Помощь МВФ дорого обойдется Украине

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
10 февраля 2017, 12:26

Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Как передает RNS, Украина согласилась на повышение пенсионного возраста в стране в рамках реформы пенсионной системы страны. Об этом, в частности, заявил представитель Международного валютного фонда Джерри Райс. По его словам, заседание фонда по Украине состоится в ближайшее время после урегулирования «технических моментов».

В МВФ подчеркнули, что пенсионная реформа необходима стране, чтобы «обеспечивать лучшие пенсии и снижение бюджета Пенсионного фонда, чтобы пенсионная реформа была понятнее, прозрачнее. «Один из способов достижения цели — увеличение пенсионного возраста или пенсионного стажа», – подчеркнул Райс.

Чиновнику возразил вице-премьер Украины Павел Розенко, который сообщил, что пенсионная реформа будет проведена без повышения пенсионного возраста. «Пенсионный возраст на Украине подниматься не будет! Точка», — написал он в Facebook.

Так или иначе, МВФ предстоит принять решение по выделению Украине нового денежного транша, и пенсионная реформа, приватизация предприятий, сокращение числа госслужащих и бюджетников, а также открытие земельного рынка станут ключевыми параметрами  при рассмотрении ситуации. Еще в середине января министр социальной политики Украины Андрей Рева предупредил, что Украину ждет шоковая пенсионная реформа.

ВВП Украины упал почти до $90 млрд, и с инфляцией на уровне 12% трудно обеспечить его рост, отмечает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Долг к ВВП уже почти 80%. Кредит МВФ, даже если он будет предоставлен, не решит большинства проблем, он даже не покроет текущую задолженность за газ, которая превышает 5,5 млрд долларов. При этом покупать его Украина предпочитает в Европе, с 15% наценкой к российскому предложению. Понятно, что без структурных реформ кредит МВФ не получить, это всегда было требованием этой организации, а подобные реформы всегда болезненны для населения.

Поднятие пенсионного возраста не является хорошей стимулирующей мерой, уверен эксперт. Это сократит, примерно, на 10% социальные расходы из бюджета, но не поможет увеличить доходы. В МВФ и Евросоюзе, похоже, не вполне понимают особенность пенсионных систем стран бывшего СССР. На Украине выходят на пенсию не потому, что могут позволить себе не работать, наоборот, пенсионеры, по-возможности, продолжают работать. Лишив пенсионеров социальной поддержки, государство не стимулирует занятость и рост производства. Напротив, эта мера только сократит доходы потребительского сектора.

При этом пенсионная реформа является не единственным требованием МВФ, напоминает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Помимо прочего фонд требует реализации масштабной программы приватизации, в рамках которой только в прошлом 2016 году планировалось привлечь 657 млн долларов. Не вышло. По итогам года удалось приватизировать госимущества всего на 3 млн долларов, то есть по факту выяснилось, что, несмотря на процессы евроинтеграции и отмечаемые международными финансовыми институтами позитивные изменения в экономике нового члена европейского сообщества, украинские активы по большому счету никому не нужны.

Показательным при этом является пример одесского припортового завода, который изначально оценивался в 500 млн долларов, и о нем говорили как о едва ли не самом ценном активе программы приватизации. Опять же на деле завод покупать никто не хочет, даже несмотря на то, что в результате срыва торгов из-за отсутствия интереса инвесторов, сейчас он продается с дисконтом в половину изначальной цены. Программу приватизации по сути можно считать сорванной. «Не уверен, что МВФ засчитает Клеву попытку, поскольку итоги приватизации являются лакмусовой бумажкой в оценке МВФ инвестиционной привлекательности государства, которому рано или поздно выделяемые в рамках транша средства придется возвращать. И если провальная программа приватизации, навязанная МВФ для Украины не является катастрофой, то пенсионная реформа может стать причиной роста социального недовольства и это Порошенко и его администрация отлично понимают», – говорит Алексей Антонов.

Фонды МВФ в основном формируются за счет финансирования США и странами ЕС, рассказывает эксперт. Очевидно, что протекционистская политика Трампа, направленная на решение проблем внутри страны, приведет либо к сокращению финансирования начатых Обамой внешнеполитических проектов, в том числе украинского, либо к пересмотру приоритетов и полного отказа от финансовой и политической поддержки Порошенко. ЕС пока продолжают проукраинскую риторику, но сейчас надвигаются выборы во Франции и Германии, недовольство населения проводимой сейчас европейской политикой растет и далеко не факт, что существующие сейчас приоритеты будут сохранены.

То есть, объясняет Алексей Антонов, вместе с политической поддержкой Порошенко рискует потерять и финансовую. А если не будет поддержки извне, то единственным гарантом поддержки власти населением будет проводимая им социальная политика. Стоит ли говорить, что с учетом роста политической нестабильности на Украине, повышение пенсионного возраста приведет к резкому снижению поддержки администрации Порошенко и укреплению позиций оппозиции. Сейчас власти пытаются сгладить углы и обещают, что по результатам пенсионной реформы 2017 года выплаты пенсионерам вырастут, хотя и не объясняют, почему. С одной стороны, Порошенко должен реформу все же провести, чтобы получить транш, с другой - если провести реформу, то транш, вполне вероятно, Украина получит уже при другом президенте.

В МВФ также здраво оценивают как перспективу сокращения уровня внешнеполитической и финансовой поддержки украинского проекта, а так же риски роста социального недовольства среди населения. А еще в МВФ, с учетом сдвига сроков принятия решения о выделении транша на март-апрель, очень ждут решения Высокого суда Лондона относительно судьбы долга Украины перед Россией, которое будет озвучено, как ожидается, аккурат на Пасху. С учетом крайне высокой степени вероятности признания правоты России, а также возможности объявления Украиной дефолта по суверенному долгу, предоставлять транш до этого момента просто нет никакого смысла, заключает аналитик.