Госкомпании открещиваются от выплат дивидендов

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
13 января 2017, 11:55

Дмитрий Астахов/ТАСС
Министр финансов РФ Антон Силуанов и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов
Читайте Monocle.ru в

Правительство РФ вернуло в Минфин на доработку проект распоряжения о нормативе выплаты дивидендов госкомпаний на уровне 50% от чистой прибыли, сообщил замминистра финансов России Алексей Моисеев.

"Оно было внесено (в правительство) с разногласиями, сейчас оно вынесено", — сказал Моисеев, уточнив, проект находится на доработке в Минфине.

Еще вчера министр финансов РФ Антон Силуанов в кулуарах Гайдаровского форума заявил, что решения о продлении нормы минимальных дивидендов на уровне 50% прибыли для госкомпаний приняты, исключений не предусматривается, задержка с выходом постановления носит технический характер. Однако ему возразил Моисеев, отметив, что "формально распоряжение вернули нам, в Минфин, на доработку", добавив, что на такие процедуры обычно дается месяц.

В 2016 г. как временная мера для пополнения бюджета было введено требование к госкомпаниям направлять на дивиденды не менее 50% прибыли по РСБУ или МСФО (в зависимости от того, какая больше). Пока эта норма не продлена, формально действует базовое требование о направлении на дивиденды не менее 25% прибыли.

Документ не получил одобрения по причине ряда возражений  госкомпаний, которые, в случае его одобрения, будут обязаны перечислять в виде дивидендов 50% прибыли, напоминает аналитик «Алор Брокер» Евгений Корюхин. К примеру, Газпром при таком сценарии  будет обязан перечислить в виде дивидендов порядка 300 млрд рублей, а это значит, что эти деньги не будут работать на компанию, что конечно вряд ли может устроить ее менеджмент, за то для владельцев акций данные дивиденды будут щедрой наградой за терпение. Также и с другими компания госсектора.

Между тем, полагает аналитик, для российской экономики наиболее лучшим сценарием была бы ситуация, в которой государственные компании перечисляют всю полученную прибыль в виде дивидендов, потому как иначе теряется смысл владения акциями государством в принципе. Что касается сроков, за которые могли бы принять этот документ, то тут сложно определить, скорее всего, этот процесс может затянуться на полгода и более.

Вопрос о дивидендах госкомпаний – типичный для бизнеса конфликт интересов между собственниками и менеджментом, отмечает аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Только в данном случае он имеет всероссийский масштаб. Владельцы-получатели доходов в лице Минфина, заинтересованы иметь больше денег от своей собственности. Управленцы же хотели бы оставлять в распоряжении предприятий средства, необходимые для инвестиций, текущей деятельности, погашения кредитов. И в этом их могут поддержать профильные госструктуры, которые в отличие от Минфина отвечают не за бюджет, а за работу госкорпораций.

Недаром же, говорит эксперт, министр финансов Антон Силуанов сказал, что выход распоряжения мог задержаться лишь «из-за технических причин». А первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил о «не технического рода замечаниях». Для сглаживания остроты бюджетного дефицита в 2016 году было принято разовое решение увеличить выплату дивидендов с 25 до 50% прибыли госкомпаний 2015 года по РСБУ или МСФО, исходя из того, какая сумма выше. Пока оно не продлено ещё на три года, и действует общая норма о 25%, напоминает Гойхман.

Но даже в 2016 году «правило 50%» выполняли далеко не все, отмечает эксперт. Обращалось внимание на финансовое положение предприятия, принимались послабления. Кроме того, есть и юридические нестыковки. Так, закон запрещает выплачивать дивиденды в суммах выше чистой прибыли по РСБУ. В результате, например, Роснефть выплатила лишь 35% чистой прибыли по МСФО, Газпром – 24%, а Транснефть – 9%. Все эти «подводные камни», конечно, остаются актуальными и для нынешнего решения. Минфин настаивает теперь на жёстком исключении любых послаблений. Госкомпании и министерства выступают за большую гибкость, возможность оставления средств на инвестпрограммы.

Окончательный вариант распоряжения о норме дивидендов ожидается принять в течение месяца. И складывается впечатление, заключает эксперт, что будет он компромиссным. Что важнее – текущее наполнение бюджета или интересы госкорпораций, которые зачастую финансируются также из бюджетных средств? Очевидно, правительство оставит за собой возможность решать это в каждом конкретном случае.