Популисты могут прийти к власти даже в Норвегии

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
23 февраля 2017, 11:45

Похоже, от «болезни» под названием евроскептицизм не существует иммунитета. От нее не застрахованы даже самые благополучные страны. Через полгода станет ясно, насколько соответствует эта теория действительности на примере Норвегии, королевства на севере Европы с очень высоким уровнем жизни, где, казалось бы, у популистов не может быть широкой базы поддержки в отличие от проблемных стран.

DPA/TASS
Инсталляция, посвященная выходу Великобритании из ЕС

В Норвегии есть свои популисты и евроскептики– аграрная партия Центра. Ее лидер, а значит и вся партия отрицательно относятся не только к Евросоюзу, но и к свободной торговле. Эта партия, готовящаяся через четыре года отмечать столетний юбилей, успешно охотится как за консерваторами, так и за сторонниками прогресса, твердо противостоит централизации, волкам, которых в королевстве осталось лишь 68, и сыру из-за границы...

Сейчас партия Центра находится, пожалуй, на пике популярности за всю свою без малого столетнюю историю. Внешние катализаторы этого успеха на поверхности. Это выход Великобритании из Евросоюза и победа в ноябре на президентских выборах в Америке Дональда Трампа. Популярность «центристов» достигла таких высот, что они всерьез намерены попытаться отнять в сентябре власть у консерваторов. На кону стоят добрососедские отношения между Норвегией и ЕС, потому что в случае победы партии Центра они станут значительно менее добрососедскими.

Впрочем, сами «центристы» стараются не сгущать краски и предпочитают позиционировать себя умеренными евроскептиками.

«Надеюсь, Брюссель понимает и видит необходимость децентрализации,- подчеркнул в интервью агентству Bloomberg 39-летний лидер партии Трюгве Слагсвольд Ведум, который утверждает, что его партия не будет ниспровергать все устои.- Европейские власти должны больше доверять чиновникам на местах».

Три года назад Ведум стал самым молодым лидером партии Центра в ее вековой истории. Родился он на востоке королевства, в Хамаре, недалеко от Лиллехаммера; работал фермером, а с 2005 года заседает в стортинге (парламенте). У Трюгве несмотря на молодость уже имеется опыт руководящей работы – в предыдущем правительстве он руководил министерством сельского хозяйства.

Трюгве Ведум много сделал для резкого рывка в популярности «центристов». Его программа носит откровенно антицентрализационный и антиистеблишментовский характер. Эти два кита привлекают к «центристам» многих норвежцев, причем, как с правого, так и с левого фланга политического спектра. На выборах 2013 года партия Центра набрала лишь 5,5% голосов и получила только 10 мест в стортинге. Сейчас ее рейтинг почти вдвое выше и перевалил за 9%. Учитывая, что главные мейнстримовские силы: правящая Консервативная партия и Партия прогресса теряют популярность, а «центристы» за оставшиеся полгода способны еще прибавить, не приходится удивляться, что все больше политологов называют партию Центра одним из фаворитов предстоящих парламентских выборов. Солидный потенциал аграрной партии хорошо заметен на следующем примере: партия с «сельскими» корнями делает сейчас большие успехи и в городе. 

Партия Ведума выступает против планов властей закрыть удаленные больницы и упразднить маленькие муниципалитеты. «Центристы» возражают и против планов премьера Эрны Сулберг «растолкать» экономику при помощи нефтедолларов.

Ведум, конечно, заметил неловкую и неумелую реакцию демократий в западных странах на усталость общества от глобализации и наплыва мигрантов и сейчас успешно разыгрывает национально-патриотическую карту.

«Норвежцы гордятся своими фьордами и многообразием своей страны»,- уверен он.

Явно нравится большинству потомков викингов и еврофобская позиция Ведума и его партии, которые считают, что норвежское правительство слишком лебезит перед Брюсселем. Так же, как Трамп, многосторонним договорам и соглашениям он предпочитает двусторонние.

Партия Центра критически относится к Европейскому экономическому пространству с момента его провозглашения в 1994 году. Ведум считает, что его партия может еще больше повысить свой рейтинг на антиеэсовских настроениях, воспрянувших после референдума о членстве Британии в ЕС и благодаря таким популистам, как Марин Ле Пен, итальянскому движению «Пять звезд» и немецкой партии «Альтернатива для Германии».

Всплеск таких настроений в Норвегии тем удивительнее, что норвежские фермеры не могут чувствовать себя обделенными при дележе «нефтяного» пирога. Достаточно сказать, что государственные субсидии для сельского хозяйства в Норвегии почти втрое больше средних субсидий среди членов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD). Благосостояние фермеров в северном королевстве надежно защищают около сотни финансово-экономических механизмов типа ценовой поддержки и налоговых льгот.

Пять лет назад, когда у власти находилось правительство во главе с лейбористами, партия Центра была одним из авторов идеи введения пошлин на импортную говядину, баранину и твердые сыры. Введение астрономических тарифов, доходивших до 429% (!), сильно рассердило Брюссель.

Не исключено, что сейчас «центристам» вновь придется разделить власть с лейбористами, которые, к слову, относятся к объединенной Европе с придыханием. Однако, учитывая стремительный рост авторитета и популярности партии Центра, можно смело предположить, что ее новое сотрудничество с Лейбористской партией будет куда более бурным, чем предыдущее.