Подлатали стену

18 февраля 2024, 13:48
№8
Семен Лиходеев/ ТАСС

Система передачи финансовых сообщений, карта «Мир», CNAPS и СIPS (национальная система внутренних платежей и трансграничная межбанковская платежная система Китая), иранский SEPAM — казалось, что контуры новой платежной системы, свободной от всевидящего западного ока, уже наметились. Но это был обман зрения. Российские компании продолжали пользоваться услугами банков дружественных стран, которые, в свою очередь, не заинтересованы в резких движениях и в разрыве финансовых связей с западными партнерами. Этой зимой под давлением эмиссаров из США турецкие, китайские и гонконгские банки ужесточили условия проведения платежей от российских предприятий и связанных с Россией компаний других стран, а также за транзитные грузы.

Понятно, почему Америка обеспокоена: впечатляющие масштабы обхода санкций Россией превращают США в посмешище. Недавно главный экономист базирующегося в Вашингтоне Института международных финансов (Institute of International Finance) Робин Брукс посетовал, что Россия, скорее всего, занижает данные о профиците счета текущих операций: исторически положительное сальдо счета текущих операций страны сильно коррелировало с налоговыми поступлениями от экспорта нефти, но в 2023 году корреляция нарушилась. Поэтому США будут прилагать все возможные усилия, чтобы перекрыть кислород нашим компаниям — в первую очередь работающим над обходом санкций, но и всем остальным тоже.

Крупный бизнес в такой ситуации особых проблем не испытывает: ему по силам удлинить цепочки фирм-прокладок и оформить все юридически грамотно для банков и регуляторов разных стран. Страдают средние и мелкие предприятия, прежде всего импортеры. С одной стороны, это естественным образом создает лакуны для импортозамещения, с другой — все же мы открытая и сложная экономика, которая все равно будет нуждаться в компонентах и товарах из-за рубежа. И все приобретения надо как-то оплачивать.

Очевидно, что без помощи политиков и дипломатов тут не обойтись. Партнеры в дружественных странах должны понимать: их — и не только их — экономики столкнутся с множеством проблем, если российские нефть, газ и прочие сырьевые товары покинут рынки, а к нам из-за границы перестанет поступать продукция, на перепродаже и сопровождении которой те же дружественные страны хорошо зарабатывают. Сейчас мяч на их стороне – при желании они могли бы задействовать два главных механизма для налаживания бесперебойных и скрытых от глаз Запада финансовых отношений с Россией.

Первый — двухконтурная банковская система, которая предполагает создание внутри дружественных стран специализированных банков, работающих только с Россией. У таких банков не будет долларовых и евровых корсчетов, как, например, у крымского РНКБ. Второй — клиринговые центры, которые станут проводить взаимозачет платежей, чтобы минимизировать трансграничные банковские переводы.

Сделать все это можно легко и быстро, но нужно желание со стороны наших партнеров. Впрочем, есть надежда, что прагматические соображения окажутся сильнее, чем желание дружить с Западом. И что постепенно такие же прагматические соображения проявятся и в самих западных странах. На днях глава Итало-российской торговой палаты Фердинандо Пелаццо заявил, что палата в тестовом режиме запускает систему, которая позволит российским компаниям покупать итальянские товары, разрешенные для ввоза в Россию, за рубли. Показательная инициатива: если она заработает, это станет еще одним кирпичиком, вынутым из стены доллароцентричной финансовой системы.