Показатели платежного баланса в январе улучшились

19 февраля 2024, 00:00
№8

Корпоративное кредитование бьет рекорды. Сохраняется резерв роста загрузки мощностей в обработке

Сезонно скорректированный индекс менеджеров по закупкам S&P Global PMI обрабатывающих отраслей снизился в январе с 54,6 до 52,4%. Впрочем, значения индекса остаются в позитивной зоне высокой конъюнктуры (свыше 50 пунктов). Обращает на себя внимание тот факт, что, согласно опросам менеджеров, большинство видов ограничений выпуска (особенно со стороны спроса и общей неопределенности ситуации) довольно быстро снижаются. Исключение — растущие ограничения со стороны квалифицированной рабочей силы.

Профицит счета текущих операций в январе 2024 года составил 6,4 млрд долларов против 0,7 млрд в декабре. Рост положительного сальдо счета текущих операций по сравнению с декабрем 2023 года при лишь небольшом изменении торгового баланса (профицит товарной торговли составил 9,7 млрд долларов против 10,2 млрд в декабре) обусловлен сезонным сокращением дефицита прочих компонентов текущего счета, в частности баланса первичных и вторичных доходов (вследствие сезонного сокращения объявленных российскими компаниями дивидендов).

Превышение выручки от экспорта в токсичных валютах (долларах США и евро) над спросом на импорт в них же в декабре составил всего 2,3 млрд долларов — в четыре с лишним раза меньше профицита баланса внешней товарной торговли. Сохранение столь узкого сегмента рынка токсичных валют создает объективный контекст для повышенной волатильности обменного курса. Наиболее критичное сжатие рассматриваемый показатель претерпел летом прошлого года (на минимуме в июле он составил всего 0,53 млрд долларов), что послужило важным триггером ослабления рубля. В последние месяцы прошлого года профицит в токсичных валютах немного подрос и колеблется в диапазоне от 1,5 до 3 млрд долларов.

Банк России обнародовал данные о корпоративном кредитовании в декабре 2023 года. Итоги вышли обескураживающими: новых кредитов нефинансовым предприятиям банки выдали на невероятную сумму — 6,66 трлн рублей. Сорокапроцентный прирост к ноябрю скептики могли бы отнести на счет сезонности: последний месяц года действительно щедр на кредиты (цепочка здесь раскручивается от доходов — в декабре каждый год происходит всплеск поступлений у получателей бюджетных средств, да и хозяйственные договоры, как правило, закрываются окончательно либо промежуточно последним месяцем года; эти средства так или иначе поступают в банковскую систему и формируют ресурсы для кредитования), но в прошедшем декабре корпоративных кредитов было выдано на 15% больше, чем в 2022 году, и на 27% больше, чем в 2021-м. И это несмотря на очередное повышение ключевой ставки ЦБ в позапрошлом месяце.

Как видно из графика, выдачи кредитов нефинансовым предприятиям существенно превышают уровни соответствующих месяцев 2022 и 2021 годов начиная с мая, и развернутое регулятором с июля ужесточение процентной политики пока никак не сказалось на кредитной активности банков и заемной активности получателей кредитов. По итогам 2023 года корпоративный кредитный портфель вырос почти на 25%, в этом году Банк России целеполагает его более чем двукратное замедление — до 9‒10% годовых в рамках борьбы с придуманным регулятором «перегревом» экономики. Пока добиться сколько-нибудь существенного торможения кредитования ЦБ не удается.

Уровень загрузки производственных мощностей, согласно опросам бизнеса, в среднем превысил 80%, сообщил ЦМАКП со ссылкой на опросы Банка России. Однако за этими цифрами стоят очень разные процессы на уровне отдельных отраслей: в добыче полезных ископаемых уровень загрузки очень высокий (80‒85%), но и особого потенциала роста нет в условиях ограничений на экспорт. В логистических отраслях наблюдается довольно высокая загрузка мощностей (под 80%), что, по мнению ЦМАКП, связано с новыми инфраструктурными реалиями для нашей экономики в условиях санкций. В обрабатывающей промышленности уровень загрузки составляет порядка 75% и есть возможность его умеренного повышения, на 5‒8% в рамках поддержки потребительского и инвестиционного спроса.