С 1 марта на всех украинских предприятиях на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик вводится внешнее управление, если эти предприятия не были зарегистрированы в ДНР и ЛНР. Как сообщает агентство «Прайм», данное решение было принято главами республик в ответ на транспортную блокаду Донбасса, начавшуюся в конце января.
На экстренных заседаниях в понедельник парламентарии ДНР и ЛНР приняли соответствующие изменения в законодательство. Они позволяют вводить внешнее управление на предприятиях украинской юрисдикции, которые не зарегистрируются на территории республик до 1 марта.
"Остановил работу Енакиевский металлургический завод, некоторые другие предприятия, их надо запускать. И, если они не перерегистрируются до среды, то все они переходят под наш контроль полностью. Это касается и стадионов, и гостиниц", — заявил накануне глава ДНР Александр Захарченко.
25 января представители так называемых украинских добровольческих батальонов, поддерживаемые рядом депутатов Рады, заблокировали движение грузовых поездов с углем, следующих из неподконтрольных Киеву районов Донбасса. Радикалы объяснили свои действия необходимостью борьбы с контрабандой. В результате страна столкнулась с острым дефицитом угля антрацитовой группы. 15 февраля правительство ввело на месяц режим чрезвычайной ситуации в энергетике, но каких-либо решительных действий по прекращению блокады так и не было сделано.
Блокада железнодорожного сообщения с Донбассом действительно нанесла кооперационным связям ДНР и ЛНР с Украиной едва ли не больший удар, чем длящаяся третий год АТО, отмечает независимый аналитики Дмитрий Адамидов. Суть проблемы в том, объясняет он, что основные потребители донбасского угля - это металлургические предприятия Украины, прежде всего Криворожский комбинат. Поэтому остановка поставок угля – это паралич не только работы шахт Донбасса, но и металлургии Кривого Рога, а также других потребителей угля по всему востоку и центру Украины.
Понятно, отмечает эксперт, что блокада, как и большинство других событий на Украине в последние годы – следствие борьбы между собой украинских олигархов, но если предыдущие эпизоды этой борьбы все же не разрушали экономическое единство страны, то блокада, если она не будет прекращена в самое ближайшее время, может запустить действительно необратимые дезинтеграционные процессы.
Правда, полагает Дмитрий Адамидов, скорее всего, в последний момент разум возобладает и поставки будут восстановлены. Поскольку объективно Россия не нуждается в таком количестве дополнительного угля, а Украина совершенно не заинтересована в остановке металлургических предприятий. Правда политическая ситуация на Украине сегодня такова, что власть просто не контролирует многочисленные вооруженные формирования праворадикалов и «ветеранов АТО» и просто не может эффективно защищать национальные интересы, даже если этого и хочет. Это остается главным риском как для Украины в целом, так и для рассматриваемой коллизии.
Вообще же, считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, результат национализации украинских предприятий будет не таким, как его представляют в ДНР и ЛНР, и не таким, как его представляет Украина. Причина в том, что эти территории находятся в состоянии длительного военного и национального конфликтов, и просто так взять огромные заводы, и заставить их работать по новым правилам - очень сложно. Гораздо логичнее предположить, что именно вопрос юрисдикции расколет управленческие команды этих предприятий, и их работа на длительное время остановится.
То есть, по мнению Антонова, ДНР и ЛНР сразу не получат какой-то прибавки к своему валовому продукту, но точно недополучат налоговые поступления, а Украина - одномоментно потеряет около 10% ВВП, а потом будет пытаться их восстановить, военными, дипломатическими и другими способами. Донецксталь это - крупнейший производитель и экспортер товарного чугуна в СНГ и Восточную Европу, Харцызский трубный завод - очень крупный по масштабам СНГ изготовитель труб для газо- и нефтепроводов, Енакиевский метзавод - один из ведущих мировых производителей заготовок.
Сложные производственные цепочки на этих заводах делают невозможной одномоментную смену менеджмента, эти коллективы формируются и обучаются десятилетиями. Какая-то часть работников, скорее всего, покинет свои предприятия, чтобы не попасть под уголовное преследование киевских властей, а без них заводы не смогут функционировать. Кроме того, добавляет аналитик, не смогут работать производственные цепочки национализированных предприятий – то есть промышленность юго-востока Украины. Украина не сможет получать донбасский уголь - но этот уголь в итоге все равно придется куда-то экспортировать, и, скорее всего, он будет экспортирован в Россию, а оттуда - кто знает, может быть, и снова на Украину, но цена уже будет существенно выше.