ЦБ опубликовал проект указания, согласно которому российские кредитные организации в очередной раз ждет резкое ужесточение нормативов в сфере потребительского кредитования. Впрочем, это коснется только банков, выдающих потребительские кредиты без обеспечения под высокие процентные ставки. Для них будут существенно увеличены коэффиенты риска.
Так, для кредитов, полная стоимость которых составляет 25-30% годовых, может быть введен коэффициент риска в 140% вместо 110%, существующий на сегодняшний день. Для кредитов с полной стоимостью 30-35% годовых коэффициент риска взлетит почти втрое - до 300%. Для займов с полной стоимостью выше 35% годовых коэффициент риска увеличится до 600%.
В проекте подчеркивается, что речь идет только о вновь выданных кредитах, изменения могут вступить в силу с 1 марта. Целью изменений регулятор называет предотвращение "пузырей" на кредитном рынке, а также стимулирование снижения процентных ставок. Очевидно, что подобные меры также должны снизить риски перегрева потребительского спроса, который, в свою очередь, оказывает инфляционое давление.
Как заявила в ноябре Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина, модель экономики, в основе которой лежало потребление за счет доходов от экспорта сырья, себя окончательно исчерпала, хотя в ближайшие годы ее радикальной перестройки не произойдет. По ее словам, на смену изжившей себя потребительской модели поведения населения должна прийти "сберегательно-инвестиционная ".
"Прежняя модель экономики, основанная на экспорте сырья и стимулировании потребления, в том числе через потребительское кредитование, исчерпана. Мы видели затухание темпов роста даже до падения цен на нефть, и это проявляется в том, что потенциальные темпы роста сейчас оцениваются нами где-то ниже 2%, если не будут осуществлены структурные изменения», - отмечала глава ЦБ.
По мнению Набиуллиной, новая модель предполагает, что граждане вместо потребления будут сберегать деньги в рублях на банковских депозитах, не опасаясь, что их усилия будут напрасными из-за высокой инфляции, долгового или финансового кризиса.
Потребительское кредитование переживает не самый лучший период, констатирует заместитель председателя правления Росгосстрах Банка Аскер Еникеев. Розничный кредитный портфель падает на протяжении последних двух лет, рассказывает он. На сегодняшний день банки практически всегда выдают кредиты только заемщикам с положительной кредитной историей, преимущественно собственным клиентам. Однако ситуация потихоньку меняется: с одной стороны, банки уже смотрят в сторону кредитования и готовы начать выдавать потребительские кредиты с учетом новых рисковых политик, с другой стороны, налицо образовавшийся кредитный голод у потенциальных заемщиков.
В результате, указывает эксперт, такое положение вещей может спровоцировать разогрев кредитного конвейера с непосильными кредитными обязательствами, при том что ситуация в экономике пока не улучшается, а реальные доходы граждан не растут.
На сегодня совершенно очевидно, что возобновление потребительского кредитования в достаточной мере сможет разогнать инфляцию, что не входит в планы ЦБ. В этой связи ЦБ действует последовательно: руководители ЦБ неоднократно заявляли о недопустимости очередного кредитного пузыря и о необходимости больше сберегать и меньше пользоваться кредитами.
Предложенный проект ЦБ являются подтверждением озвученной политики и превентивной мерой, которая направлена на то, чтобы снизить риск очередного витка закредитованности граждан и разгона инфляции. Банки, полагает Аскер Еникеев, будут вынуждены еще больше «закрутить» рисковые политики, чтобы выдавать кредиты категориям заемщиков с пониженным риском по сравнительно низким ставкам, чтобы избежать дополнительной нагрузки на капитал в виде резервов. Это указание ЦБ, безусловно, будет сдерживать рост рынка потребительского кредитования.
Но вообще, полагает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов, действия ЦБ - это не простое «закручивание гаек», а реакция на реальную ситуацию, сложившейся в банковском секторе в потребительском кредитовании. В экономике кризис, высокая безработица (официально 5-6%, а на деле - около 15%), высокая инфляция (официально - 4-5%, на деле цены на некоторые группы товаров за 2 года выросли в 1.5-2 раза), и без кредита некоторые группы товаров становятся недоступны. Рынок потребительского кредитования растет на 10-15% за год, при этом очевидно, что платежеспособность населения падает. Официальный уровень просрочки по потребкредитам находится примерно на уровне 15-17%, а в реальности он может быть в разы выше.
В этой ситуации регулятору, считает эксперт, проще всего ужесточить требования к банкам, то есть ввести запретительные условия по наиболее проблемным кредитам, по наиболее сложным категориям заемщиков, и банки просто перестанут их кредитовать, или пойдут на хитрые условия в виде добавления к кредитному договору огромных комиссий. В принципе, со стороны регулятора это логичный шаг, но он борется с симптомом, а не с причиной, которая заключается в том, что при низкой инфляции, стагнации в экономике у нас аномально высокая ключевая ставка, которая и делает кредиты такими дорогими, для банков просто невозможно выдавать их дешевле, чем под 25-30% годовых.
10% «съедает» ключевая ставка, еще 10% - это операционные расходы банка, и около 10% составляет, собственно, прибыль банка - это если очень упрощенно разложить годовую ставку в 30% на составляющие. В дальнейшем, уверен Александр Шустов, пострадает не только кредитование физлиц, но и кредитование малых и средних предприятий, которые получают кредиты по той же ставке, но банки смогут выдавать еще меньшие их объемы - ведь резервы по физлицам вырастут. Кредитование под низкую ставку - это то, что могло бы дать импульс роста российской экономике, но пока, к сожалению, в приоритете регуляторов - низкая инфляция.