Демонтаж свободной торговли

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
24 января 2017, 11:36

В понедельник президент США Дональд Трамп перечеркнул одним росчерком пера несколько лет работы администрации Барака Обамы, объявив официально о выходе из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Соглашение было призвано вернуть влияние Америки в регионе, где Китай занимает все более сильные позиции. Дональд Трамп назвал свое решение «великим делом для американского рабочего».

AP/TASS
Акции против подписания соглашения о свободной торговле
Читайте Monocle.ru в

Соглашение о создании зоны свободной торговли было инициировано именно США и готовилось при прежнем президенте Бараке Обаме нескольких лет. В феврале 2016 года оно было подписано 12 странами и подразумевало создание широкой зоны свободной торговли в регионе АТР. Пока Трамп подтвердил намерение развивать двусторонние отношения с другими странами.

Между тем, другие страны начали оценивать сложившуюся ситуацию. Например, глава министерства экономики Германии, немецкий вице-канцлер Зигмар Габриэль заявил, передает агентство «Прайм», что экономика Германии использует любые возможности для торговли в Азии и Южной Америки после выхода США из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. "Если Трамп начнет торговую войну с Азией и Южной Америкой, это откроет возможности для нас... Трамп должен признать, что американская экономика не конкурентоспособна, в отличие от немецкой", - заявил чиновник.

Вице-канцлер также раскритиковал предупреждение Трампа о том, что он может ввести 35%-ный тариф на немецкие машины, которые импортируются из Мексики. Габриэль напомнил, что только 10% экспорта из Германии идет в США, в то время как 60% поступает в Европу. "Вы можете видеть вес наших экономических интересов". – сказал он.

Для США выход из ТТР не несет негативных последствий, поскольку Америка не успела до конца в это соглашение войти, полагает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Изначально оно задумывалось против Китая, чтобы сдержать его экспансию в страны ЮВА. Для  той же Германии и других стран ЕС более важным будет, как США поведет себя в отношении Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП). Это более глобальное соглашение, охватывающее страны, на которые приходится свыше 80% мирового ВВП.

По мнению эксперта, и здесь политика нынешней американской администрации будет более жесткой, и возможно, что соглашение не будет подписано до 2018 года.

Россия при этом в среднесрочном персективе никаких последствий не почувствует. Любая затяжка времени в вопросе снижения пошлин между ведущими странами могла бы пойти на пользу, но, к сожалению, основа экспорта нашей страны - сырье, а не готовая продукция. Поэтому ощутимых преимуществ от противоборства США и стран Европы и ЮВА российский бизнес не получит.

Никаких реальных экономических последствий выхода США из Транстихоокеанского партнерства не может быть, поскольку формально структура, призванная потеснить Китай на рынках азиатско-тихоокеанского региона, до сих пор существует только в громких заявлениях политиков и на бумаге, соглашается и аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. На сегодняшний день договор о создании организации не ратифицирован всеми странами-участницами в силу наличия острых противоречий относительно масштабов торговых преференций и возможности защиты отдельных секторов экономики от импорта, следовательно де-факто США выходит из договора, который никогда не вступал в силу, следовательно никакого ущерба ни экономике США, ни Японии, ни другим странам он не принесет.

Вся шумиха вокруг сначала намерений, а теперь уже свершившегося факта выхода Америки из договора, раздувается в основном благодаря мощнейшему парламентскому лобби крупнейших корпораций США, которые и являлись основными бенефициарами данного соглашения, полагает аналитик. ТТП был одним из крупнейших геополитических проектов администрации Обамы и корпоративного лобби, но для Трампа, заявляющего о планах перехода к политике протекционизма в экономике, он мог стать настоящей занозой. Теперь же Транстихоокеанское партнерство, инициатором создания которого был Вашингтон, по сути не имеет никакого смысла. Впрочем ставить крест на дальнейшем развитии торговых отношений между странами региона не стоит: АТЭС и АСЕАН продолжат развиваться.

Но и выиграть от этого шага вряд ли кому удастся. Та же Германия, указывает Яковенко, чьи официальные лица уже успели отметить один из первых шагов Трампа, от выхода США из ТТП не приобретет никаких дивидендов, просто потому что ее присутствие в странах региона мало. Основу экспорта ФРГ составляет продукция крупунейших предприятий, занятых в сфере машиностроения, автомобилестроения, электротехническое оборудование (в первую очередь произведенное SIEMENS), химия и потребительская бытовая техника, которая, впрочем, в основном оседает на рынках ЕС. Стоит ли говорить, что при условии своей дороговизны в сравнении с продукцией, выпускаемой японскими, корейскими и китайскими компаниями, лучшее на что в регионе может претендовать Германия - это экспансия в сфере товаров элитного потребления.

Более интересным станет развитие ситуации в двустронних торговых отношениях между США и Германии. Для ФРГ США является крупнейшим торговым партнером с 2015 года, товарооброт между странами при этом превышает 170 млрд евро. При этом сальдо торгового баланса находится на стороне Германии, то есть объем экспорта в Америку превышает объемы импорта. В случае реализации протекционистской политики Трампа, Германия будет нести колоссальные убытки, причем компенсировать их за счет Азии и Латинской Америки просто не сможет, поскольку эти рынки уже давно поделены и сформированы. При этом переориентация будет сопровождаться колоссальными вложениями в производство, поскольку спрос на рынках бедных стран кардинально отличается от спроса в США.

Нельзя взять и перенаправить ранее производимые для США премиальные автомобили и продать их, скажем, в Перу или в Индонезии за ту же цену - они просто будут невостребованы, заключает Кирилл Яковенко. Перспективы введения заградительных 35-процентных пошлин на автомобили из ФРГ сейчас являются огромной угрозой для всего германского автопрома без преувеличений, а заявления о том, что выход США из ТТП и дальнейшее развитие политики протекционизма принесут Германии и Европе в целом выгоду, можно считать исключительно популистскими и не имеющими под собой никакой почвы.

Экономическое обозрение. Экономика Германии: Немецкая экономика может разрушить ЕС