После «захвата» нескольких итальянских компаний французскими конкурентами на полуострове начало усиливаться негодование против соседей. Первой это негодование может испытать, что называется, на собственной шкуре французская медиа-компания Vivendi SA, которая хочет поглотить итальянских конкурентов Mediaset SpA и Telecom Italia SpA.
За последние пять лет французские компании потратили на поглощения в Италии 41,8 млрд долларов. Среди последних таких поглощений можно назвать покупки Essilor International SA итальянской компании Luxottica и Amundi SA - UniCredit SpA.
В конце концов обеспокоенность итальянского бизнеса агрессивностью конкурентов из Франции дошла и до правительства Италии. Итальянские власти сосредоточили свои усилия в нескольких областях, где возможно вмешательство при помощи действия регуляторов или помещения «своих» людей в советы директоров и правления для того, чтобы влиять на принятие решений.
«Мы – компания, в которой говорят на итальянском, а не на французском языке,- рассказал в интервью агентству Bloomberg исполнительный директор Intesa Sanpaolo SpA Карло Мессина.- Поэтому мы и защищаем нашу итальянскую идентичность. Если кто-то делает это, говоря по-французски, мне становится смешно».
Банк Мессины сейчас прорабатывает вариант слияния со страховой компанией Assicurazioni Generali SpA. Приведенные выше слова он произнес после того, как директором Generali назначили француза, а также в результате слухов относительно того, что французский страховой гигант Axa SA может купить Generali.
Стремление защищать итальянскую идентичность может помешать намерениям французского миллиардера Венсана Боллора создать европейский медиагигант. Боллор крупнейший акционер французской медиа-компании Vivendi SA, которая, в свою очередь, крупнейший акционер Telecom Italia и второй по объему пакета акций в миланской компании Mediaset. Попытки Боллора усилить свое влияние в Telecom Italia и Mediaset уже вызвали раздражение в Италии.
В министерстве финансов Франции утверждают, что недавние приобретения французскими компаниями итальянских имеют смысл и вовсе не означают, что Франция пытается взять под контроль итальянскую экономику. В Италии правительства много лет стабильно нестабильные, поэтому инвесторов привлекает во Франции и политическая стабильность.
«Существует естественная тенденция для французских компаний поглощать итальянские, поскольку инвесторы считают Францию более стабильной и более подходящей для размещения штаб-квартир глобальных компаний, как это следует из недавней сделки Essilor-Luxottica»,- объясняет профессор миланского университета Боккони Джузеппе Берта.
У итальянцев в довершение ко всему остались малоприятные воспоминания о попытках помешать поглощению итальянских компаний французскими в прошлом. Итальянские инвесторы спасли Alitalia от поглощения Air France-KLM в 2008 году благодаря уговорам премьера Берлускони, который делал упор на национальную гордость и любовь к родине. Однако дело закончилось продажей контрольного пакета акций итальянского авиаперевозчика несколькими годами позже авиакомпании из ОАЭ Etihad Airways PJSC.
И все же несмотря ни на что правительство Италии не намерено без борьбы отдавать лучшие итальянские компании зарубежному бизнесу. Италия так же, как другие европейские страны, пытается усиливать влияние государства в сделках с иностранными инвесторами. Особенно, с китайскими.
Министр экономического развития Италии Карло Календа заявил в парламенте, что он вместе с Зигмаром Габриэлем работает над предложениями укрепить полномочия государства и позволить властям эффективнее защищать свои стратегические фирмы от покупки иностранным бизнесом. Речь в частности идет о том, чтобы разрешить правительству налагать вето на все операции со стратегическими активами, включая телекоммуникационную индустрию и, естественно, Telecom Italia.