Удаленная работа становится все популярнее

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
24 февраля 2017, 10:10

Alamy/TASS
Читайте Monocle.ru в

Общее количество сотрудников, работающих удаленно вне офиса работодателя, продолжает стабильно расти. Как подсчитали о Всемирной организации труда, выпустившей совместный с и Европейским фондом по улучшению условий жизни и труда, в развитых странах доля таких сотрудников на рынке труда составляет 17%, а в ряде стран, в частности в Японии и США, уже достигает почти 40% от всех работающих.

В большинстве случаев сотрудники, работающие удаленно, занимают позиции менеджеров или специалистов и при этом соответствуют критериям самозанятых, пишет «КоммерсантЪ», ссылаясь на текст доклада. Так, в странах ЕС около 10% сотрудников в 2015-2016 годах работали удаленно время от времени, 5% работают фактически вне привязки к офису, 3% работников ежедневно выполняли удаленную работу из дома.

Наибольший уровень таких сотрудников был зафиксирован в Дании (9% работающих из дома, 10% часто работающих вне офиса в различных местах, 15-18% работающих удаленно время от времени), Швеции (5%, 10% и 18% соответственно) и Нидерландах (6%, 10% и 14%), наименьший — в Чехии (2%,3% и 5%), Греции (2%,3% и 4%) и Италии (1%, 2%, 6%). Наиболее высокие показатели удаленной работы за пределами Европы демонстрируют США и Япония — 37% и 32% работников соответственно.

В среднем более 60% занятых удаленно работают из дома, 16% — на рабочих местах, предоставляемых заказчиком, и 11% — во время поездок на транспорте. Женщины предпочитают работать из дома несколько чаще мужчин, отмечают авторы доклада. При этом подсчитать количество удаленных работников в России из-за сложностей их учета пока не представляется возможным.

В развитых странах драйверами роста сейчас выступают предпринимательские, ИТ-компании, для которых удаленная форма работы даже желательна, так как позволяет привлечь талантливых людей вне зависимости от их месторасположения, констатирует исполнительный директор Ассоциации независимых директоров Игорь Розанов. У нас же, по слрвам эксперта, к фрилансерам пока относятся с неким недоверием, так как возникает вопрос контроля и результативности их действий.

Вместе с тем в России это направление трудовой занятности развивается сегментировано: если в сфере IT-бизнеса и IT-услуг, копирайтинга оно получило широкое распространение, то, например, в сфере юриспруденции, где зачастую важен личный контакт с людьми и личное участие в процессах, удалённый тип занятости сведён к минимуму. 

Удалённая занятость развиваться первостепенно в тех странах, где специально поддерживается правительством для улучшения условий труда или вовлечения женщин либо, рассказывает руководитель бизнес-направления "Подбор персонала и аутплейсмент" компании Интеркомп Дмитрий Ларин. В этих странах, по его словам, на должном уровне находится IT-сектор, происходит модернизация экономики, внедряются новые типы производства и экономических отношений. Россия в этом плане несколько отстаёт от развитых стран Европы и США. 

С точки зрения культурного контекста, отмечает Ларин, в России пока остаются пережитки контроля за процессом, нежели результатом – вероятно, это одна из причин, по которым этот мировой тренд нас пока касается минимально. При этом в ИТ сфере в последние годы такой тренд определённо есть. Это может быть вызвано не только «лучшими практиками» западных компаний, но и дефицитом сотрудников (что только не предложишь, лишь бы привлечь редкого специалиста!) и психологическими особенностями представителей определенных профессий - ни для кого из рекрутеров не секрет, что мотивировать «ИТишника» при подборе на вакансию стоит совершенно иными «плюшками» нежели финансового контролера.

Необходимо учитывать и тот факт, продолжает эксперт, что для крупных компаний крайне важное значение имеет защита корпоративных данных и коммерческой тайны. Это касается не только флэш-накопителей, но и передачи/доступа к данным сотрудником, не находящимся непосредственно в стенах компании. Поэтому тренд на «удалёнку» логичнее для стартапов, а также небольших и средних компаний. 

Потенциальным преимуществом и возможностью для большего развития этой тенденции в России является, например, количество часовых поясов: это позволяет людям выполнять работу для заказчиков, которые находятся на значительном удалении в удобное для конкретного часового пояса время.

В целом, заключает Дмитрий Ларин, тенденции в сторону как удаленной работы (зачастую она бывает проектной, а иногда это обычный freelance), так и предоставления сотрудникам определенного числа дней работы из дома (home office), в последние несколько лет в Интеркомп фиксируют. Но явного поворота всего рынка труда РФ в этом направлении пока нет и, с учетом малого притока в Россию международного бизнеса, скорее всего, в ближайший год не будет – пока столь интересный тренд больше касается отдельных сфер и прогрессивных компаний.