Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов» в 2014 – 2016 гг. Как говорится в сообщении ведомства, бюджетные средства, выделенные Фонду развития моногородов, значительно превышали реальные потребности.
Еще в 2014 году, напоминают в СП, президент дал поручение правительству предусмотреть на 2015-2017 гг. субсидии в размере 32 млрд руб. регионам на софинансирование строительства и реконструкции инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением. В результате была создана некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» создана на основании решения единственного учредителя – Внешэкономбанка, взнос которого составил лишь 16,4 млн руб.
В настоящее время финансирование Фонда осуществляется из федерального бюджета на основании Правил предоставления из федерального бюджета в 2014-2017 гг. субсидии Фонду развития моногородов. Постановление правительства утвердило возможность расходования этих средств не только на строительство и реконструкцию инфраструктуры в моногородах. Но аудитор считает существующий механизм финансирования фонда непрозрачным.
Согласно данным СП, в 2014-2015 гг. в фонд из федерального бюджета в виде субсидий направлено 7,5 млрд руб. В текущем году - 7,2 млрд руб. На финансирование «Приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» МЭР предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления субсидии Фонду на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг. в общей сумме 15,9 млрд руб. При этом в Минэкономразвития при обосновании бюджетных ассигнований отсутствовала информация о сметной стоимости инвестиционных проектов, наличии проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы, решениях о предоставлении земельных участков под строительство, а также об объемах финансового обеспечения проектов за счет средств региональных бюджетов. В результате средства, выделенные фонду из федерального бюджета в 2014-2015 гг., по мнению СП, значительно превышали его реальные потребности и могли быть предоставлены в более поздние сроки. Объем неиспользованной субсидии на 16 ноября 2016 г. составлял 2,2 млрд руб.
«Проверка показала, что социально-экономическое положение большинства моногородов, несмотря на принимаемые меры со стороны государства, ухудшается, при этом бюджетные расходы увеличиваются. В целом существующая система государственной поддержки моногородов характеризуется формализмом и отсутствием исполнительной дисциплины, а также отсутствием ответственности за принятые решения и их последствия», - резюмировал Сергей Агапцов.
Проблема моногородов в России не решена до настоящего момента, при их общем количестве более 300, численность населения проживающего в них составляет 13,5 млн человек, а это почти 10% населения России, при этом в трети моногородов, экономическая ситуация уже критическая, рассказывает директор Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов. Закрытие городообразующих предприятий делает безработными основную часть населения города, что приводит к увеличению социальной напряженности во многих из них. Уже сейчас в моногородах проживает треть всех частично занятых россиян, уровень безработицы в два раза выше, чем по стране, а более 60% их жителей оценивают сложившуюся ситуацию как «нетерпимую» или «терпимую с трудом».
Только неэффективностью управления некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» можно объяснить, что бюджетные средства в объеме 2,25 млрд рублей, выделенные на их поддержку так и не были востребованы, полагает Коптелов. Отсутствие должного уровня контроля над распределением бюджетных средств приводит к нарастанию социальных проблем, устранение последствий которых может обойтись гораздо дороже.
Выделенные деньги можно было потратить не только на создание инфраструктуры, которая, скорее всего, не будет востребована, но и на переселение жителей, проживающих в моногородах, поддержка которых нерентабельна, в районы, где существует потребность в дополнительной рабочей силе, считает эксперт. В 2017 году необходимо не просто «накачивать» моногорода деньгами, так как этот путь поддержки неэффективен, а определиться с теми моногородами, поддержка которых бесперспективна, после чего начать переселение жителей в другие регионы. В тех моногородах, которые еще можно спасти, нужно не создавать инфраструктуру, потребность в которой не однозначна, а снижать налоги и административные барьеры, что бы создать бизнесу условия для выживания.