Опыт трансграничной торговли китайской Alibaba Group и финансовые вливания Сбербанка получат выражение в совместном предприятии, которые намерены создать компании, пишет газета «КоммерсантЪ». По мнению сторон, новое предприятие станет шагом на пути создания национальной финансовой экосистемы, о которой не так давно заявил крупнейший российский госбанк.
По информации издания, СП может быть создано уже в первой половине текущего года. Источник сообщил, что правительство совместно с администрацией президента и ЦБ «близки к завершению согласования основных условий, на которых Сбербанк может создать с китайской Alibaba Group совместное предприятие в области электронной торговли». Обсуждение проходило в декабре-январе на площадке Минфина, последнее состоялось на прошлой неделе. В итоге пришли к тому, что СП может быть создано только как российское юридическое лицо, в котором у Сбербанка будет не менее 50%, рассказал он. СП при этом будет запрещено работать в сфере финансовых услуг — их будет предоставлять сам Сбербанк.
Как уже ранее писал Эксперт Online, Сбербанк намерен создать "национальную экосистему" в сфере интернет-коммерции по примеру крупнейших мировых компаний, чтобы оказывать услуги как конечным потребителям, так и бизнесу в самых разных областях — от образования и здравоохранения до строительства и потребительских товаров. К 2025 году объем экономики такой экосистемы может составить 65 трлн руб. (Для сравнения, ВВП РФ за 2015 год составил 80,4 трлн руб.).
Пока рассматривались три сценария строительства экосистемы. Один из них предполагал реализацию исключительно силами Сбербанка, другой — партнерство с крупной российской интернет-компанией ("Яндексом" или Mail.Ru Group) и, наконец, третий подразумевал привлечение в качестве стратегического партнера иностранной, скорее всего китайской, компании. По-видимому, проект нового СП нацелен на выполнение первых шагов на данном пути. Источник в Сбербанке ранее сообщал "Ъ", что президент и глава правления банка Герман Греф вместе с рядом топ-менеджеров посетил Китай в ноябре 2016 года. Среди прочих встреч у них был визит в офис Alibaba Group, уточнял собеседник, знакомый с ходом переговоров.
Как считает аналитик практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Илья Митусов, необходимо отталкиваться от того, какие еще компетенции необходимы Сбербанку для успешной реализации проекта. Создание транснациональной торговой экосистемы является стратегической трансформацией Сбербанка и ориентацией на те сферы бизнеса и бизнес-модели, которые будут более рентабельными в ближайшем будущем.
Учитывая, что онлайн-торговля, непрофильное направление, достижение значимых успехов в краткосрочной и среднесрочной перспективе возможно через заключение эффективного партнёрства, считает эксперт. Таким образом, самостоятельное развитие проекта маловероятно. На данном фоне иностранные компании (в частности китайские) выглядят перспективнее, так как имеют профильный опыт не только на рынках Азии, но и странах Европы и Америки. В частности, создание проекта с зарубежной компанией обладает рядом преимуществ: положительное имиджевое влияние на образ Сбербанка на международной арене (партнерство с мировым лидером), потенциальная возможность масштабирования системы (создание мировой системы), используя инфраструктуру и знание рынка партнера. Кроме того, учитывая политический курс на взаимодействие с Китаем, проект может получить административные преференции.
Рынок интернет-торговли бурно развивается, в том числе и в России, где рост составляет примерно 15% в год за последнее время, напоминает Илья Митусов. Помимо того, что в онлайн уходят такие области, как: электроника, одежда, к ним уже присоединяются, например, продукты. Тот факт, что доля иностранных интернет-магазинов в нашей стране растет в разы быстрее, чем российских, показывает, что существует потребность в крупном национальном игроке, который успешно реализует знания о внутреннем рынке, используя современные зарубежные наработки в сфере онлайн-торговли. Важно подчеркнуть, что все большее значение для рынка приобретают мобильные телефоны, так как доля мобильных продаж существенно расчет, в отличие от продаж через компьютер.
В России намечается тенденция бурного развития Рунета, указывает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов, и такие инициативы Сбербанка можно только приветствовать, потому что кроме запретительных мер, например, повышения суммы беспошлинного ввоза товаров из иностранных интернет-магазинов, теперь можно наконец видеть и меры созидательные. Конечно, с точки зрения экономической безопасности, охраны персональных данных россиян, Сбербанку было бы логичнее создавать СП с российской компанией, и из двух крунейших игроков «Яндекс» выглядит предпочтительнее.
Но проблема в том, отмечает эксперт, что наши компании все-таки отстают технологически, а конкуренты у создаваемой площадки будут никто иные, как Amazon, Ebay. Amazon, к слову, уже много лет работает в убыток, но делает это для того, чтобы полностью захватить этот рынок и чтобы через 10-15 лет остаться почти единственной интернет-площадкой такого рода в мире, с лучшими ценами и условиями доставки. По сути, СП Сбербанка приходится ставить перед собой такую же амбициозную цель, потому что быть вторым в мире после Amazon не имеет смысла, если только Рунет не будет изолирован от мирового интернета и новое СП не получит монополию на территории России.
Но такой сценарий, к сожалению, нельзя исключать полагает Александр Шустов. Эта площадка отлично интегрируется с национальной платежной системой «Мир» и становится замкнутой, хорошо контролируемой экосистемой, а китайские партнеры, хорошо себя чувствующие за «великим китайским фаерволом», поделятся технологиями, обеспечивающими такую закрытость. Это один из сценариев. В его пользу говорит и то, что в октябре 2016 Правительству была предложена схема налогообложения иностранных интернет-площадок, реализующих товары россиянам: для всех «внешних» площадок хотят создать заградительные пошлины, но при этом освободить от них свои, «внутренние» площадки.
В 2016 году объем импорта товаров через интернет-магазины вырос на 51%, каждые полгода он растет примерно на 30% - это очень бурный рост, в кризис россияне просто переключаются с относительного дорого Ebay на недорогой Aliexpress. Проблема российской площадки в том, что мы не производим нужного количества потребительских товаров, нам просто нечего продавать, а то, что есть, стоит дороже китайских аналогов в 2-3 раза. Именно поэтому выгоден альянс с Alibaba - там и технологии, и, собственно, товары, заключает эксперт.