Необанки в погоне за буквой О

Маркетплейсы обзавелись банковскими лицензиями для внутренних нужд, но на этом не остановились и зашли на территорию традиционного банкинга. Теперь они делают следующий шаг: ставят банкоматы, кредитуют и страхуют и даже замахиваются на брокерский бизнес

Читать на monocle.ru

Экспансия маркетплейсов на территории, занятые традиционными банками, продолжается, и накал борьбы уже довольно велик. «Старые» игроки регулярно предъявляют новичкам претензии, считая, что тем все дается слишком легко. «Для классического банка самый сложный этап — набор клиентской базы. Это очень дорого и трудно. Необанки быстро прошли этот путь за счет ценовой дискриминации по принципу оплаты. Если оплачивать товар на маркетплейсе картой необанка этого маркетплейса, то такой товар для покупателя становится дешевле, чем при оплате картой любого другого банка. Думаю, регулятор должен обратить на это внимание», — выразил свою озабоченность зампредправления Сбербанка Тарас Скворцов на состоявшемся недавно форуме «Финополис». Банкир также отметил, что традиционный банкинг — это больше про заработки от управления рисками, до чего у новых игроков руки еще даже не доходили. Так что, по выражению Скворцова, «в слове “необанки” букву О еще надо заслужить».

Раньше примерно то же самое уже говорилось со стороны Альфа-банка. «Мы исследование провели: 83 процента клиентов хотят идти в Ozon Банк, потому что там скидки. Чистой воды ценовая дискриминация», — возмущался на ПМЭФ-2024 глава Альфа-банка Владимир Верхошинский, отмечая, что если не букве, то духу закона о защите конкуренции подобная ситуация явно противоречит, а большая часть кошельков пользователей площадки — анонимная. Напомним, малые суммы позволяли не проходить полную идентификацию, что заметно удешевляет «стоимость клиента» для банка маркетплейса (подробнее см. «Новые банки проверят на прочность», «Монокль» № 28 за 2024 год).

Противостояние «старых» и «новых» банков уже выливается в интересные инициативы. В частности, Совет Федерации рекомендовал правительству внести в закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» поправки. Формулировки вполне красивые — обеспечить равные условия доступа к посредническим цифровым платформам (читай: маркетплейсам) для всех, закрепить принцип единой цены на товары. В реальности это означает, что, если инициатива станет законом, по картам своих банков давать скидку на товары маркетплейсы не смогут.

Было бы странно, если бы это не вызвало ответную критику со стороны площадок и ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Их аргумент таков: это попытка ограничить скидки и акции на площадках, что является устоявшейся общемировой рыночной практикой.

Взрывное расширение

Тем временем банки маркетплейсов продолжают движение вглубь чужой территории.

«Действительно, банки в рамках маркетплейсов замахиваются на построение полноценного универсального банкинга, с практически полным спектром розничных услуг, а также трансакционных и кредитных услуг для малого и среднего бизнеса. То есть они собираются занять позиции и свою нишу практически по всему спектру банкинга. Естественно, без захода на крупный бизнес, так как крупным игрокам им предложить нечего», — рассказывает гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев.

По данным портала «Банки.ру», на сентябрь текущего года нетто активы самого большого из маркетплейс-банков, Ozon Банка, составили 524 млрд рублей. А, например, активы Т-Банка — 5,1 трлн рублей.

Но это пока. В конце июля Ozon установил первую дюжину своих банкоматов в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а до конца года нацелился уже на 350 банкоматов, в том числе в других городах. А порядка 31,7 млн активных клиентов гарантируют, что эти банкоматы простаивать не будут.

В августе в Ozon Банке появилась возможность открыть кредитную карту: клиенты смогут оплачивать ею покупки как онлайн, так и офлайн, с льготным периодом в 78 дней и кредитом до миллиона рублей.

«Запуск кредитной карты — это следующий шаг в развитии нашей классической банковской линейки и важный этап в укреплении кредитного направления банка», — заявил председатель правления Ozon Банка Андрей Личманов.

Наконец, только что Ozon сообщил, что до конца 2025 года планирует выйти на рынок автострахования. На платформе Ozon Банка будет предложено несколько вариантов страховых продуктов в дополнение к уже имеющимся (в сфере защиты имущества, грузоперевозок, защиты сбережений от мошенников). Страховая лицензия у них не собственная, продукты формируются через партнеров.

Не отстает и Wildberries со своим Вайлдберриз Банком. Выступая на сессии «Цифровые платформы и экосистемы — 2030», основательница электронной торговой площадки Татьяна Ким рассказала о начале выпуска банковских карт. Сначала для работников, а потом и для всех остальных. Желающим получить карту придется повысить уровень своего WB-кошелька до максимального, то есть открыть счет в Вайлдберриз Банке и соответственно пройти идентификацию. А на том же недавнем «Финополисе» председатель правления Вайлдберриз Банка Георгий Горшков рассказал, что банк расширяет линейку продуктов для бизнеса и запускает депозиты для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На этом он не остановился и дополнительно упомянул о планах в течение года обзавестись брокерской лицензией — это станет очередным этапом развития финансового направления маркетплейса. Намеки на это уже были. Ранее был запущен сервис «WB Копилка», позволяющий клиентам инвестировать в проекты, связанные с электронной коммерцией, через краудфандинг.

Чуть в стороне от маркетплейсов стоит Яндекс Банк. Он создан на базе не цифрового рынка, а IT-компании, хотя эта разница стремительно размывается. От кредитования продавцов собственной площадки к кредитованию юрлиц вообще банк перешел совсем недавно, ранее кредиты были доступны только на «Яндекс Маркете» и, ограниченно, на «Авто.ру». С лета Яндекс Банк весьма активно набирает пассивы, включив тот же механизм, что и Вайлдберриз c Ozon: например, по его карте можно заказать такси с хорошей скидкой.

Банки «Озона» и «Яндекса» с января по сентябрь этого года почти удвоили свои нетто активы (см. таблицу), Вайлдберриз Банк по активам поднялся на 78%. Что вызывает столь бурный рост? Банальное стремление людей к выгоде.

«На мой взгляд, основными причинами успешности банков маркетплейсов в последние годы стали общее быстрое развитие электронной коммерции в стране, а также самая понятная мотивация, почему клиентом маркетплейсов стоит становиться и клиентами соответствующих банков: денежная. Если оплачиваешь товар картой банка маркетплейса, то получаешь прямую и неплохую скидку; платишь картой любого другого банка — товар обходится дороже», — говорит аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов.

Близко к модели банков маркетплейсов находятся МТС Банк и Почта Банк, оба пытались развиваться на базе уже существующей огромной клиентской сети своей материнской компании. Тот же МТС Банк в последнее время предпринимает активные шаги для повышения проникновения в клиентскую базу МТС, а его стратегия на 2025‒2028 годы предполагает рост числа активных клиентов в два-три раза. Но «выстрелить» так же, как банки маркетплейсов, они не смогли. И тому есть объективные причины.

«Поскольку у Почта Банка и МТС Банка не было маркетплейсов, результат был неочевиден. МТС Банк в целом нашел свою нишу как финтех-направление МТС, но в основном это, скорее, работа с данными для корректного скоринга и классических кредитов и кредитных карт. Почта Банк мог бы занять свою нишу для международных посылок, переводов и прочего, но санкции на РФ этому помешали», — объясняет директор департамента корпоративных финансов Первоуральскбанка Артем Тузов.

Ближние горизонты

Эксперты полагают, что темпы роста необанков все еще будут высокими, но в то, что банки маркетплейсов радикально перекроят банковский рынок, верят не все. Как отмечает Артем Тузов, обороты маркетплейсов в 2024 году превысили 4,1 трлн рублей, на горизонте трех‒пяти лет можно ожидать 7‒10 трлн. Тут обычная экономия на трансакционных издержках внутри маркетплейсов уже приносит существенный доход. Как и размещение свободных остатков внутри платформы. А план-максимум — создать игроков на рынке кредитования, сравнимых с крупнейшими банками страны. И это возможно, полагает Тузов, если маркетплейсы смогут правильно работать с риском и эффективно кредитовать продавцов и покупателей на маркетплейсах.

«Рост продолжится, они будут расти гораздо быстрее рынка, так как в некоторых сегментах у них есть явные преимущества. Например, доступность клиентской базы, которая замотивирована открывать в этих банках счета. Но сказать, что эти банки потеснят крупнейшие универсальные банки? Такого сценария я пока не вижу», — прогнозирует Павел Самиев.

Игорь Додонов склоняется к той же оценке. «Я полагаю, что у банков маркетплейсов сохраняется значительный потенциал роста, однако на горизонте трех‒пяти лет они, думаю, все же останутся нишевыми игроками, которые работают в основном в контуре своих маркетплейсов и предлагают финансовые услуги для поставщиков товаров и покупателей-физлиц», — полагает представитель «Финама». Конечно, банки маркетплейсов продолжат пытаться выходить за пределы своих экосистем, однако, по оценке аналитика, там им будет довольно сложно конкурировать с обычными банками, во всяком случае в ближайшие годы. «В частности, я полагаю, что граждане пока по-прежнему будут предпочитать хранить крупные сбережения в классических банках. Банкам маркетплейсов, вероятно, будет трудно и занять какие-то значимые позиции в таких сегментах, как ипотечное и корпоративное кредитование, инвестбанковские услуги, обслуживание внешнеторговых расчетов и прочее», — заключает Игорь Додонов.