Спор Шувалова с Силуановым

Ирина Федотова
24 января 2017, 12:33

Пресс-служба правительства РФ/ТАСС Автор: Александр Астафьев
Читайте Monocle.ru в

Правительство РФ не обсуждает вопрос ограничения расчетов наличными деньгами и не будет вводить никаких административных ограничений, заявил журналистам первый вице-премьер Игорь Шувалов, сообщает ТАСС. «В правительстве этот вопрос не обсуждается. Банки сейчас инвестируют в современные технологии огромные средства. Мы считаем, что административно ограничивать платежи бессмысленно»", — цитирует его агентство.

Ранее с соответствующими предложениями выступил министр финансов Антон Силуанов. При этом он  предложил двигаться «постепенно», чтобы не создавать заведомого неудобства там, где пока нет необходимых условий  для безналичных расчётов.

В большинстве европейских стран уже давно неприлично являться в магазины с  пачками кэша. «Поэтому,  конечно, нам нужно вводить постепенно эти механизмы. Они уже работают и в Западной Европе, и в других странах. Но делать это нужно очень аккуратно и так, чтобы не создавать неудобства нашим гражданам», — сказал Силуанов на съезде «Единой России» в минувшие выходные.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков сказал в связи с этим, что надо заранее определить, какие покупки считать крупными: «вводить такие ограничения стоит на очень крупные покупки на сумму 10 млн рублей, 5 млн рублей, 2 млн рублей.  Начинать следует с больших сумм, а потом постепенно снижать их», — полагает он. Кроме того, надо сначала построить  инфраструктуру по приему пластиковых карт в торговых точках, а потом уже запрещать наличные.

Как известно,  банки начинают косо смотреть на клиента при совершении банковских операций на сумму более 600 тыс. рублей, и обязаны извещать о подозрительных операциях службу финансового мониторинга. Согласно ст.6 ФЗ-131, «операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее». Кстати, именно поэтому ограничение в 500 тыс. рублей представляется довольно логичным, да и банки окажутся в выигрыше.

В свою очередь, глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин высказал мнение, что ограничения по приёму больших сумм наличных в магазинах будут способствовать  уменьшению теневого бизнеса, и что «если законопроект будет принят, то наша экономика станет более прозрачной,  и правительство сможет собрать больше налогов».

Здесь, правда, связь скорее обратная, потому что именно гигантский теневой сектор  приводит к обилию  неконтролируемой наличности в нашей стране. Поэтому запретительные меры для магазинов – это лечение симптомов «болезни», а не её причин. Если властям удастся каким-то образом легализовать часть теневого бизнеса, то и объёмы наличных денег на руках у граждан уменьшатся. И они всё чаще будут использовать для оплаты банковские карты.

С развитием теневого бизнеса связаны и особенности «менталитета»: в последние годы доля граждан, одобряющих оплату товаров  «мимо кассы», то есть вообще без оформления платёжных документов, стабильно растёт. Проведенное осенью социологическое исследование РАНХиГС показало, что доля тех, кто положительно относится к продажам товаров без оформления финансовых документов, достигла  29,3% (против 17,9% в 2001 году). А ещё 46,6% относятся к этому «безразлично», что по сути есть молчаливое одобрение. А вот доля тех, кто относится к торговле в обход налогов отрицательно, упала втрое: в 2001-м году таких было большинство (42,2%), а в 2016 году осталось только 16,4%.

По данным  того же опроса, рекордная с 1990 года доля населения (45,5%) не считает однозначно вредной экономическую деятельность, при которой государство не получает налоги.

Разумеется, первый вице-премьер не на их стороне, но очевидно считает, что запретительные меры не нужны. Свое дело, по его мнению, сделает естественный ход вещей — современные технологии и трансформация экономики.