Впервые на ПМЭФ президент Владимир Путин не только задал вектор для российской экономики, но и позвал мир за собой
Петербургский международный экономический форум традиционно служил местом, где президент косвенно «принимал работу» у чиновников и бизнеса — под ПМЭФ всегда подгадывали крупные контракты, соглашения и премьеры, — и задавал вектор развития экономики. Начиная с 2022 года присутствие зарубежных гостей высокого уровня на пленарной сессии, где выступал Владимир Путин, превратилось в важнейший политический символ: Россия не только не находится в изоляции, но и остается важной частью глобальной политики. В нынешнем же году состав иностранцев на «пленарке» был особенно представительным: президент Индонезии Прабово Субианто, представитель короля по гуманитарным вопросам и делам молодежи, советник по национальной безопасности Королевства Бахрейн шейх Насер Бен Хамад Аль Халифа, заместитель премьера Госсовета КНР Дин Сюэсян и вице-президент ЮАР Пол Машатиле. А Владимир Путин, обрисовав направления, по которым будет трансформироваться российская экономика, предложил всем желающим странам сообща создать новую модель развития для всего мира.
По словам президента РФ, модель, построенная на правилах неоколониализма, когда «золотой миллиард» выкачивает ресурсы из других государств, не подходит для устойчивого роста. «Нужна модель, свободная от политических манипуляций, учитывающая национальные интересы государств и потребности граждан», — заявил глава государства, обращаясь к гостям из стран глобального Юга. Путин призвал к созданию справедливой платформы глобального роста, элементами которой станут паритет, консенсус и открытость. «Россия приглашает внести свой вклад в формирование новой модели роста, — сказал президент в завершение своей речи. — Решить проблему в одиночку, тем более за чужой счет, уже просто невозможно. Только совместные действия могут обеспечить движение всей цивилизации вперед».
Владимир Путин также напомнил про саммит БРИКС в Казани осенью прошлого года, где представители 35 стран, в которых живет две трети населения планеты, выразили общее понимание подходов для будущего мира. Эти страны, подчеркнул он, развивают у себя так называемые человекоцентричные отрасли — проекты по улучшению среды для жизни, атомную энергетику, новые материалы, робототехнику, ИT. По тому же пути российский президент считает важным направить и нашу экономику — сделав акцент на повышении доходов и качества жизни.
Геополитические заявления Владимира Путина с ПМЭФ уже широко разошлись по СМИ, мы же в этом материале остановимся только на экономической повестке форума.
Обычно на ПМЭФ президент говорит в первую очередь о важности развития внутреннего производства, технологий и инвестиций. На нынешнем форуме эти темы никуда не ушли, но превратились в основу, на которой будет построено главное — высокое качество жизни. По словам Владимира Путина, нужно, чтобы эффект от технологического прорыва приносил благо всем: приводил к снижению уровня бедности, обеспечивал равные возможности получать знания. Все это будет помогать реализации фундаментального принципа — принципа справедливости. Это, заявил президент, позволит не только поддержать экономический рост в нашей стране, но и создать механизмы глобального развития.
В 2023–2024 годах ВВП России увеличивался более чем на 4% в год, при этом ненефтегазовый ВВП в 2023 увеличился на 7,2%, а в 2024-м — на 4,9%. «Вклад сырьевой составляющей в экономическую динамику уже не является определяющим», — подчеркнул глава государства, добавив, что в текущем моменте этот вклад «оказался даже отрицательным». Причем рост был завязан не только на ОПК, но и на сельское хозяйство, промышленность в целом, строительство, логистику, финансы, сферу ИT — все ключевые системообразующие отрасли. По словам президента, «наша экономика становится более качественной, сложной и многогранной», но ее структуру и дальше необходимо последовательно менять. И здесь есть пять ключевых направлений: изменение характера занятости и структуры потребления, новое качество инвестиционного климата, собственные технологические решения, новое качество внешней торговли и структурное обновление ОПК. Кстати, ОПК как фактор именно экономического развития впервые был прямо упомянут на ПМЭФ.
Что касается потребления, то тут, по мнению Путина, необходим переход к экономике высоких заработных плат — и не из-за дефицита кадров, а вследствие роста производительности труда и повышения качества рабочих мест: качественная занятость — ключ к повышению доходов граждан. Сейчас у нас увеличивается занятость в обрабатывающей промышленности, сфере информации и связи и сокращается в торговле, госуправлении и финансах, что хорошо, но в целом по экономике уровень зарплат все еще недостаточен. В плане конкретных мер в этом блоке были упомянуты новая система налогообложения общепита с фиксированным НДС, часть поступлений от которого напрямую пойдет муниципалитетам, а также поддержка экономики впечатлений.
Созданию нового качества инвестиционного климата послужит минимизация издержек бизнеса по всем направлениям. Цель увеличить инвестиции в основной капитал на 60% к 2030 году по-прежнему актуальна, и к ней добавилась новая: войти к тому же сроку в двадцатку стран — лидеров по условиям ведения бизнеса. Тут ключевое — система комплексной поддержки инвестиций в регионах (инвестиционные налоговые льготы и вычеты, списания бюджетных кредитов и т. д.), которая в прошлом году была серьезно доработана. Позже, отвечая на вопросы, Владимир Путин пообещал, что широкой национализации активов в стране не будет.
«В ходе приватизации много было допущено несправедливости, с точки зрения социальной справедливости это далеко были не лучшие решения, а еще худшим решением будет сейчас начать все назад забирать, — сказал президент. — Нужно в конце концов выработать нормативную базу по срокам давности всех событий подобного рода и закрыть этот вопрос раз и навсегда на всю оставшуюся жизнь».
Что касается поддержания конкурентоспособности нашей страны на базе собственных технологических решений, цель такая: к 2030 году совокупные затраты государства и бизнеса на исследования и разработки должны вырасти до 2% ВВП (сейчас 1%). Помогут в этом нацпроекты по обеспечению технологического лидерства и такие решения, как национальная цифровая транспортно-логистическая платформа, на которой будут работать наши международные артерии, в том числе Трансарктический транспортный коридор (включающий СМП), и независимая платежная инфраструктура, где будут цифровые валюты и цифровой рубль — его президент попросил побыстрее сделать массовым.
Новое качество внешней торговли подразумевает увеличение ненефтегазового экспорта — тут государство собирается помогать, строя планы взаимодействия: уже заключен договор с КНР до 2030 года, вскоре такой же будет подписан с Индией. В странах СНГ, Турции и Вьетнаме планируется реализовать ряд крупных проектов в энергетике, добывающей и обрабатывающей промышленности, причем с участием отечественных финансовых структур.
Что до импорта, то здесь, по словам президента, нужно увеличивать долю трудоинтенсивных товаров и услуг, которые требуют физического ручного труда; в России же, напротив, стоит концентрироваться на производстве более технологически сложной продукции, с высокой добавленной стоимостью. Интересно предложение поработать с ЕАЭС над тем, чтобы настроить товарные цепочки и перенести производства в нашу страну. Российские предприятия не первый год сетуют, что сборка из китайских компонентов в странах ЕАЭС де-факто имеет при закупках те же преференции, что и полностью отечественный товар (подробнее см. статью «Не пора ли подумать о протекционизме?», «Монокль» № 12 за 2024 год). Теперь Владимир Путин поручил правительству и бизнесу проанализировать, что можно сделать в этой области, а значит, появился шанс на изменения.
И наконец, неожиданно прямое заявление: пятым направлением экономических преобразований должен стать ОПК, в котором важны технологичность на всех этапах — от разработки до логистики и закупок — и быстрое внедрение инноваций. Глава государства предложил наладить выпуск продукции двойного назначения, развивать Вооруженные силы на новой технологической базе, привлекая к работе командиров воинских подразделений. Кроме того, президент пообещал наладить военно-техническое сотрудничество с дружественными странами, причем речь идет не только о поставках вооружений, но и о совместных разработках и создании предприятий под ключ.
Прямо сейчас у нашей экономики есть две ключевые проблемы. Одна явная, уже с несколько скандальным окрасом — это, конечно, ставка ЦБ. Другая находится в тени, но важна не меньше — это эффективность госрасходов и госкомпаний. Первая ставит под угрозу цель по инвестициям к 2030 году. Вторая — задачу роста производительности. Обе нашли отражение на ПМЭФ.
При этом почти забылся популярный термин прошлого года — «экономика предложения». На одноименной сессии «Экономика предложения — стратегия роста в условиях современных вызовов» самой экономике предложения уделили минимум внимания. Даже когда эта фраза произносилась, в половине случаев спикеры имели в виду просто одну из сторон в балансе спроса и предложения, а не стимулирование производства (предложения) товаров и услуг.
Тем не менее, отвечая на вопрос ведущего сессии, председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова о том, что экономика предложения «немножко пробуксовывает — товаров стало меньше, цены растут, качество падает», министр экономического развития Максим Решетников возразил: экономика предложения «во многом пошла». Запущены крупные проекты, многие программы получили помощь из бюджета: новый инвестиционный цикл в агропромышленном комплексе, поддержка туризма, нацпроекты технологического лидерства. С другой стороны, отметил министр, экономика предложения — это в первую очередь финансирование. Сейчас в стране период очень жесткой денежно-кредитной политики, и предприятия за пределами программ поддержки вкладывать средства не хотят, единственным исключением является ВПК. Существенное расширение спроса в ВПК привело к повышению уровня инвестиций и росту активности.
Цель увеличить инвестиции в основной капитал на 60% к 2030 году по-прежнему актуальна, и к ней добавилась новая: войти к тому же сроку в двадцатку стран — лидеров по условиям ведения бизнеса
Решетников пояснил, что сложная машиностроительная продукция с большими объемами НИОКР сильно зависит от уровня процентных ставок. Во-первых, из-за длительного цикла изготовления: все проценты на инвестиционной стадии, по сути, закладываются в стоимость продукции. Во-вторых, сейчас никто ни в России, ни в мире локомотивы «на споте» не берет (заплатил всю сумму сразу и сразу же получил товар. — «Монокль») — все покупают в рассрочку. Соответственно, стоимость денег (процент по кредиту / стоимость привлечения на денежном рынке. — «Монокль») закладывается в цену еще раз.
«Почему, например, нам сейчас очень тяжело на внешних рынках? По большому счету мы их для себя закрыли. В момент выхода с завода наш локомотив на 15–20 процентов более конкурентоспособен. Но когда, например, в китайский локомотив добавляют китайские деньги на период 7–10 лет, мы те же 20 процентов проигрываем. Потому что у нас деньги дорогие», — объясняет Максим Решетников. Впрочем, он выразил надежду, что по мере смягчения денежно-кредитной политики ситуация нормализуется.
Дальше дискуссия затронула тему охлаждения экономики и намечающуюся депрессию. Министр финансов Антон Силуанов признал, что развивать экономику предложения и охлаждать экономику — задачи противоположные. По мнению чиновника, сейчас мы справимся с инфляцией, «чуть подохладимся», и она (экономика предложения. — «Монокль») пойдет уже другими темпами. Что касается текущей ситуации (охлаждение или рецессия), то, как поэтично отметил Силуанов, в стране сейчас похолодание, но за похолоданием всегда приходит лето.
Давление на ЦБ накануне ПМЭФ еще возросло: о том, что ставку хорошо бы снизить, заявили глава «Ростеха» Сергей Чемезов, первый зампред правительства Денис Мантуров, зампред правительства Александр Новак и даже зампред Сбербанка Александр Ведяхин. Однако председатель Банка России Эльвира Набиуллина осталась непреклонна и повторила, что у нас пока «выход из перегрева». По ее словам, в России росла экономика спроса, а экономика предложения отставала — отсюда и перегрев, и инфляция. Максим Решетников ответил более прямо, заявив, что по цифрам у нас охлаждение, но все эти цифры — зеркало заднего вида; по текущим ощущениям бизнеса и по опережающим индикаторам страна уже на грани перехода в рецессию. «Мы стоим на грани. Дальше все зависит от наших решений», — добавил он.
Не могли на ПМЭФ пройти и мимо заявления заместителя главы администрации президента Максима Орешкина о том, что текущая модель роста экономики России себя исчерпала. Напомним, речь в первую очередь шла про рывок 2023–2024 годов, который, по мнению чиновника, в значительной степени обусловлен активизацией ранее не задействованного потенциала, прежде всего кадрового и производственного.
Сам Орешкин на сессии не присутствовал. Впрочем, Эльвира Набиуллина с ним заочно согласилась в том, что резервов для роста экономики осталось мало. Многие компании столкнулись с дефицитом кадров. Простаивающие производственные мощности; освободившиеся после ухода западных компаний ниши (импортозамещение); накопленные бюджетом ресурсы (ФНБ), которые тратятся на инвестиции; запас капитала банковской системы, который был основой для ускоренного кредитования, — большинство из этих ресурсов, по словам главы ЦБ, действительно исчерпаны, и нужно думать о новой модели развития. Причем во главу угла в Банке России ставят производительность труда, которая наряду с диверсификацией экономики остается вечным рецептом. К сожалению, о том, какими именно методами можно этого достичь в текущей ситуации, глава ЦБ не рассказала.
Интересный оборот дискуссия приняла, когда Андрей Макаров спросил Эльвиру Набиуллину, на чем основаны долгосрочные прогнозы инфляции от Банка России — на догадках, надежде или расчете? Напомним, в ближайшие несколько лет (по текущему прогнозу — с декабря 2026 года, а в среднем за год с 2027-го) ЦБ ожидает «возвращения» инфляции к 4%. Глава ЦБ ответила, что это расчет, подкрепленный их решимостью добиваться снижения инфляции до целевого показателя.
«Мне кажется, мы упрощаем дискуссию, — возразил чуть позже Максим Решетников. — У нас либо инфляция четыре процента, либо все как в Турции. Между этими полюсами есть еще зона принятия решений, в рамках которой можно обсуждать. Я за то, чтобы помимо веры в инфляцию в четыре процента было хотя бы немножко любви к экономике или хотя бы отсутствие нелюбви».
Если бы Банк России не был независимым, можно было бы считать, что окончательную точку в этом споре поставил Владимир Путин. Он отметил, что сейчас важно обеспечить переход на траекторию сбалансированного роста, с умеренной инфляцией и низкой безработицей, но также с продолжением позитивной экономической динамики. «Некоторые видят риски стагнации и рецессии. Этого ни в коем случае нельзя допустить, — подчеркнул президент. — Нужно вести грамотную продуманную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, настраивать их механизмы прежде всего на поддержку и стимулирование роста».
У реальных и потенциальных инвесторов (а брокерские счета теперь есть у 35 млн россиян) большой интерес вызвала сессия, посвященная IPO, и главным образом идея продажи пакетов госпредприятий. Антон Силуанов был настроен по-боевому: «Вы говорите, акции дешевые? Надо покупать! Хороший сейчас период для выхода госкомпаний на IPO и приватизации или не очень удачный — такие разговоры идут постоянно. И постоянно не самое хорошее время для государства продавать свои доли. Когда наступит другое — непонятно. Поэтому надо исходить из сегодняшнего момента. Сегодня, мне кажется, если мы будем заниматься приватизацией, это выгодно всем». Конкретные компании министр назвать отказался, но пояснил, что это будет энергетика, транспорт, финансы. Причем предстоящие IPO госкомпаний чиновник пообещал проводить в формате cash in, когда деньги от размещения идут на развитие предприятия.
У ЦБ позиция более трезвая: финансисты понимают, что для продажи акций госкомпаний нужно совершенно другое отношение к инвесторам. «Избыточная закрытость, которая сейчас есть, наносит вред и рынку, и самим этим организациям. У нас две трети капитализации рынка — компании в котировальном списке, которые пользуются правом на закрытие информации. Чуть-чуть успокаивает, что количество компаний, которые этим правом пользуются, уменьшается, но все равно это много. Если мы хотим привлечь инвесторов, ситуацию надо менять», — подчеркнула Эльвира Набиуллина. Со своей стороны, Банк России не вносит в ломбардный список организации, которые избыточно закрывают информацию, а с июня исключат даже те бумаги, которые были у таких компаний раньше. «Мы готовим специальную маркировку, чтобы инвестор видел, что компания не раскрывает информацию, если у нее нет двух рейтингов. Рейтинги у нас сейчас есть по облигациям, мы развиваем рейтинги по акциям. Действительно есть объективные санкционные ограничения, но тогда должна быть качественная аналитика от тех структур, которые имеют доступ к информации», — добавила глава ЦБ.
Но дело не только в закрытости потенциальных новых эмитентов. Крупные компании — как государственные, так и некоторые частные — пока не осознали в полной мере, что условия изменились, и требуют тарифов выше инфляции, вместо того чтобы заняться наконец повышением собственной эффективности. Не все гладко и в сфере инфраструктурных программ, на которые правительство выдает бюджетные кредиты: недавно Счетная палата проверила проекты в семи регионах и выяснила, что в четырех случаях плановых показателей достичь не удалось, однако ответственность за это не предусмотрена. В ходе ПМЭФ аудитор Счетной палаты Наталья Трунова рассказала, что при строительстве объектов ЖКХ и социальной инфраструктуры очень редко используется типовая документация и по 30% объектов сроки сдачи сдвигаются. Впрочем, глава Федеральной налоговой службы Денис Егоров предлагает использовать аналитические возможности ФНС: предсказывать на основе истории прежних контрактов вероятность того, что конкретный подрядчик сорвет сроки или завысит смету.