В ходе переговоров между Владимиром Путиным и венгерским премьером Виктором Орбаном, которые начались в четверг в Будапеште, несомненно будет затрагиваться и атомный проект «Пакш-2». Сделка между Венгрией и российской госкорпорацией «Росатом», которая должна построить вторую очередь атомной электростанции в Пакше, сейчас находится на рассмотрении в Еврокомиссии. Если Брюссель, как предполагается, даст проекту зеленый свет, то европейский рынок окажется открыт для российских атомных технологий.
Потенциально зависимость Европы от российской энергетики, на этот раз атомной, может возрасти. ЕК может разрешить или запретить Будапешту оказывать проекту «Пакш-2» господдержку.
Попытки Брюсселя избавиться от чрезмерной зависимости континента от российского газа начались в 2006-9 годах. Еврокомиссияс тех пор пытается диверсифицировать поставщиков энергоресурсов и связать воедино энергетические рынки членов ЕС.
«Росатом» не только построит, но и в течение примерно полувека будет оператором «Пакш-2». Как минимум первое десятилетие, он будет единственным поставщиком топлива для АЭС. Стоимость проекта оценивается в 12 млрд евро. Почти 80% этих денег Москва выделяет в виде кредита.
По мнению Йэна Армстронга, старшего аналитика консалтинговой фирмы Global Risk Insights, сделки, подобные той, что Будапешт заключил с «Росатомом», усиливают влияние России в Европе. Только раньше оно проводилось при помощи поставок нефти и газа, а сейчас к ним добавится еще и атомная энергия. В отличие от газа и нефти, поставки которых ограничены многими параметрами, включая логистические, с мирным атомом картина иная.
«В тех случаях, где частью сделки является значительная финансовая помощь Москвы, как это происходит в Венгрии,- добавляет Армстронг,- такие сделки, кроме всего прочего, служат прямой оплатой влияния и политических услуг от членов ЕС».
По мнению Politico, эта ситуация в определенной степени объясняет то обстоятельство, что Виктор Орбан является одним из наиболее последовательных противников европейских санкций против России. Естественно, санкции тоже будут обсуждаться на переговорах между венгерским и российским лидерами в Будапеште.
Вместе со строительством электростанции в Финляндии «Пакш-2» представляет из себя что-то вроде пропуска на европейский атомный рынок. Аналитики отмечают, что результатов проверки Еврокомиссией венгерского проекта ждут еще несколько европейских стран и в первую очередь Чехия, которая хочет отказаться от аукциона для выбора подрядчика и передать контракт на строительство АЭС сразу «Росатому».
Экспансия «Росатома» на международные атомные рынки началась в 2005 году, когда эту госкорпорацию возглавил бывший премьер-министр России Сергей Кириенко. Сейчас в портфеле компании заказы из 49 стран на строительство новых реакторов, поставки обогащенного урана и прочие услуги и работы на общую сумму в 110 млрд долларов, по данным самого «Росатома».
Кроме крупных проектов в Венгрии и Финляндии, «Росатом» планирует строить реакторы в Турции, Индии, Китае, Беларуси, Бангладеш и Египте. Высока вероятность заключения контрактов и в Бразилии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Алжире и Нигерии.
Конечно, главным достоинством «Росатома» являются не связи с Кремлем (Сергей Кириенко перешел работать в президентскую администрацию на должность первого заместителя ее главы), а уникальные технологии. Достаточно сказать, что его новейший реактор отвечает самым высоким требованиям техники безопасности, принятым после аварии в Фукусиме. По уровню безопасности реакторов «Росатом» превосходит таких серьезных конкурентов, как французская компания Areva.
Специальные условия сделок, заключенных «Росатомом», где нередко записаны операторские услуги российской компании на много лет вперед, дают России длительное присутствие в тех странах, где он работает. Конечно, АЭС, которой управляет сам же строитель и поставщик топлива в одном лице, по мнению Йэна Армстронга, сильно отличается от военной базы, если рассматривать ее с точки влияния в стране, но она все равно является постоянным форпостом России во многих государствах.
Конечно, такое мощное и успешное продвижение «Росатома» на международных рынках было бы невозможно без поддержки Кремля и кредитов от госбанков. Важность «Росатома» для Кремля, по мнению Politico, доказывается еще и тем, что он выдает корпорации многомиллиардные кредиты даже в условиях западных санкций и очень низких цен на нефть и газ.
В Европе «Росатом» пока концентрирует усилия в основном на модернизации и продлении срока службы реакторов, сотрудничая с французской компанией EDF в Болгарии, а также в исследованиях и развитии, по которым он также сотрудничает с французскими атомными энергетиками.
Проект в Финляндии стал для «Росатома» первой пробой новых реакторов на европейском рынке. Правда, большинство реакторов в этой северной стране будет управляться финнами.
В декабре 2016 года «Росатом» заключил соглашение со шведской энергетической фирмой Vattenfall на долговременные поставки атомного топлива. Этот контракт открывает перед российской компанией новые возможности и закладывает основу для того, чтобы стать примерно таким же монополистом в атомной энергетике Европы, каким является «Газпром» - в газовой.