Внешний долг в зоне риска

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
9 февраля 2017, 11:23

Антон Белицкий/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Согласно статистике, опубликованной в ежеквартальном отчете Банка России, показатели устойчивости российской экономики к бремени внешнего долга продолжают ухудшаться. Так, соотношение внешнего долга к ВВП достигло рекордной отметки с 2004 года - 42%. На конец 2015-го года этот показатель составлял 39%, в 2014-м - 29%, в 2013-м - 33%.

По итогам 2016 года внешний долг РФ вырос на 0,05% - до 518,7 млрд долларов, при этом в пересчете на душу населения эта сумма составляет 3538 долларов. За критическим порогом внешний долг РФ находится все последние 12 лет: в 2015 году его обслуживание стоило 32% всех валютных поступлений в Россию, а в 2007-м - 44%.

До нового минимума за 12 лет упала обеспеченность внешнего долга валютными поступлениями: к концу сентября общая сумма задолженности в 1,57 раза превышала годовые доходы страны от экспорта товаров и услуг, объем которых опустился до минимальной отметки с 2005 года (279 млрд долларов). В то же время на обслуживание полученных на Западе кредитов (процентные платежи и погашения) на конец третьего квартала должно было уходить 40% всего притока валюты в Россию от экспорта.

По методологии Международного валютного фонда и Счетной палаты России, к которым отсылает в своем отчете сам ЦБ, это значение находится выше критического порога, составляющего 25%. "Показатель "платежи по внешнему долгу/экспорт" имеет ключевое значение при анализе платежеспособности дебитора. Критическим считается коэффициент, если расчетная сумма годовых платежей превышает 25% экспорта", - говорится в материалах СП.

Данные по соотношению внешнего долга и ВВП приводятся Центробанком по состоянию на сентябрь 2016 г., на конец третьего квартала. Устойчивость действительно критическая, соглашается аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Однако, обращает внимание он, именно после этого срока происходят позитивные перемены, если оценить ситуацию на 2017 год. Проанализируем их. Сумма внешнего долга ещё росла в 1-3 кварталах на 0,2%. Но уже в 4 квартале немного снизилась  – на те же 0,2%, с 519,4 млрд. дол. до  518,6 млрд. дол. на 1 января 2017 года, по данным ЦБ.

Оценки ВВП за 4 квартал пока нет, но она наверняка положительная, полагает эксперт. Поскольку Росстат в феврале привёл общую цифру снижения ВВП за 2016 год на 0,2%. А за  три квартала 2016 года падение составляло ещё 0,7%. Поэтому можно предположить, что 4 квартал показал некоторый рост – примерно на 0,5%. Итак, долг уменьшился на 0,2%, а ВВП вырос на 0,5%. Поэтому соотношение долг/ВВП, по нашим грубым подсчётам, снизилось за данный период на 1,9%, то есть примерно до 40%. Это отход от опасной черты и возможное проявление достижения кризисного «дна» показателя, после которого наступает улучшение. До сентября 2017 г. планируется погашение  61,8 млрд долларов. Оно может дополнительно уменьшить долг к ВВП. 

Для этого, указывает Марк Гойхман, есть многие предпосылки. Прежде всего – нефтяные цены. С сентября по январь цена Brent поднялась  с 46 до 55 долларов за баррель, то есть почти на 20%. И устойчиво удерживается на данных уровнях. Это повышает и ВВП, и доходы бюджета и корпораций, что позволяет в перспективе продолжить сокращение внешнего долга. Предполагаемый рост ВВП в 2017 г. превысит 1%, при сохранении устойчивости нефтяных цен.

Безусловно, добавляет TeleTrade, существуют риски.  В случае неожиданного уменьшения котировок углеводородов, оттока средств иностранных инвесторов из российских активов, что повысит курс доллара и осложнит выплаты. Однако риски выглядят умеренными из-за среднесрочных факторов сохранения благоприятной конъюнктуры и некоторого улучшения ситуации в экономике.

То, что мы видим сейчас, – это, по сути, следствие девальвации 2014-2015 годов, которая привела к падению реального платежеспособного спроса внутри страны, а, значит, и к сокращению оборотов и совокупной прибыли в корпоративном секторе в валютном исчислении, полагает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Естественно, ухудшилось показатели обеспеченности долга.  Но что в этой ситуации делает ЦБ и Минфин? Они предлагают следовать "рецепту Кудрина" - изымают рублевую ликвидность, наращивают инвестиции в низкодоходные  долларовые активы за рубежом и тем самым консервируют ситуацию. 

Гораздо продуктивнее, полагает эксперт, выглядела бы иная политика: частичный выкуп  с рынка собственного валютного долга вместо наращивания объёмов размещения долларов в ценных бумагах в США и ЕС. Это бы и снизило затраты на уплату процентов, и сократило долговую нагрузку. Пусть на первых порах и незначительно.