в экскурсионном бюро «Турист» одна из самых сильных экскурсий — «Булгаков и “Мастер и Маргарита”». Еще одна программа, пользующаяся спросом, — «История красных фонарей, или Дореволюционная проституция»: экскурсия проходит в переулках Трубной площади, в районе Сретенских переулков — там, где до 1917 года и располагался этот район.

В среднем стоимость билета в Москве составляет 1000–1500 рублей, но иногда достигает 2000 и даже 2500 рублей — в зависимости от степени доступности того или иного культурного или исторического памятника или объекта.

Иногда пользователи выбирают не только тему программы, но и конкретного гида. Публика становится все более взыскательной, поэтому мастерство экскурсовода превращается в критически важную характеристику. Уже появились популярные среди горожан гиды — например, Евгений Степанов с его проектом «Мой район». Интересно, что Степанов проводит экскурсии исключительно за донаты, то есть каждый может заплатить столько, сколько сочтет нужным. Группы у Евгения большие, 40–50 человек (хотя оптимальным считается 10–15), но и при таком количестве участников  качество экскурсий остается на высоте. Сегодня у гида уже есть своя команда экскурсоводов — его имя стало брендом.

Поиск уникальных тем и разработка концепций, которые будут отличаться от традиционных предложений на рынке, — важное конкурентное преимущество экскурсионных компаний и самих гидов. А включение интерактивных элементов и современных технологий делает программы более привлекательными. Среди таких инструментов можно назвать, например, создание мобильного приложения для бронирования и получения информации о турах, использование виртуальной реальности для получения интересного опыта, а также запись аудиогидов или текстовых материалов, доступных через QR-коды на месте.

От экскурсий — к тематическим сообществам

Россияне, отдыхавшие в Египте, наверняка сталкивались там с «гидами», которые, стоя за прилавком, выучили несколько десятков слов на русском языке и на этом основании решили, что могут водить группы в Исторический музей Каира. У нас в стране все намного строже: Комитет по туризму Москвы подчеркивает, что каждый экскурсовод должен пройти обязательную аттестацию, для чего необходимо иметь профессиональное образование или окончить курсы повышения квалификации. Для историков предусмотрена возможность профпереподготовки. Будущие гиды обязаны изучить свой город и сдать экзамен. Переаттестация также является частью процесса, что требует постоянного обновления знаний.

Несмотря на то что «Школа гидов» обучает около 300 человек в год, не все выпускники остаются работать в этой области и далеко не каждый становится действительно хорошим гидом. Ведь настоящий профессионал должен не только качественно провести экскурсию, но и установить контакт с аудиторией, а в идеале — сформировать вокруг себя сообщество заинтересованных людей, которые в дальнейшем будут поддерживать отношения и между собой. Развитие таких сообществ становится важным преимуществом хорошего гида и дает возможность постоянно расширять целевую аудиторию. В том числе с помощью социальных сетей: сегодня они стали основным каналом продвижения экскурсионных услуг. Кроме того, благодаря обратной связи от сообществ и клиентов турбюро и индивидуальные гиды получили возможность постоянно адаптировать свои маршруты и услуги с учетом интересов широкой публики.