Пекин готов оплачивать восстановление Сирии

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
7 февраля 2017, 15:30

На восстановление разрушенной сирийской экономики и инфраструктуры потребуется триллион долларов. Не исключено, что главным участником грандиозного проекта будет Пекин

Zuma\TASS
Читайте Monocle.ru в

Многочисленные сигналы, поступающие из Белого дома, считает журнал National Interest (NI), указывают на то, что Дональд Трамп готов предоставить Владимиру Путину свободу рук в Сирии. Правда, с несколькими условиями: Россия должна уничтожить «Исламское государство», помочь сирийским курдам и удалить с полей сражений в Сирии Иран и «Хезболу». Даже если Кремль пойдет на эту сделку и выполнит ее условия, перед ним останется очень сложная проблема – где взять деньги на восстановление Сирии из руин после того, как там умолкнут пушки и автоматы. Конечно, никто не в состоянии точно подсчитать расходы, но чаще всего западные источники называют, возможно, для округления, один триллион долларов.

У Москвы, конечно, таких денег нет, хотя бы потому что операция российских ВКС в Сирии, которая началась осенью 2015 года, обходится как минимум в 3 млн долларов ежедневно. Богатые нефтяные монархии Персидского залива не намерены оплачивать восстановление Сирии, если у власти останется Башар Асад. Нет денег для союзника и у Ирана, у которого опять начались экономические трудности на фоне ухудшения отношений с новой американской администрацией.

И все же ситуация не безнадежна, потому что есть Китай. В Пекине, судя по всему, и могут, и хотят платить за восстановление Сирии. Не всю сумму, конечно, но как минимум, значительную ее часть. При этом Поднебесная должна быть экономически заинтересована в оказании помощи Сирии. Наверняка, Пекин потребует, чтобы в восстановлении Сирии участвовали и остальные страны БРИКС. Все пять членов этого неформального объединения входят в G 20 и обладают быстро развивающимися экономиками. В этих странах живет половина населения планеты – 3,6 млрд человек. Суммарный ВВП БРИКС составляет 16,6 трлн долларов или 22% мирового ВВП.

Москва, считает NI, тоже хочет восстанавливать Сирию на деньги БРИКС. Идея витает в воздухе. Кое-кто уже ведет переговоры с Дамаском по участию в восстановлении страны. Летом прошлого года, например, индийская компания Bharat Heavy Electricals Ltd (BHEL) заявила о готовности вложить треть миллиарда долларов в строительство электростанции в Сирии и в уже начатый проект возведения металлургического завода в Хаме.

Пекин придерживается политики мирного решения сирийского конфликта и считает, что свержение режимов при помощи вмешательства извне устарело. Этой же позиции КНР придерживалась еще в 1999 г. во время бомбежек НАТО Сербии. Пекин дважды прибегал к вето в Совете безопасности ООН, чтобы отвергнуть поддерживаемые Францией и Саудовской Аравией резолюции против правительства Асада.

В августе 2016 г. в Дамаске побывала делегация Министерства обороны КНР во главе с адмиралом Гуанем Юфэем, который руководит Управлением международного сотрудничества в Центральной военной комиссии КНР. ЦВК руководит китайской армией, численность которой достигает 2,3 млн человек.

Газета Global Times, издаваемая рупором КПК «Жэньминь жибао», сообщила, что НОАК направила в Сирию военных инструкторов и военный персонал. Кроме этого, Пекин поставляет правительственной армии снайперские винтовки и гранатометы.

Озабоченность Пекина событиями в Сирии объяснима. В Китае боятся, что многие уйгуры, исповедующие ислам, воюют на севере Сирии на стороне исламистов. Один из уйгурских боевиков, вернувшийся из Сирии, готовил серию терактов на северо-западе КНР и был задержан.

В Пекине осознали, насколько активно китайские уйгуры участвуют в событиях в Сирии лишь после того, как отправили своего агента на территорию, контролируемую повстанцами. По его информации, в Сирии на стороне исламистов воюет не менее 300 уйгуров. Китайские власти хотят, чтобы их или уничтожили в Сирии, или экстрадировали на родину, где их ждет трибунал по обвинению в совершении военных преступлений.

Двусторонние отношения между Пекином и Дамаском начались в 1956 году. Сирия вместе с Египтом первыми в арабском мире признала КНР и прислала в Пекин посла.

Китай много продал Сирии оружия. В 1988 году китайцы поставили Дамаску даже партию ракет M-9, а с 96-го года начал поставлять и военные технологии. Асад стал в 2004 году первым сирийским лидером, посетившим Пекин с официальным визитом. В начале гражданской войны в Сирии Китай был ее главным торговым партнером. По объему торговли Поднебесная опережала даже Россию. Китайский экспорт в Сирию составил в 2010 году 2,4 млрд долларов. В основном, это были средства связи, электронное оборудование и тяжелая техника.

Самые крупные китайские инвестиции приходятся на сирийскую нефтяную промышленность. China National Petroleum Corporation имеет большие пакеты акций обеих крупнейших нефтяных компаний Сирии, работавших на месторождении Хайян. Многомиллиардный проект по разведке и освоению других месторождений нефти в Сирии сейчас заморожен, потому что все они находятся под контролем ИГ.

Китайское посольство в Дамаске находится вблизи от американского. Оно работает все пять лет, что в Сирии идет гражданская война. Причем, работает на посольском уровне. Сотрудники посольства КНР в курсе всех проектов восстановления сирийской экономики и инфраструктуры, в которые пока не пускают конкурентов из других стран. Шансы на то, что основная часть многомиллиардного восстановления достанется китайскому бизнесу, по мнению NI, высоки. Правда, без согласия Москвы здесь не обойтись. Это значит, что у России появляется еще один довод в отношениях с Поднебесной.