Промышленность в феврале: предчувствие новой волны роста

1 апреля 2024, 00:00
№14
Владимир Бессонов, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Росстат обнародовал феерически высокие цифры динамики промышленного производства в феврале — 8,5% к февралю 2023 года (против 4,6% в январе) и внушительные 1,7% к предыдущему месяцу. При этом драйвер индустрии последних двух лет — обрабатывающие производства — снова показывают двузначные темпы прироста: 13,5% к февралю 2023 года против 7,5% в январе.

Насколько надежны оценки статведомства? Можно ли говорить о формировании новой волны роста в российской промышленности после нескольких месяцев паузы?

С этими вопросами мы традиционно обратились к Владимиру Бессонову, начальнику отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

— Можно ли верить февральским цифрам Росстата по промышленности?

— Действительно, официальные оценки индекса промышленного производства с поправкой на сезонность показывают значительный подъем по итогам февраля. По нашему мнению, оптимизм этих оценок в значительной мере обусловлен особенностями учета календарного фактора в феврале високосного года (в феврале 2024-го на один календарный и на два рабочих дня больше, чем годом ранее).

— Что на самом деле происходит в промышленности?

— В соответствии с нашими оценками индексов промышленного производства с поправкой на календарный и сезонный факторы спад, вызванный введением весной 2022 года антироссийских санкций, к июню 2023-го был в целом преодолен, после чего подъем приостановился. В первом приближении приостановилось и не до конца завершившееся восстановление в отдельных видах деятельности, и дальнейшее освоение продуктовых ниш, вызванное уходом с российского рынка зарубежных производителей. Несмотря на наличие в этих видах деятельности серьезного потенциала дальнейшего роста, на протяжении второй половины прошлого года признаков продолжения подъема не наблюдалось. Но в январе‒феврале 2024-го в промышленности наконец проявились первые признаки некоторого оживления. При этом незначительное снижение индекса в феврале не должно смущать, поскольку оно обусловлено, в частности, завершением январских аномальных холодов и вызванного ими всплеска производства электроэнергии, газа и пара. Вместе с тем говорить о смене тенденции пока рано.

— Каковы драйверы роста?

— В обрабатывающих производствах к июню 2023 года докризисный уровень производства был заметно превышен, после чего подъем здесь прекратился, что и обусловило приостановку подъема в целом по промышленности. Оживление в обработке последних двух месяцев определило и тенденции по промышленности в целом.

В добыче полезных ископаемых уровень производства после частичного восстановления к июню 2022 года продолжает снижение низкими темпами.

Оживление в обработке последних двух месяцев определило и тенденции по промышленности в целом

Обеспечение электроэнергией, газом и паром, как и водоснабжение, водоотведение и так далее, лишь реагируют на экономическую конъюнктуру и погодные аномалии, но не определяют тенденции производства в других видах деятельности.

— Но обработка тоже крайне неоднородна. Какие группы производств можно выделить по типам динамики выпуска?

— В обрабатывающих производствах можно выделить три группы видов деятельности. К первой относятся те, докризисный уровень производства в которых с поправкой на сезонность пока не восстановлен. Соответственно, в этих видах деятельности имеется нереализованный потенциал восстановительного подъема. Это производство табачных изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство резиновых изделий, автотранспортных средств. Чрезвычайно глубокий спад производства автотранспортных средств преодолен лишь наполовину, причем восстановление с конца лета 2023 года застопорилось. При этом производство грузовых автомобилей уже достигло докризисного уровня, тогда как восстановление производства легковых автомобилей пока буксует. В перечисленных видах деятельности восстановительный подъем еще далек от завершения.

Вторую, самую многочисленную группу составляют виды деятельности, докризисный уровень производства в которых достигнут или несколько превышен, но восстановительный подъем в них в последние месяцы завершился. Это производство напитков, одежды, кожи и изделий из кожи, кокса и нефтепродуктов, химических продуктов и химических веществ, лекарственных средств, изделий из пластмасс, прочей неметаллической минеральной продукции, производство металлургическое, производство готовых металлических изделий, железнодорожных локомотивов и подвижного состава, ремонт и монтаж машин и оборудования. Восстановление докризисных объемов производства закономерно привело здесь к снижению темпов промышленного роста и к возобновлению флуктуаций краткосрочных тенденций, типичных для периодов обычного (некризисного) развития.

Третью группу образуют виды деятельности, где производство заметно выросло за время санкционного кризиса. Сюда входят производство пищевых продуктов, текстильных изделий, бумаги и бумажных изделий, производство компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, производство мебели, ювелирных изделий. Пока сложно судить о том, в какой мере к настоящему времени освободившиеся ниши заняты продукцией российских производителей и каков здесь потенциал дальнейшего подъема.