На чужом движке много не полетаешь

29 апреля 2024, 00:00
№18
Яркая заявка на место под солнцем. Но удастся ли его занять?

Кизлярский электромеханический завод (концерн КЭМЗ, Республика Дагестан») решил напомнить общественности о проекте маломестного самолета «Альфа-КМ».

КЭМЗ провел презентацию этого воздушного судна в той же стилистике, в которой на МАКС-21 был представлен российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-75 (Checkmate, «Шах и мат»): со световым шоу, анимацией, генератором дыма, группой поддержки в футуристических нарядах и энергичным музыкальным сопровождением.

Яркая заявка на место под солнцем. Но удастся ли его занять?

«Альфа-КМ» — двухмоторный летательный аппарат, способный перевезти четырех пассажиров на расстояние 1600 км с крейсерской скоростью 250 км/ч.

Эта машина — усовершенствованная, облегченная версия самолета МАИ-411, работы над которым вели в Московском авиационном институте с 2015 года по заказу Кизлярского завода.

Свой первый полет МАИ-411 совершил в 2018 году, в 2019-м получил сертификат летной годности единичного экземпляра воздушного судна. В свою очередь, «Альфа-КМ», модернизированная версия, взлетел в 2021-м.

Как сообщается, инвестиции в проект создания самолета превысили 650 млн рублей.

Уже в этом году завод планирует начать серийное производство и выпустить два борта, а с 2027 года производить по 20 самолетов ежегодно.

«Альфа-КМ» оснащается двумя поршневыми двигателями иностранного производства Rotax 912ULS мощностью 100 л. с. каждый, работающими на 95-м бензине. Все остальные системы, как утверждается, сделаны в России.

Двигатели Rotax 912 от одноименной австрийской компании широко распространены и активно используются в малой авиации, в частности в беспилотниках. В том числе военного назначения. Ими, например, оснащался небезызвестный турецкий ударный беспилотник Bayraktar. Оснащался, потому что, после того как этот БПЛА был продан Азербайджану, производитель прекратил поставки. И Турции пришлось разработать собственную силовую установку.

В России же такие двигатели не производят. По крайней мере, для гражданского применения. И поэтому «Альфа-КМ» пока обречен применять иностранные «движки». А это постоянный риск в одночасье лишиться официальных поставок. Даже при условии, что самолет будут применять исключительно в мирных целях.

Еще одна проблема, связанная с двигателем, — использование двух силовых установок для столь небольшой машины. С одной стороны, это повышает безопасность, как и парашютная система, которой оснащен самолет, с другой — увеличивает цену на него и делает его эксплуатацию существенно дороже.

«Рынок авиатехники, которую приобретают либо частные лица, либо компании для некоммерческого использования, существует. Самолеты вместимостью четыре-пять мест довольно распространены, правда, бóльшая их часть — одномоторные, — говорит исполнительный директор агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев. — Для двухмоторного самолета на четырех человек рыночная ниша ограничена ценой изделия и стоимостью летного часа. Да и бизнес в большинстве случаев будет ориентироваться на однодвигательную машину, такую как перспективный “Байкал” или уже существующий Ан-2».

В России эксплуатируется несколько десятков самолетов размерности, аналогичной «Альфа-КМ». Больше всего распространены двухдвигательные Diamond DA42, разработанные австрийской компанией Diamond Aircraft Industries GmbH и выпущенные по лицензии Уральским заводом гражданской авиации. Такие машины поставлялись учебным заведениям гражданской авиации, где их до сих пор используют в качестве выпускных машин. Они частично импортозамещены, но двигатели у них иностранные.

По мнению Олега Пантелеева, «Альфа-КМ» тоже мог бы использоваться как учебный в авиационных училищах, где в будущем снова возникнет спрос на такие воздушные судна. Однако и здесь препятствием становится двигатель: вряд ли через государственные закупки можно будет провести самолет с иностранными двигателями, поставки которых могут прерваться в любой момент.

В этой ситуации для КЭМЗ наиболее перспективными могут стать продажи на экспорт. Ранее руководство предприятия заявляло о таких планах — поставлять самолет в Турцию, Индию и Малайзию.

В дальнейшем же он может получить и отечественный двигатель. Не секрет, что в России сегодня активно развивается производство беспилотников, которым требуются двигатели с сопоставимыми характеристиками. В больших количествах. Конечно, сейчас вряд ли стоит ожидать, что эти силовые установки будут поставлены в гражданский сектор. Однако после того, как потребность в них снизится, у «Альфа-КМ» появится шанс.