За секунду до алюминия

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы «Монокль»
22 марта 2021, 00:00

Как райцентр в Иркутской области готовится к запуску нового завода

На Тайшетском алюминиевом заводе налаживают и готовят к пуску оборудование

Строительство Тайшетского алюминиевого завода (ТаАЗ), самого современного завода En+ Group, вошло в завершающую фазу. Десятого марта его площадки получили электроэнергию со специально построенной для этого подстанции Озерная и приступили к пусконаладочным работам. Запуск завода, строящегося с 2006 года, состоится в 2021-м. В самой En+ Group не называют более точную дату, но, по сведениям «Эксперта», пока в планах значится третий квартал, поскольку на пусконаладочные работы должно уйти не более трех-четырех месяцев.

Пуск «Озерной» (установленная мощность — 1500 МВт) и само по себе значимое событие. На сегодня это крупнейший инвестиционный проект энергетического блока En+. На «Озерную» ушло 13 млрд рублей, она была построена в кратчайшие сроки и укомплектована самым современным оборудованием. Все управление осуществляется дистанционно, так что обслуживает «Озерную» всего 16 человек. Подстанция не только подключила Тайшетский алюминиевый завод к энергии с Богучанской ГЭС (почти 3000 МВт установленной мощности, строилась «Русгидро» и «Русалом», металлургическим сегментом En+ Group, в рамках государственной программы комплексного развития Нижнего Приангарья, запущена в 2012 году), но и направила энергию с Богучанской ГЭС в общую энергосистему, связав ее с Красноярской энергосистемой, — это позволяет продавать энергию с Богучанки по рыночной цене. Но главное, конечно, обеспечение энергией будущего алюминиевого завода.

«Для нас важно, что Тайшетский алюминиевый завод будет обеспечен чистой энергией — энергией с гидроэлектростанции. А экологически чистый алюминий — это главный тренд сегодня, на него самый большой спрос», — заявил в ходе церемонии запуска «Озерной» руководитель энергетического бизнеса компании En+ Group Михаил Хардиков. 

Попали в зеленую волну

Тайшетский алюминиевый завод начали строить в 2007 году. Тогда мировые рынки сырья, в том числе алюминия, были на подъеме, спрос на этот металл постоянно рос, особенно со стороны Китая. «Русал» после слияния с СУАЛом и Glencore оказался полностью обеспечен собственным сырьем для производства алюминия, а также электроэнергией — уже вовсю шло строительство Богучанской ГЭС. Первый алюминий на ТаАЗе планировалось получить уже в 2009 году, полностью завершить проект и выйти на проектную мощность в 750 тыс. тонн алюминия в год — в 2011-м. Это должна была быть масштабнейшая индустриальная стройка с советских времен. Вместе с Богучанским алюминиевым заводом ТаАЗ должен был на треть увеличить объемы алюминия, производимого «Русалом».

Но два года спустя строительство было заморожено: финансовые условия после мирового кризиса 2008 года резко ухудшились, а на стройку ТаАЗа требовалось в общей сложности два миллиарда долларов. К тому же подешевел алюминий, что негативно сказалось на выручке «Русала». Возглавивший в тот момент свою компанию Олег Дерипаска принял решение сосредоточиться на текущих активах, хотя продолжал искать варианты финансирования для запущенных строек. Встало и строительство Богучанского завода, возводившегося параллельно с ТаАЗом, а между «Русалом» и «Русгидро», строившим в то время Богучанскую ГЭС, возникли трения по поводу финансирования этого энергопроекта и сроков его запуска. «Русгидро» требовала выбрать энергию Богучанки — «Русал» справедливо указывал, что это невозможно сделать, пока заводы не достроены. Понадобилось два года переговоров, чтобы масштабные проекты начал кредитовать ВЭБ. 

Возвратившись к металлургическим инвестпроектам, «Русал» сосредоточился на Богучанском алюминиевом заводе, запуск которого состоялся в 2015 году. Работы на ТаАЗе возобновились в 2011-м, но приоритетом оставался богучанский «сосед». 

Пришлось решать по ходу дела и вопрос с обеспечением ТаАЗа энергией. От Богучанской ГЭС уже питался Богучанский алюминиевый завод, а тайшетской площадке требовалось почти 1500 МВт мощности. Прорабатывался вариант обеспечения ТаАЗа от «Иркутскэнерго». В результате решили строить собственными силами подстанцию «Озерная», которая и запитает ТаАЗ, и объединит энергосистемы Красноярска и Иркутска. Именно поэтому пуск «Озерной» в марте 2021 года действительно важный этап в достройке ТаАЗа — можно сказать, преодолен последний барьер. 

Сейчас, когда пуск Тайшетского алюминиевого завода практически на финишной прямой, нет проблем и с финансированием: за пару недель до запуска «Озерной» «Русал» подписал кредитный договор на 45 млрд рублей c ВТБ и Газпромбанком — деньги пойдут как раз на достройку первого пускового комплекса ТаАЗа.

На самом деле отложенный на десять лет пуск ТаАЗа в некотором смысле оказался на руку «Русалу» и En+ Group. За это время «зеленый» тренд во всем мире стал главенствующим, а гидроэнергетика вышла на первый план не только как самая дешевая, что важно для производства алюминия, но и как абсолютно экологичная. Вовремя уловив этот тренд, En+ Group, объединившая металлургические активы «Русала» и связанные с ними энергетические мощности, начала активно продвигать себя на мировых рынках не просто как крупнейшего производителя алюминия за пределами Китая (объем — 3,9 млн тонн в год), но и как производителя «зеленого» алюминия — металла с низким углеродным следом. Основатель En+ Group Олег Дерипаска в соответствии с новыми мировыми экологическими векторами определил базовые принципы и стратегический курс холдинга; главная цель теперь — сокращение выбросов парниковых газов (ПГ). Совсем недавно, в январе 2021 года, En+ Group объявила, что достигнет нулевого баланса выбросов ПГ к 2050 году, а к 2030-му сократит их как минимум на 35%. Разумеется, эти процессы затрагивают все активы — производство алюминия, выработку тепло- и электроэнергии.

Прошлой весной британская экологическая организация The Carbon Trust, занимающаяся вопросами снижения выбросов парниковых газов промышленностью, выпустила отраслевой документ, призывающий к формированию единых стандартов определения углеродного следа первичного алюминия. Его название — «О необходимости маркировки низкоуглеродного первичного алюминия», документ содержит методологию определения «низкоуглеродной категории» как отдельного класса и рекомендует внедрение простой и подтвержденной маркировки для дифференциации именно низкоуглеродного алюминия. Дело в том, что углеродный след алюминия у отдельных производителей может быть до пяти раз больше, чем у производителей низкоуглеродных материалов. При этом важно, что оценка выбросов должна охватывать весь производственный цикл, а компании, согласившиеся на низкоуглеродную маркировку, обязуются подтвердить оценку в течение двух лет с момента получения такой маркировки.

En+ Group одной из первых в алюминиевой отрасли поддержала новый отчет, так как при выплавке ее алюминия используется энергия ГЭС и он полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к низкоуглеродной продукции. «En+ Group считает, что восстановление после пандемии должно быть основано на экологически чистых материалах для создания более крепкой и устойчивой экономики будущего. Это потребует реальных изменений в том, как мы все ведем бизнес, и исследование The Carbon Trust указывает на первые шаги, которые в срочном порядке должна предпринять наша отрасль», — заявил тогда исполнительный председатель En+ Group Лорд Баркер. En+ Group также первой заключила коммерческие контракты с гарантированным углеродным следом и раскрытием углеродного следа вплоть до завода поставки металла.

Что до ТаАЗа, то он станет флагманом — самым экологичным производством группы. 

Миксеры и аноды

Гигантские корпуса с бетонным полом и синими перекрытиями на потолке. В высоко расположенные окна падают снопы света, в центре — пока упакованное в ящики оборудование и подъемные краны. Генеральный директор Тайшетского алюминиевого завода Игорь Волохов и группа инженеров демонстрируют самые главные цеха — электролизный и литейный. 

Вкратце напомним, как производится алюминий. Сырье — глинозем, то есть переработанные особым образом бокситы — засыпают в огромные ванны при температуре 950 градусов и пропускают через него электрический ток. Это электролиз, а сами ванны называются электролизерами. Металл собирается на дне ванн, после чего его отливают в разнообразные слитки. 

С самого начала на Тайшетском алюминиевом заводе «Русала» предполагалось использовать электролизеры РА-400Т — собственную технологическую разработку компании. Это усовершенствованная версия электролизера РА-400, установленного еще в 2005 году на Саяногорском алюминиевом заводе. Разработка и внедрение РА-400Т обошлись «Русалу» примерно в 35 млн долларов. Производительность электролизера РА-400Т — 3,3 тонны алюминия в сутки, что делает его одним из самых мощных в мире. По сравнению с проектом РА-400 новая модель еще менее энергоемкая, а также более легкая и компактная, что экономит рабочее пространство в корпусах завода. Кроме того, модернизированная система автоматической подачи глинозема обладает большим сроком службы и меньшим расходом сжатого воздуха. Сейчас на электролизеры осталось только навесить аноды, рассказывает Волохов. Аноды будут использоваться обожженные — это еще одно необходимое условие для «зеленого» алюминия и собственная разработка инженерно-технологического центра «Русала». Обожженные аноды позволяют снизить выбросы вредных веществ, технология прошла аудит компании R&D Carbon Ltd, и по ней уже производит аноды для заводов En+ Тайшетская анодная фабрика, в которую холдинг вложил свыше 52 млрд рублей. 

На первом этапе на ТаАЗе будет запущено 262 электролизера, а в первом полугодии 2022 года заработают уже 352. 

На ТаАЗе все обслуживание — главным образом замена анодов — будет производиться со специально закупленных кранов немецкой NKM Noell. Это важно и для производительности, и для условий труда, и опять-таки для снижения углеродного следа. 

Оборудование NKM Noell стоит и в анодно-монтажном отделении. Контроль за машинами и механизмами на всех этапах производства, от момента погрузки глинозема в ванны и до упаковки готовых слитков, будет проводиться с использованием искусственного интеллекта и онлайн-мониторинга. 

Тайшетский алюминиевый завод добавит после пуска почти 430 тыс. тонн к общей производственной мощности «Русала». Причем около 90% продукции — мелких чушек, плоских и цилиндрических слитков — пойдет на экспорт в Азию, Европу и США. Спектр использования алюминия сегодня максимально широк — это и отрасли «старой» экономики (авиа- и автостроение, строительство, пищевая промышленность), и «новое» производство смартфонов и серверов. В «Русале» подчеркивают, что продукция ТаАЗа имеет высокую добавленную стоимость, так как все современные отрасли предъявляют к алюминию целый набор требований. Например, для пищепрома важно, чтобы были соблюдены все нормы по микропримесям в алюминии, а для этого он должен пройти четыре степени очистки. 

Литейное производство в Тайшете будет производить цилиндрические и плоские слитки, сплавы и лигатуру. В «литейке» свои уникальные объекты: не имеющие аналогов по размеру миксеры. В алюминиевом производстве используются так называемые поворотные миксеры — в них копится жидкий металл, и они же подают расплав на линии по разливке алюминия в чушки или слитки. На Тайшетском заводе стоят не только поворотные миксеры емкостью 60 и 85 тонн, какие используются и на других заводах группы, но еще и четыре миксера емкостью 115 тонн. Миксеры такого размера в России уникальны, пока они есть только на ТаАЗе. Здесь уже стоят современные вертикальные литейные машины Wagstaff, которые будут отливать мелкие чушки и плоские слитки. 

Экологические требования на ТаАЗе постарались учесть максимально. Завод оборудован современными системами сухой очистки газов, позволяющими значительно снизить влияние производства на окружающую среду (эффективность улавливания газов — более 98,5%). Абсорбентом станет тот самый глинозем, который будет использоваться в производстве. Вода тоже будет использоваться в замкнутом цикле, никаких стоков. 

Снова индустриализация 

В здании несколько даже щеголеватого вокзала в Тайшете (электронные табло, мозаичные полы, белое фортепиано, правда задвинутое поглубже в тень) — стенд, приглашающий на золотые прииски «Полюса». Зарплата — от 100 тыс. до 160 тыс. рублей. Долгое время только вахтовые заработки на Севере и Дальнем Востоке да еще служба в РЖД были для местных жителей способом сводить концы с концами. О состоянии местных доходов говорит хотя бы тот факт, что за все постперестроечное время в Тайшете был построен лишь один новый дом, а молодые люди уезжали жить и работать в Иркутск, Красноярск и другие крупные города. 

В Тайшете, расположенном почти в 400 км от Красноярска и почти в 700 км от Иркутска, сходятся Транссиб, Байкало-Амурская магистраль плюс ветка на Абакан и Кузбасс. Сначала он был крупным железнодорожным узлом, в 1980-е здесь появилась промышленность: стройкомбинат, мясокомбинат, завод по ремонту дорожно-строительных машин. После развала СССР заводы и комбинаты один за другим прекратили существование. Население Тайшета сократилось с 43 тыс. человек на пике перед перестройкой до 32,6 тыс.

Спустя тридцать лет деиндустриализации оказалось, что именно промышленность способна вдохнуть жизнь в поселение и стать тем фундаментом, на который «нарастет» сфера услуг, малый бизнес и прочая экономическая деятельность. С запуском завода жизнь в Тайшете должна сильно измениться.

На самом первом этапе работать на ТаАЗе будет около 1100 человек, потом число сотрудников возрастет. На заводе подчеркивают: практически все новые рабочие места будут укомплектованы местными жителями — за исключением нескольких сложных специальностей. Уже есть договоренность с Тайшетским промышленно-технологическим техникумом, который начал готовить специалистов, востребованных на заводе.

Самый острый вопрос — с жильем и социальной инфраструктурой. Сейчас квартиры арендуются, кроме того, выкуплен целый пятиэтажный дом, но это временное решение. В Тайшете силами En+ возводится микрорайон, где будет несколько восьмиэтажных домов (четыре уже готовы, в 2022–2023 годах будет сдано еще несколько), а также большая школа и детский сад. В планах — модернизировать городской бассейн. Возможно, потребуется еще дом для персонала школы и детсада.

Пока же в Тайшете быстро дорожает жилье, которое уже есть. По данным сервиса «Авито», однокомнатные квартиры в пятиэтажных хрущевках Тайшета сейчас продаются по 1,8–2,2 млн рублей, тогда как в соседнем Канске, городе с населением почти втрое большим, аналогичное жилье стоит 1–1,4 млн рублей. На центральной улице Транспортной, идущей вдоль железной дороги, — множество ярких вывесок: от магазинов китайских товаров и салонов красоты до табачных лавок и сети пивных с собственным мобильным приложением. Местный малый бизнес выглядит весьма бодро.

В прошлом году «Русал» оперативно построил и запустил в Тайшете медицинский центр для пациентов с внебольничной пневмонией на тридцать мест с возможностью расширения до шестидесяти шест мест. На строительство центра было потрачено 400 млн рублей, помимо Тайшета такие центры были построены по инициативе Олега Дерипаски и в двух других городах Иркутской области. В тайшетском медцентре есть отделение реанимации и интенсивной терапии с аппаратами искусственной вентиляции легких, лечебные боксы имеют по современным требованиям отдельные входы и автономную вентиляцию, вход в реанимацию идет через шлюз с подпором воздуха, что исключает воздушные перетоки. После окончания пандемии медцентр можно будет перепрофилировать в иммунологический центр или другое необходимое региону медучреждение. 

Теперь на подходе Центральный парк — Тайшет стал победителем грантового конкурса «Территория “Русала”» и получил 50 млн рублей. На эти деньги и на средства городского бюджета благоустраивается местный парк.

Индустриализация затронет не только Тайшет, но и областной центр. Уже сейчас сотрудники головного офиса энергетического блока En+ Group переезжают в Иркутск. К концу весны дивизион будет управляться именно из Иркутска, здесь будут работать более ста сотрудников головного офиса, то есть свыше трети. «Дело не только в деньгах, дело в фундаментальных причинах, — комментирует переезд Михаил Хардиков, уже несколько лет работающий в основном в Иркутске. — Это будет способствовать более быстрому принятию управленческих решений, распространению управленческих подходов, повышению эффективности сотрудников, а также переносу уровня жизни, привычного в Москве, и разного рода хороших инициатив в регионы». Для Иркутской же области, бюджет которой наполняется в первую очередь за счет НДФЛ, а во вторую — за счет налога на прибыль, переезд офиса энергетического блока из Москвы и строительство ТаАЗа безусловный плюс.

Тайшет — Москва