По словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, ситуация с накопленной задолженностью регионов РФ вызывает беспокойство ЦБ. Она также отметила, сообщает «Прайм», что в 2016 году произошло небольшое снижение банковского кредитования, однако регионы увеличили свои заимствования в виде ценных бумаг.
"Конечно, ситуация с накопленной задолженностью регионов перед банками вызывает беспокойство, особенно в 2015 году долг вырос серьезно - на 16%", - сказала она, выступая в Совете Федерации. По ее мнению, коммерческое кредитование имеет смысл только тогда, когда регион имеет собственную доходную базу с перспективой роста и возможность именно из нее обслуживать коммерческие кредиты.
Ситуация действительно вызывает тревогу, констатировали эксперты Высшей школы экономики в своем обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе», тем более что экономическое положение в регионах ухудшилось. Так, по данным экспертов, в зоне устойчивой рецессии на конец года оставались 62 российских региона из 85, две трети субъектов фиксировали спад на протяжении всего последнего квартала.
В первую очередь страдают сектора, ориентированные на население, доходы которого падают 26 месяцев подряд: розничная торговля сжимается в 6 из 7 субъектах РФ, строительство и платные услуги - в 3 из 5. В числе федеральных округов только в Южном индекс экономической активности преодолел 50-процетную планку, отделяющую рост от рецессии. Впрочем, это объясняется включением в ЮФО Крыма и Севастополя, где статистика фиксирует рост по сравнению с низкой базой провального 2015-го года. В субъектах, обеспечивающих почти половину валового регионального продукта страны, сокращаются от 80% до 100% секторов экономики.
По мнению аналитика «Алор Брокер» Алексея Антонова, главный риск в этой ситуации заключается в том, что, даже если в 6 федеральных округах все будет более-менее нормально, а всего один, например, УрФО, испытает дефолт, то получится «эффект домино» в виде цепочки дефолтов, попыток решить проблему за счет федерального бюджета, и так далее. Кроме того, в текущей политической ситуации такой дефолт может вызвать мощное расслоение общества по территориальному признаку, и в предвыборный год это является политической картой, которую могут разыграть оппозиционные силы.
Предсказать исход такого события невозможно, считает аналитик – по его мнению, лучше предпринять все профилактические меры, чтобы этого не случилось. Фактически, все регионы сейчас сводят концы с концами за счет того, что нефть стоит относительно дорого. Дополнительный запас прочности, по мнению эксперта, можно было бы извлечь из оборонной составляющей как федерального, так и региональных бюджетов, снизив расходы на эту область, можно было бы частично снизить закредитованность региональных бюджетов.
А для того, чтобы снизить расходы на оборону, считает Антонов, нужна политическая воля федерального центра, это непростое решение, и честно говоря, вероятность, что такое решение будет принято, сейчас крайне мала. Еще в 2005 году Дмитрий Козак, занимавший тогда пост полпреда в Южном федеральном округе, предлагал вводить "кризисное управление" сроком на год в регионах, которые финансируются из федерального бюджета более чем на 80%. Может быть, имеет смысл вернуться к этой концепции.
Дальше с каждым регионом надо разбираться отдельно. Если говорить об УрФО, то там одной из основных проблем является уход капитала и бизнеса в соседний Казахстан. Инвестиции в основной капитал сокращаются примерно на 9% в год. Реформа налогового законодательства могла бы помочь этой проблеме, и этот вопрос лоббируется на уровне губернатора.
Но вообще в оценке ситуации стоит обратить на ряд важных моментов, рассказывает шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв. Так, индексы экономической активности интересный, но достаточно своеобразный инструмент оценки положения дел. Методики расчёта подобных индексов часто подвергаются критике не только в России, но и, например, в США, где знаменитый индекс ISM не раз показывал предельно высокие значения на пике рецессии, и выдавал наоборот, депрессивные значения ниже в 45-47 единиц, в то время как показатели занятости или производства уже несколько месяцев подряд благополучно росли.
Допустим, говорит аналитик, отдельно промышленный индекс РЭА, как следует из того же самого отчёта ВШЭ составил 71% (это значит, что в 58 регионах из 82 объем промышленного производства превысил прошлогодний уровень). Это определенно указывает на достаточно интенсивный промышленный рост. В оптовой торговле индекс РЭА вышел на уровень 50%, то есть фифти-фифти. В торговых секторах действительно наблюдался спад, особенно в розничной торговле, где рост наблюдается лишь в семи регионах. В строительстве же и платных услугах рост наблюдался в среднем примерно в двух регионах из пяти. Картина в таком ракурсе, согласитесь, выглядит всего лишь не совсем приятной, но отнюдь не катастрофической.
Как рассчитывается РЭА? Смотрится динамика выпуска/оборота в пяти секторах по отношению к тому же месяцу прошлого года (это промышленность, строительство, розничная и оптовая торговля, платные услуги), то есть к уровню ровно год назад. Присваивается значение 100, если показатель вырос, и ноль — если показатель находится на нуле или хотя бы в малом минусе. То есть, 5% роста это 100, а -0.01% снижения это сразу 0, и обратное так же. Далее берётся среднее арифметическое пяти секторальных показателей, и выводится среднее. То есть, рассказывает Пётр Пушкарёв, если строительство и торговля, платные услуги, например, в упадке, а это характерно в условиях нашей "новой нормальности" с отложенным или замедленным спросом, то всё - показатели промышленности, будь то хоть экспорт, хоть космические технологии, хоть производство зерна и другой сельхозпродукции, "вытащить" показатель РЭА на уровень выше 50% не способны. Если в регионе наблюдался рост в 2 секторах из 5, то индекс РЭА для данного региона по определению не может оказаться выше 40%.
Например, не далее как в июле 2016 года аналогичные региональные индексы РЭА формально констатировали депрессивное состояние и рецессию... во всех без исключения вообще федеральных округах, кроме Крыма, что выглядело достаточно странной оценкой, поскольку в реальной экономической жизни подобных аномалий в развитии регионов именно в летний период замечено не было. И даже при всей динамике развития Крыма, учитывая низкий старт и объём направляемых туда средств, опять-таки, согласитесь оценка Крым как единственный недепрессивный регион более чем необычный результат. А по состоянию на май в лидерах оказались Белгородская и Ленинградская области, Краснодарский край, Удмуртия, Пензенская область и опять же Крым с Севастополем, но например не Тюмень с ЯМАО, где средняя зарплата самая высокая по стране и не Московский регион.
Отдельный вопрос, говорит Пётр Пушкарёв, – меры ЦБ и федеральных властей, направленные на улучшение ситуации в регионах. Мы видим, указывает он, что реально проблемы сосредоточены сейчас не в производственном секторе, а в секторах, связанных исключительно со спросом: торговля, платные услуги, строительство. То есть, у населения недостаток денег, либо люди экономят деньги, предпочитая сбережения, а не расходы. И у большинства нет денег на покупку жилья. В такой локализации проблемы нет ничего нового, об этом знает каждый, кто занимается бизнесом. да и кто просто живёт и дышит. Быстро проблему подавленного спроса или так называемой "новой нормальности" на выходе из кризиса не научился решать ещё никто.
Что делает ЦБ? Борется, и всё более успешно, за снижение инфляции, в связи с чем ЦБ часто справедливо и несправедливо критикуют, утверждая, что он "зажимает" деньги, тем самым не стимулируя рост. Но факты остаются фактами, инфляция снижается и приближается к реальным 5.5% по году. Не снижая процентные ставки, то есть не давая денежной массе сильно и неконтролируемо расти, ЦБ сохраняет, к сожалению, дорогими кредиты для бизнеса в целом, но высокие ставки помогают привлекать деньги инвесторов в рублёвые активы. А стабилизация рубля помогает, в свою очередь, снижать инфляцию.
Но одними монетарными решениями выход из ситуации, совершенно очевидно, невозможен, уверен Пушкарев. Снижение инфляции до приемлемого уровня только создаёт необходимый фон, но нужно повышение доходов населения, и нужны в той или иной форме деньги в регионы. Поэтому тот же ЦБ совместно с правительственными структурами развивает систему более дешёвых кредитов по программе "6.5%" не для всех, а отдельно подкармливая "точки роста". Это, может быть, не так много, как хотелось бы того, по суммам, но это программы льготного кредитования на 75 млрд рублей в 2016 году и предположительно до 200 млрд рублей в 2017 году. Это программы РЭЦ (Российского экспортного центра), помогающие находить и развивать новых экспортёров.
Порядка 1000 новых предприятий, в том числе и в малом бизнесе, получат в этом году не только субсидии, но и помощь с рынками сбыта для их продукции за рубежом. Это РФПИ, поддерживающий прямыми инвестициями промышленность, и дающий гарантии для захода в проекты иностранным инвесторам. Ну и, наконец, это прямое субсидирование регионов, снижающее их долговую нагрузку перед банками. Здесь есть весьма обнадёживающие показатели.
И это - третий момент, требующий внимания - оценки АКРА, полагает Пётр Пушкарёв. По данным Аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА, российские регионы впервые за 5 лет с 2011 года направили бюджетные кредиты на рефинансирование долгов перед банковскими структурами, а не на финансирование бюджетного дефицита регионов. Это значит, что финансовое положение региональных бюджетов улучшается. Задолженность регионов перед банками снизилась на 16% и впервые стала меньше, чем задолженность перед федеральным бюджетом. Совокупный банковский долг регионов снизился на 157 млрд рублей. В 2017 году будет возвращено больше бюджетных кредитов, чем выдано.