Российские сервисы бесконтактной оплаты вышли на новый виток популярности с уходом из России платежных систем Visa и Mastercard, а также сервисов Apple Pay и Samsung Pay. Последние месяцы НСПК, оператор Системы быстрых платежей, и отечественные банки трудились над тем, чтобы вернуть россиянам возможность бесконтактно оплачивать покупки в магазинах. С апреля заработало мобильное приложение СБПэй, аналог Apple Pay и Google Pay, а сейчас все больше банков и компаний подключаются к оплате по QR-коду от СБП (среди них «Тинькофф», «Открытие», Альфа-банк, Делобанк, ВТБ, Промсвязьбанк, МКБ, Совкомбанк, ЮниКредит Банк, РСХБ, Почта банк) или строят собственные сервисы на ее основе. СБП же запустила масштабную рекламную кампанию.
Выигрыш за QR
Напомним, оплачивать покупки по QR-коду через СБП прямо на кассе стало возможным с 2019 года. Сейчас к системе подключены сети «Дикси», «Детский мир», «Магнит», Fix Price, МТС, группа «М.Видео — Эльдорадо», XFIT, «Л’Этуаль», Ozon, Wildberries и другие (подробнее см. «QR-коды вместо кошелька», «Эксперт» № 5 за 2022 год). Ранее «Эксперт» уже описывал, как это работает: после того как кассир сформировал чек, на экране кассы появляется QR-код, который покупатель считывает через мобильное приложение своего банка. Затем проводится платеж: деньги списываются со счета покупателя и отправляются на счет в банк получателя, то есть магазина. Важно, что для оплаты по QR-коду банк-эквайер не нужен, равно как и платежные системы. Главное условие — чтобы и покупатель, и магазин были подключены к СБП. Эта схема оплаты заметно отличается от эквайринга, при котором существует система посредников в виде банка-эквайера и платежной системы, выпустивших карту. Поскольку эквайринг сложнее и включает в себя несколько участников операции, комиссия за него высока — в среднем 2–3%. Комиссия за СБП для малого и среднего бизнеса составляет до 0,7%.