Как говорится в сообщении Росстата, доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в прошлом году достигла исторического максимума – 22,3%. Основной вклад в рост показателя внес оборонно-промышленный комплекс, тогда как доля сырьевого сектора в показателе постепенно снижается, пишут «Известия» со ссылкой на источники, близкие правительству и статистическому ведомству.
По данным Росстата, в 2011 году доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП составляла 19,6%. В следующие годы показатель постепенно увеличивался, хотя в 2015 году несколько просел до 21,5%. В прошлом году долю удалось довести до 22,3% — такого высокого результата в российской экономике еще не было.
Впрочем, некоторые эксперты сомневаются в том, что оборонная промышленность может быть основным драйвером роста экономики, но может поддержать его. Так, заявил изданию главный экономист БКС Владимир Тихомиров, доля сырьевого сектора в российской экономике значительно выше, поскольку с ним опосредованно связаны все другие — транспорт, инфраструктура. Поэтому оборонка может поддержать рост, но не быть его источником.
Если развитие военно-промышленного комплекса приведет к увеличению объемов экспорта вооружений в другие страны, это вполне может поддержать экономический рост в России, возражает Директор Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов. Фактически рынок вооружений контролируется тремя глобальными игроками. В совокупности на Соединенные Штаты, Евросоюз и Россию приходится более 80 процентов экспорта вооружений. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в 2011–2015 годах доля России на рынке экспорта вооружений достигала 25%, тогда как у США доля – 33% у Китая почти - 6%, Франция - 5,6%, Германия - 4,7%, Великобритания - 4,5%.
Однако, говорит Коптелов, усиливающееся технологическое отставание российской промышленности негативно влияет на российские позиции на рынке вооружений, по подсчетам Центра анализа мировой торговли оружием, с 2012 года США постепенно увеличивает свою долю рынка, тогда как российская доля снижается. Инновационные разработки в военной сфере могут дать серьёзный импульс роста и в гражданской промышленности, так как многие технологии, которые мы сейчас активно используем, изначально были разработаны для военных.
Да, сильным драйвером экономического роста в самой России оборонка быть не может, так как рынок вооружений ограничен, к тому же на нем серьёзная конкуренция при доминировании США и их союзников. Тем не менее, подчеркивает эксперт, развитие военной промышленности может стать источником технологических новинок, с применением которых могут будут сделаны «прорывные» продукты для гражданской сферы, которые впоследствии и обеспечат экономический рост. Проблема лишь в том, что в российской истории редко получалось достигнуть синергии в развитии военной и гражданской промышленности.
Стоит взглянуть на «рекорд» с другой стороны, полагает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. В 2011 году (именно тогда впервые Росстат рассчитал этот показатель) на долю высоких технологий приходилось 19,6% ВВП, при этом рост внутреннего валового продукта составил 4,3%, в 2016 году доля выросла до 22,3%, однако динамика роста ВВП оказалась отрицательной, по данным Минэка -0,6%, по данным Росстата -0,2%. Отмечу, что и в самом Росстате особо не отрицают того факта, что «рекордные» показатели были достигнуты за счет снижения вклада в ВВП других отраслей, под которыми, конечно, в первую очередь надо понимать добывающий сектор. Так вот средняя цена нефти в 2011 году составила 110 долларов, в 2016 году - 41,9 доллара, то есть даже с учетом роста объемов добычи, вклад добывающей отрасли в формирование ВВП существенно сократился.
Так вот, говорит эксперт, отсюда возникает вполне логичный вопрос - стоит ли говорить о росте доли высокотехнологичной продукции в валовом продукте или же мы видим его резкое снижение? По мнению Антонова, ответ более чем очевиден и, увы, неутешителен, поскольку по большому счету, даже с учетом роста государственных инвестиций в обновление технического оснащения армии в последние три года, суммарный объем в денежном выражении производимой в России высокотехнологичной продукции за последнюю пятилетку положительной динамики не показывает. Даже если допустить тот факт, что рост все же есть, по сути действительно локомотивом производства высокотехнологичной продукции в России выступает, как и 25 лет назад, оборонка и госкорпорации, такие как Русгидро, Росатом, и с оговоркой Роснано.
Потребительская электроника, бытовая техника, IT, медицинская и вычислительная техника, приборостроение…- здесь, увы, существенного сдвига до сих пор не произошло, даже несмотря на запущенные механизмы импортозамещения. Например, на отечественном рынке медицинской техники доля российских производителей не дотягивает и до 10%, потребительской электроники (смартфонов, планшетов, пк, ноутбуков) в России не производится вовсе. Производство военной техники, силовых установок, реакторов и генераторов - это, безусловно очень прибыльное для государства дело, однако этого недостаточно для развития высокотехнологичной продукции в стране.