Лишние деньги

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
19 января 2017, 11:24

Петр Ковалев/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что ведомство приняло решение не тратить дополнительные нефтегазовые доходы бюджета в 2017 году, отметив, что это даст свободу действий Центробанку. Решение находится в рамках пожелания президента России, который поддержал предложение кабмина все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета 2017 года распределять не на допрасходы, а на сокращение траты резервов.

Между тем Минфин уже спрогнозировало объем дополнительных нефтегазовых доходов в 2017 году. При средней цене нефти в 50 долларов за баррель они составят 1 триллион рублей, при 55 долларах - 1,4 трлн рублей, сообщил Силуанов.

Федеральный бюджет-2017 был рассчитан на цену 40 долларов за баррель. Но уже сегодня цена выше. "Мы рассматривали оценки социально-экономического развития РФ с учетом развития ситуации в мировой экономике, с учетом данных прошлого года, делали оценки исполнения бюджета в текущем году, сказал министр. - По нашим оценкам, при 50 долларах за баррель бюджет получит около 1 триллиона рублей допдоходов, при 55 - 1,4 триллиона рублей".

Впрочем, считает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов, цена нефти совершенно необязательно будет соответствовать ожиданиям Минфина: сейчас баррель Brent торгуется по 55 долларов, но это происходит на ожиданиях, что OPEC выполнит свое обещание по сокращению добычи. Есть, по его словам, и сильные сомнения в том, что участники картеля будут действовать согласованно, хотя много лет до этого они действовали хаотично, каждый сам за себя, иногда случайно совпадая в намерении извлечь максимальную прибыль.

Скорее всего, полагает эксперт, позитивные настроения на рынке нефти продлятся еще 2-3 месяца, а после этого наступит осознание того, что цена 55 долларов за баррель делает рентабельными многие сланцевые месторождения, и предложение нефти на рынке начнет расти, цены поползут вниз. Снижение цены на 18%, до 45 долларов за баррель очень вероятно, особенно с учетом того, что на рынке «бумажной» нефти очень много спекулятивного капитала, который может попытаться загнать ее вниз. Так что оценка 1 трлн рублей сверхдоходов завышена, более реалистично рассчитывать на 300-400 млрд рублей.

Основная идея Минфина, говорит Александр Шустов, заключается в том, чтобы этими деньгами покрывать бюджетный дефицит, но не создавать новых статей расходов и не увеличивать старые - в данной ситуации это разумно. Но должно сочетаться с грамотной денежно-кредитной политикой, со стимулированием кредитования, со стимулированием малого и среднего бизнеса, чтобы экономический рост получил наконец импульс и можно было бы выбраться из рецессии. Пока же выбирается обратный путь: денежная масса жестко сжимается, высокая ключевая ставка по сути, остается полу-заградительной.

Кроме того, в преддверие выборного 2018 года одной из главных фобий правительства является исчерпание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, поскольку оно носит явно негативный эмоциональный окрас у населения. Именно поэтому «сверхдоходы» будут направлять и в эти фонды в том числе, вместо того, чтобы ими стимулировать экономику к росту.

Правительство сейчас подготавливает среду для постоянно действующих бюджетных правил, которые начнут действовать с 2020 г., по ним сверхдоходы от нефти пойдут в резервы, добавляет аналитик «Алор Брокер» Евгений Корюхин. Таким образом, Минфин надеется на экономическое равновесие, чтобы расходы бюджета не подрывали стабильность валютного курса рубля, как это было в предыдущие годы. Резервные средства преимущество распределяются на депозитах и в государственных долговых обязательствах развитых стран.    

В аспекте поддержки экономики страны важную роль будут играть процентные ставки по кредитам для бизнеса и населения. На сегодняшний день высокие процентные ставки не позволяют экономике расти. Правительство надеется, что увеличение резервов позволит в среднесрочной перспективе на 1- 1,5 снизить процентные ставки до уровня инфляции, что должно привести к повышению экономической активности.

Соответственно в этой ситуации можно с чиновниками согласиться, заключает Евгений Корюхин, но стоит еще раз подчеркнуть, пока еще не известно до конца, будут ли точно эти доходы, поэтому стоит рассчитывать на заложенную доходную часть бюджета, а полученные резервы использовать в случае кризисных ситуаций в экономике.